Совершенствование системы планирования на предприятии нефтепродуктообеспечения (на примере ООО Краснодарская нефтебаза филиал ПАО НК Роснефть Кубаньпродукт Туапсинский Цех Маз 114»)
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы стратегического планирования развития предприятий нефтепродуктообеспечения 6
1.1 Стратегическое планирование как экономическая категория
деятельности предприятия 6
1.2 Основные подходы к процессу системы планирования 8
1.3 Обзор современного состояния нефтепродуктообеспечения 14
Глава 2 Анализ состояния и оценка системы планирования деятельности ООО «Краснодарская нефтебаза филиал ПАО НК Роснефть Кубаньпродукт Туапсинский Цех Маз 114» 19
2.1 Общая характеристика основных показателей деятельности автозаправочной станции 19
2.2 Сравнительный анализ конкурентоспособности ООО «Краснодарская
нефтебаза филиал ПАО НК Роснефть Кубаньнефтепродукт Туапсинский цех МАЗ 114» (АЗС 114 ) 24
2.3 Исследование стратегий развития на исследуемом объекте 34
Глава 3 Совершенствование системы планирования ООО «Краснодарская нефтебаза филиал ПАО НК Роснефть Кубаньпродукт Туапсинский Цех Маз 114» 39
Заключение 49
Список использованной литературы 54
Приложение
Теоретическим аспектам системы планирования посвящено немало специальных исследований и монографий за рубежом. Большой вклад в становление и развитие данного раздела науки управления внесли Ф. Абраме, Р. Акофф, И. Ансофф, Дж. Куинн, К. Эндрюс, М. Портер, Г. Хемел, Г. Минцберг, К. Хофер, Г. Штейнер, А. Томпсон и др. Российская экономика имеет глубокие традиции планирования, которое должно позволить адаптировать предприятия к требованиям рынка, в соответствии с целями и задачами предприятия, его внутренними возможностями и условиями внешней среды. В этой связи планирование все больше приобретает стратегический характер касательно различных областей и сфер производственной деятельности.
Нельзя не отметить, что в современной экономике продукты переработки нефти определяют одну из ведущих ролей: и как наиболее распространенный энергоноситель, и как сырье для нефтехимических производств. На современном этапе развития экономики, когда проблемы рационального использования природных и производственных ресурсов, улучшения качества вырабатываемой продукции и повышения эффективности общественного производства приобрели особую остроту, роль нефтепродуктов особенно велика.
В современных условиях развития техники, технологии и производства пока не представляется возможным отказаться от таких стратегически важных нефтепродуктов как бензин, дизельное топливо, масла и пр. В результате произошедших преобразований существенные изменения произошли в отраслевой структуре нефтекомплекса.
Актуальность вопроса исследования заключена в том, что в современной экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий, поэтому система планирования приобретает первостепенный характер в управлении предприятием. Проблеме планирования уделено большое внимание в западной литературе, но, к сожалению, в нашей стране долгое время не уделялось должного внимания данной проблеме...
Задачей любого предприятия на современном этапе является повышение его конкурентоспособности. Это связано с ужесточением конкурентной борьбы и резким ограничением внешних факторов. Данная ситуация приводит к отсутствию возможностей для роста бизнеса, выхода его на новые рынки, диверсификации и снижению, в конечном итоге, его конкурентоспособности. В этих условиях необходимо наладить самонастраивающуюся систему бизнеса, способную адекватно и своевременно реагировать на воздействия окружающей среды во всех областях.
Планирование охватывает все основные сферы его производственно-хозяйственной деятельности — сбыт, финансы, производство, закупки, научные и проектные разработки, которые тесно взаимосвязаны. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.
В последнее время исследования по вопросам стратегического планирования и управления приобретают масштабный характер. Существует множество подходов для применения планирования на практике, однако имеющаяся литература пока не дает законченного системного представления об указанной проблемной области, а также методического инструментария, необходимого для практической работы специалистов на российских предприятиях нефтяной промышленности. Для исследования теоретической базы и методов заявленной темы была изучена литература по стратегическому планированию и управлению следующих авторов: Ковалева А.И., Войленко В.В., Пешковой Е.П., Попова В.М., Капустиной Н.И., Беляева С.Г., Кошкина В.И., Заутер-Закса С, Уткина Э.А. В отдельную третью группу выделены
исследования Алекперова В.Ю. Амиян Т.В. Малышева Ю.М. Брюгемана А.Ф., Хамадуллина А., Кочеткова А., Шарифова B.C. и др.
За объект исследований было взято ООО «Краснодарская нефтебаза филиал ПАО НК Роснефть Кубаньпродукт Туапсинский Цех Маз 114». Как известно автозаправочная станция предназначена для заправки транспортных средств нефтепродуктами...
1. Абдрамишвили Г.Г. Планирование: учеб.пособие.- М.: Наука -
спектр, 2015. - 391 с.
2. Аныпин В.М. Стратегическое планирование на предприятии. - М.: Наука -спектр, 2015. - 403 с.
3. Герчикова И.Н., Велик Д.Г. Управление организационными изменениями: учеб.- М.: Московский издательский дом, 2014. - 573 с.
4. Грабовой П.Г. Планирование на предприятии: учеб.- М.: Гелла- Принт,2012. - 619 с.
5. Годин А.М. Маркетинг.- М.: Дашков и Ко, 2010. -408 с.
6. Дуткан Р.Т., Виханский О.С. Управление изменениями: учеб.пособ.
- М.:Мысль,2015.- 192 с.
7. Дуо О.О. Стратегический менеджмент. - М.:Спектр,2014. - 409 с.
8. Кабушкин Н.И. Менеджмент. - Мн.: БГЭУ,2012. -734 с.
9. Ковалева А.И., Войленко В.В. Маркетинг на предприятии нефтяной промышленности. - М.:НРС, 2015. - 281 с.
10. Котлер Ф., Армстронг Г.Основы маркетинга. М.: Мысль, 2012.-822 с.
11. Котлер Ф. Маркетинг. - М.:Финпресс, 2013. - 730 с.
12. Капустина Н.И., Томаров К.Е. Маркетинг на предприятии.- М.: Статинформ, 2015. - 291 с.
13. Лобова Р.Н. Основы маркетингового анализа. Справочник для маркетолога. - Спб.: Питер, 2011. - 733 с.
14. Линк А., Шуль Б.Д. Маркетинговые исследования в нефтедобывающей отрасли. - Р-н-Д.:Рунова, 2011. - 521 с.
15. Мукалова Е.И. Стратегическое планирование на предприятие: учеб.
- М.:Мысль, 2011. - 1073 с...25