ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Актуальные проблемы исследования словаря младших школьников 5
1.1 Психолого-педагогические особенности усвоения словарного запаса младшими школьниками 5
1.2. Фразеологизмы в русском языке 9
1.3 Методы совершенствования словаря младших школьников 14
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 27
Глава II. Экспериментальная работа над совершенствованием словаря младших школьников на основе изучения фразеологизмов 29
2.1. Определение актуального уровня развития словаря младших школьников 29
2.2. Работа над совершенствованием словаря младших школьников на основе изучения фразеологизмов 39
2.3 Определение эффективности работы над совершенствованием словарного запаса на основе фразеологизмов 47
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
В последние десятилетия в нашей стране происходят политические и экономические преобразования, которые требуют новых подходов к обучению языку подрастающего поколения. Язык является сердцевинной частью национальной культуры, поэтому постижение родного языка является самым эффективным способом овладения культурой народа.
Одной из важных задач современной методики преподавания русского языка в начальной школе является совершенствование словарного запаса, которое во многом обеспечивает национальное воспитание средствами русского языка. Практика такова, что часто дети затрудняются в определении лексического значения слов, в выборе нужного слова для выражения мысли, в использовании выразительных средств русского языка. В обогащении активного словаря у учащегося огромную роль играет фразеология. Использование фразеологизмов позволяет делать речь школьника богаче, выразительней, а их словарный запас разнообразней.
Изучением фразеологических средств русского языка в лингвистике и дидактике занимались такие ученые, как В.В. Виноградов, Н.М. Шанский, М.Р. Львов, М.И Докучаева и др.
Цель исследования: определение эффективности работы над совершенствованием словаря младших школьников на основе изучения фразеологизмов.
Объект исследования: процесс совершенствования словаря младших
школьников.
Предмет: комплекс упражнений с использованием фразеологизмов как средство совершенствования словаря младших школьников.
Задачи:
1. Дать анализ научной литературы по проблеме совершенствования словаря младших школьников на основе фразеологизмов;
2. Определить актуальный уровень развития словарного запаса младших школьников, дать количественный и качественный анализ полученных результатов;
3. Разработать и апробировать программу обогащения словаря младших школьников на основе изучения фразеологизмов.
4. Определить эффективность работы над совершенствованием словаря младших школьников на основе изучения фразеологизмов.
Методы исследования:
1. Анализ теоретической литературы по проблеме совершенствования словарям младших школьников на основе изучения фразеологизмов;
2. Диагностическое обследование младших школьников с использованием методик, направленных на определение актуального уровня развития словарного запаса младших школьников;
3. Количественный и качественный анализ полученных данных;
4. Статистическая обработка данных (по критерию Манна-Уитни).
Гипотеза исследования: совершенствование словаря младших школьников на основе изучения фразеологизмов будет эффективным, если учащиеся будут работать над распознаванием фразеологизмов, сопоставлением фразеологизмов и свободных словосочетаний, выяснением их лексического значения при работе со словарями, употреблением фразеологизмов в речи.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовании педагогами в системе начального образования разработанной программы обогащения словаря младших школьников на основе изучения фразеологизмов.
Экспериментальная работа осуществлялась на базе школы МАОУ СШ № 32 г. Красноярска. Выборку исследования составили 46 младших школьников (учащиеся 3х класса (3Б и 3В классы)).
Проблема активизации словаря младшего школьника очень актуальна: исследователи указывают на проблему обеднения словаря учащихся начальной школы - дети могут знать, понимать слова (т.е. владеть пассивным словарем), но не употреблять их в своей речи (т.е. владеть активным словарем). Под активизацией словаря понимается перевод слов из пассивного словаря в активный, увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком.
Активизация словаря может осуществляться различным образом. На наш взгляд, большим потенциалом в этом направлении обладают фразеологизмы. Под фразеологизмом, как правило, понимается устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной словарной единицы. Также мы выделили признаки фразеологизмов (воспроизводимость, неделимость, употребление слов в переносном значении и пр.), рассмотрели их основные классификации. Фразеологизмы - это один из самых неоднозначных феноменов языкознания - нет единства во мнении относительно его определения, выделения его свойств, выделения его видов и пр., что в прочем не умаляет, а лишь усиливает интерес исследователей к ним.
