ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ .... 9
1.1. Теоретические аспекты гендерного подхода в литературоведении 9
1.2. «Женское» и «мужское» письмо 15
1.3. Женская и мужская картина мира 21
1.4. Феномен «женского детектива» 27
Выводы 36
ГЛАВА 2. ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ДЕТЕКТИВНЫХ РОМАНАХ
А. МАРИНИНОЙ 41
2.1. «Горизонт ожидания» читателей в постсоветском пространстве и
женский детектив А. Марининой 41
2.2. Настя Каменская: преодоление гендерных стереотипов 46
2.3. Женская психоидеология в романе А. Марининой «Тот, кто знает» .... 63
Выводы 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
Термин «гендер» - относительно новое понятие в науке, особенно в России. Этот термин первоначально использовался только в качестве лексико¬грамматической категории, служащей для обозначения мужского, женского или среднего рода. Изначально понятие «гендер» встречалось в исследованиях зарубежных ученых. Так, в 1955 году в научный оборот ввел данный термин американский психолог и сексолог Джон Мани. В России гендерология находится в процессе становления. В последние годы в круг наук, которые связаны с гендерными исследованиями, все активнее вовлекаются не только социальные, философские, экономические науки, но и лингвистика, культурология, а также литературоведение. При том, что именно эта область методологически менее всего разработана как в зарубежном, так и в отечественном литературоведении.
А.С. Афанасьев в работе «Гендерный аспект изучения литературы» [3] пишет о том, что современная отечественная литературная критика активно интересуется гендерными исследованиями. Гендерный анализ в понимании российских литературоведов представляет собой рассмотрение произведений, которые пишут женщины-авторы и рассказывают о женских судьбах.
С.Ю. Воробьева в работе «Проблема «женского письма» в контексте теории гендера» [9], рассматривая исследование известных теоретиков феминистского дискурса Э. Сиксу и К. Клеман «Вновь рожденная», формулирует принципы «женского письма»:
1. Децентрированность;
2. Игнорирование бинарных оппозиций;
3. Отсутствие границы между речью и языком;
4. Бисексуальность.
Данный подход ближе всего к западному литературоведению, которое в гендерной проблематике наиболее продвинуто, чем отечественное. Гендерный анализ текста ассоциируется с терминами: «женское письмо»...
В современном отечественном литературоведении термин «гендер»
является довольно-таки новым. Изучение этого понятия и особенностей его
проявления проводилось крайне редко, что является подтверждением
необходимости рассмотрения данного вопроса. В России гендерология
находится в процессе становления. Российское литературоведение проявляет
активный интерес к гендерным исследованиям.
В ходе исследования мы выявили гендерные стереотипы в детективных
романах Александры Марининой. Для достижения поставленной цели мы
выполнили следующие задачи:
1. Рассмотрели понятие «гендер» в концепциях разных исследователей;
2. Исследовали положение термина «гендер» в современном
отечественном литературоведении;
3. Разграничили понятия «женское» и «мужское» письмо;
4. Проанализировали творчество А. Марининой с точки зрения гендерного
подхода;
5. Рассмотрели типично женскую идеологию на примере детективного
романа А. Марининой «Тот, кто знает», а также моделирование образов
и стереотипов «женственности в детективном романе «Мужские игры».
Проанализировав научные работы зарубежных и отечественных
исследователей, мы сделали следующие выводы:
1. Существует несколько определений понятия «гендер». Мы их
рассмотрели в нашей диссертации и выяснили, что первоначально
данное понятие употреблялось в рамках лингвистики и использовалось
исключительно как обозначение грамматического рода в английском
языке.
2. С появлением новых гендерных исследований в области
литературоведения возникла необходимость изучения мужской и
женской картины мира, то есть гендерной...
1. Абубикирова Н.И. Что такое «гендер»? // Общественные науки и
современность / М. − Наука. 1996, № 6. − С. 123 − 125.
2. Алиция Б. Образ женщины-сыщика в детективах А. Марининой и
Д. Донцовой: [Электронный ресурс]. URL: https://mgpu-media.ru/issues/issue14/literary-study/image-female-detective.html. (Дата обращения: 14.12.2021).
3. Афанасьев А.С. Гендерный аспект изучения литературы: учебное
пособие / Афанасьев А.С., Бреева Т.Н. − 2-е изд. − Москва: Флинта, 2018. − 96
с.
4. Безменова Н.А. Язык и формирование активного мировоззрения. –
М.: Инион, 1987. – 154 с.
5. Бем С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему
неравенства полов. − М.: РОССПЭН, 2004. − 336 с.
6. Большакова А.Ю. Гендер // Литературная энциклопедия терминов
и понятий // М.: ИНИОН РАН, 2001. − С. 97.
7. Ван Дайн С.С. Двадцать правил для писания детективных
романов: [Электронный ресурс]. URL:
https://manulkyan.livejournal.com/2893.html. (Дата обращения: 01.12.21).
8. Воробьева С.Ю. Дискурсивные маркеры феминной субъектности
// Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2.
Языкознание / Волгоградский гос. ун-т. − Волгоград. 2015, №5(29). − С. 159 −
170.
9. Воробьева С.Ю. Проблема «женского письма» в контексте теории
дискурса // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2.
Языкознание / Волгоградский гос. ун-т. − Волгоград. 2013, №1(17). − С. 180 –
187.
10. Воробьева С.Ю. Теоретико-методологические основания
гендерных исследований в литературоведении // Филологические науки.
Вопросы теории и практики / Грамота. − Тамбов. 2013, №1(19). − С. 48 – 51.
11. Гримшоу Д. Идея женской этики // Феминизм: Восток. Запад.
Россия: Сборник статей. — М.: Наука, 1993.
12. Доронина Т.А. Жанровая специфика "женского" детектива и его
место в современном литературном процессе. Художественный текст:
варианты интерпретации: Труды XII Всероссийской научно-практической
конференции (Бийск, 18-19 мая 2007г.). В 2-х ч. Ч. 1 / отв. ред. В.А. Акимов. –
Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2007. С. 186–193.
13. Дутова Н.В. Гендерная картина мира: основные характеристики и
функциональное предназначение // Наука и образование: новое время.
Научно-методический журнал. – Новосибирск, 2018.
14. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и
женщины. − СПб: Питер, 2003. − 544 с.
15. Интервью с А. Марининой // «Вечерняя Москва». 31 августа 1998... 51