РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Особенности социальной ситуации дошкольника 6
1.1 Дошкольный возраст (3-7 лет) 6
1.2 Развитие социальных навыков 14
1.4 Основные особенности детского церебрального паралича 18
2 Анализ развития социальных навыков у дошкольника с детским
церебральным параличом 21
2.1 План исследования 21
2.2 Схема оценки ситуации семьи 22
2.3 Взаимоотношение с окружающими людьми 23
2.5 Диагностика игровой деятельности дошкольника с детским
церебральным параличом 26
2.6 Планирование педагогических действий 30
2.7 Анализ динамики сформированности игровых навыков у
дошкольника с детским церебральным параличом. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ А 41
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 43
ПРИЛОЖЕНИЕ В 47
1 Особенности социальной ситуации дошкольника 6
1.1 Дошкольный возраст (3-7 лет) 6
1.2 Развитие социальных навыков 14
1.4 Основные особенности детского церебрального паралича 18
2 Анализ развития социальных навыков у дошкольника с детским
церебральным параличом 21
2.1 План исследования 21
2.2 Схема оценки ситуации семьи 22
2.3 Взаимоотношение с окружающими людьми 23
2.5 Диагностика игровой деятельности дошкольника с детским
церебральным параличом 26
2.6 Планирование педагогических действий 30
2.7 Анализ динамики сформированности игровых навыков у
дошкольника с детским церебральным параличом. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ А 41
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 43
ПРИЛОЖЕНИЕ В 47
Дошкольный возраст является очень важным периодом в жизни каждого ребенка, потому что с периода рождения и до поступления в первый класс ребенок проходит значительный период развития. Данный период характерен не только физическим ростом, но так - же и психическим, и социальным развитием.
Формирование ребенка как личности происходит под воздействием окружающего его мира, в котором семья и дошкольные образовательные учреждения занимают важную роль. Для всестороннего развития личности ребенка, родителями и педагогами организовывается совместная деятельность [3].
Формирование у ребенка социально - бытовых навыков является одним из основных, ведь эти навыки способствуют процессу социализации ребенка, т.е. вхождению его в общество, в котором он будет достаточно самостоятелен, и поэтому будет чувствовать себя полноценным его членом. К навыкам и умениями, необходимым в повседневной жизни относится: самообслуживание, в хозяйственно-бытовой деятельности и т.д. совершенствование умений и навыков состоит не только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослого, у него развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям.
Развитие данных навыков для детей с детским церебральным параличом особенно важно, т.к. они испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). Нарушения двигательного и психического развития при детском церебральном параличе,
трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни,гиперопека со стороны родителей - все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и социально-бытовой ориентировки.
Несформированность социальных навыков влечет к бездеятельному образу жизни, к фактору, тормозящему дальнейшее овладение трудовыми и профессиональными навыками [3].
Именно поэтому, развитие социальных навыков так важно в общем процессе обучения и воспитания детей.
Цель - исследование условий становления социальных навыков у ребёнка с детским церебральным параличом.
Объект исследования - развитие социальных навыков у дошкольника с детским церебральным параличом.
Предмет исследования - условия формирования социальных навыков у дошкольника с детским церебральным параличом.
Задачи
1. Изучить уровень разработанности данной темы в психолого - педагогической литературе
2. Определить сущность понятия «социальный навык». Дать характеристику дошкольному возрасту
3. Подбор методов исследования (метод наблюдения, метод экспертной оценки)
4. Подбор методов исследования развития социальных навыков у дошкольника с детским церебральным параличом
5. Разработка систем игр, развивающих социальные навыки, опробование и оценка эффективности
Гипотеза - Мы предполагаем, что развитие основных социальных навыков у детей с детским церебральным параличом будет проходить успешно при создании специальных условий для освоения игровой деятельности, наряду с обычными условиями развития, которые характерны для любого дошкольника.
База исследования: Семья Димы Л, дошкольник с детским церебральным параличом, возраст 4,5 года.
Для решения поставленных целей и задач в работе были использовались следующие методы:
- Анализ психолого - педагогической литературы;
- Анализ конкретного случая;
- Метод включенного наблюдения;
- Интервью с мамой ребенка, специалистом социального центра, который посещает семью;
- Эксперимент
Формирование ребенка как личности происходит под воздействием окружающего его мира, в котором семья и дошкольные образовательные учреждения занимают важную роль. Для всестороннего развития личности ребенка, родителями и педагогами организовывается совместная деятельность [3].