Мы рассмотрели общие пути и методы активизации словаря младших школьников и пришли к выводу, что фразеологизмы обладают особым потенциалом для активизации словаря младших школьников.
Мы выделили приемы активизации словаря младших школьников с использованием фразеологизмов:
- составление словосочетаний с фразеологизмами;
- составление предложений с фразеологизмами / распространение
предложений данными устойчивыми оборотами;
- близкий к тексту пересказ прочитанного с использованием фразеологизмов;
- рассказы по наблюдениям, по картинам и иные сочинения различных типов с использованием фразеологизмов;
- подбор фразеологизмов, пословиц и поговорок по темам;
- замена устойчивых оборотов синонимичными свободными выражениями;
- нахождение фразеологизмов, пословиц и поговорок в текстах художественных произведений;
- использование устойчивых оборотов в работе над сочинениями и изложениями.
В рамках исследования мы провели экспериментальную работу над обогащением словаря младших школьников на основе изучения фразеологизмов.
В ходе первичного диагностического исследования, в котором приняли участие 46 учащихся третьего класса, нами использовались контрольные задания, разработанные для третьего класса. Эти задания были направлены на выяснение умений выделять фразеологизмы в тексте, понимать значения фразеологизмов и употреблять в собственной речи. Первичная диагностика показала, что в общей выборке младших школьников преобладают ученики с низким и средним уровнем использования в активном словаре фразеологизмов, что предопределило необходимость работы по обогащению их словаря на основе изучения фразеологизмов.
Нами была разработана программа обогащения словаря младших школьников на основе изучения фразеологизмов, включающая в себя 8 занятий. Проведенная формирующая работа показалась нам эффективной: дети узнали большое количество фразеологических оборотов, которые мы старались
закрепить в их словарном запасе, используя различные методические приемы: составление словосочетаний с фразеологизмами;
- близкий к тексту пересказ прочитанного с использованием фразеологизмов (упражнение с использованием стихов А. Барто, басен И.А. Крылова);
- замена устойчивых оборотов синонимичными свободными выражениями;
- нахождение фразеологизмов, пословиц и поговорок в текстах художественных произведений;
- подбор фразеологизмов определенной темы и пр....
1. Александрова, Р.Н. Уточнение, обогащение и активизация словаря младших школьников / Р.Н. Александрова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 12-2. - С. 151-153.
2. Аликова, С.В. Фразеологизмы в парадигме междисциплинарного подхода / С.В. Аликова, Е.В. Баранова, О.С. Шибкова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 6-2 (60). - С. 36-38.
3. Алефиренко, Н. Ф. Фразеология и паремиология: учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко, Н.Н. Семененко. - М.: Флинта: Наука, 2009.
4. Баско, Н.В. Лексикографическое описание фразеологизмов в учебном фразеологическом словаре для учащихся начальной школы / Н.В. Баско // Наука и школа. - 2016. - № 2. - С. 76-83.
5. Баско, Н.В. Фразеологический словарь. Почему мы так говорим? (1-4 классы) / Н.В. Баско. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. - 192 с.
6. Бархин, К.Б. Развитие речи в начальной школе / К.Б. Бархин. - М., 1935.- С. 25
7. Бессонова, М.С. Обогащение словарного запаса на уроках русского языка в младших классах / М.С. Бессонова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2010. - № 3. -C. 90-94.
8. Блонский, П. Психология младшего школьника / П. Блонский. - М., 1999.
9. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младшего школьника / Г.В. Бобровская // Начальная школа. - 2003. - №4. - С. 47-51.
10. Бойко, И.Н. Методы активизации словаря детей дошкольного возраста / И.Н. Бойко // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 4-10. - С. 101-105.
11. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981.- 256 с.
12. Бронникова, Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников/Ю. О. Бронникова//Начальная школа. - 2003. - № 10. - С. 41-45.
13. Буре, Н.А. «Имеющий уши да услышит»: фразеологизмы со словом ухо / Н. А. Буре // Русская речь. - 2015. - № 5. - С. 56-61.
14. Буре, Н.А. «Сердце не камень»: фразеологизмы со словом сердце / Н.А. Буре // Русская речь. - 2016. - № 4. - С. 58-61.
15. Волкова, Е.М. Совершенствование словаря младших школьников на уроках русского языка / Е.М. Волкова // Филологическое образование в период детства. - 2013. - Т. 20. - С. 137-140....(72)