Формирование у ребенка социально - бытовых навыков является одним из основных, ведь эти навыки способствуют процессу социализации ребенка, т.е. вхождению его в общество, в котором он будет достаточно самостоятелен, и поэтому будет чувствовать себя полноценным его членом. К навыкам и умениями, необходимым в повседневной жизни относится: самообслуживание, в хозяйственно-бытовой деятельности и т.д. совершенствование умений и навыков состоит не только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослого, у него развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям.
Развитие данных навыков для детей с детским церебральным параличом особенно важно, т.к. они испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). Нарушения двигательного и психического развития при детском церебральном параличе,
трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни,гиперопека со стороны родителей - все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и социально-бытовой ориентировки.
Несформированность социальных навыков влечет к бездеятельному образу жизни, к фактору, тормозящему дальнейшее овладение трудовыми и профессиональными навыками [3].
Именно поэтому, развитие социальных навыков так важно в общем процессе обучения и воспитания детей.
Цель - исследование условий становления социальных навыков у ребёнка с детским церебральным параличом.
Объект исследования - развитие социальных навыков у дошкольника с детским церебральным параличом.
Предмет исследования - условия формирования социальных навыков у дошкольника с детским церебральным параличом.
Задачи
1. Изучить уровень разработанности данной темы в психолого - педагогической литературе
2. Определить сущность понятия «социальный навык». Дать характеристику дошкольному возрасту
3. Подбор методов исследования (метод наблюдения, метод экспертной оценки)
4. Подбор методов исследования развития социальных навыков у дошкольника с детским церебральным параличом
5. Разработка систем игр, развивающих социальные навыки, опробование и оценка эффективности
Гипотеза - Мы предполагаем, что развитие основных социальных навыков у детей с детским церебральным параличом будет проходить успешно при создании специальных условий для освоения игровой деятельности, наряду с обычными условиями развития, которые характерны для любого дошкольника.
База исследования: Семья Димы Л, дошкольник с детским церебральным параличом, возраст 4,5 года.
Для решения поставленных целей и задач в работе были использовались следующие методы:
- Анализ психолого - педагогической литературы;
- Анализ конкретного случая;
- Метод включенного наблюдения;
- Интервью с мамой ребенка, специалистом социального центра, который посещает семью;
- Эксперимент
Таким образом, в результате проведенного исследования, целью которого являлось исследование условий становления социальных навыков у ребенка с нарушениями, мы можем сделать основные выводы, подтверждающие нашу гипотезу о том, что развитие основных социальных навыков у детей с детским церебральным параличом будет проходить успешно при создании специальных условий для освоения игровой деятельности, наряду с обычными условиями развития, которые характерны для любого дошкольника.
У ребенка с ограничениями жизнедеятельности в естественных условиях не было возможности проживать свою игровую деятельность, из - за этого у него не были развиты основные социальные навыки. Поэтому моя работа посвящена данной теме.
В качестве инструмента для развития социальных навыков мы использовали ведущую деятельность, сюжетно - ролевую игру. При организации игровой деятельности дошкольника с детским церебральным параличом, мы создали условия, в которых ребенок общался со сверстниками, взрослыми, в ходе этой коммуникации ребенок осваивал компоненты социальных навыков (мотивационный, когнитивный, поведенческий).
Реализованная нами программа привела к тому, что у ребенка возросли уровни освоения игровой деятельности, таким образом, мы можем утверждать, что создали условия, для формирования у ребенка с детским церебральным параличом игровых навыков.
У ребенка с ограничениями жизнедеятельности в естественных условиях не было возможности проживать свою игровую деятельность, из - за этого у него не были развиты основные социальные навыки. Поэтому моя работа посвящена данной теме.
В качестве инструмента для развития социальных навыков мы использовали ведущую деятельность, сюжетно - ролевую игру. При организации игровой деятельности дошкольника с детским церебральным параличом, мы создали условия, в которых ребенок общался со сверстниками, взрослыми, в ходе этой коммуникации ребенок осваивал компоненты социальных навыков (мотивационный, когнитивный, поведенческий).
Реализованная нами программа привела к тому, что у ребенка возросли уровни освоения игровой деятельности, таким образом, мы можем утверждать, что создали условия, для формирования у ребенка с детским церебральным параличом игровых навыков.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ ПОСРЕДСТВОМ КОНСТРУИРОВАНИЯ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - Преодоление страхов и агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с детскимцеребральным параличом посредством комплекса психогимнастических упражнений
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022 - ВЛИЯНИЕ БОБАТ ТЕРАПИИ НА РАЗВИТИЕ МОТОРНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2024 - КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ КОНДУКТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017 - Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП (Психология лиц с нарушением функции опорно-двигательного аппарата, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019



