Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лексико-стилистические и прагматические особенности оценочных высказываний (на материале романа Ш. Бронте «Джейн Эйр»)

Работа №174652

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы47
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования 5
1.1. Лингвопрагматика коммуникативного акта 5
1.2. Определение понятий «оценка», «оценочное высказывание» в лингвистике 8
1.3. Оценочные высказывания и их классификации 14
1.4. Структурно-семантические и коммуникативно-прагматические
характеристики оценочных высказываний в художественном дискурсе 16
1.4.1. Синтаксические модели оценочных предикатов 16
1.4.2. Тематика оценочных высказываний 18
1.4.3. Коммуникативно-прагматические особенности оценочных высказываний 19
Выводы по Главе 1 20
Глава 2. Лексико-стилистические и прагматические аспекты оценочного высказывания 22
2.1. Вводные замечания 22
2.2. Лексико-стилистические и структурные особенности оценочного
высказывания в романе Ш. Бронте «Джейн Эйр» 22
2.3. Коммуникативно-прагматические особенности оценочного высказывания в
романе Ш. Бронте «Джейн Эйр» 34
Выводы по Главе 2 38
Заключение 40
Библиография 43


Сегодня лингвопрагматика является актуальным направлением в языкознании. Однако до сих пор остаются предметные области, требующие глубокого изучения. Оценочный дискурс - одна из таких сфер. Особый интерес вызывают вопросы, связанные с его лингвопрагматическими особенностями, что и делает тему данного исследования актуальной. Актуальность выбранной темы также обусловлена необходимостью комплексного лингвистического изучения оценки, репрезентируемой через призму речевой деятельности персонажей в художественном дискурсе, что позволяет раскрыть роль оценочных высказываний в реконструкции фрагментов англоязычной ценностной картины мира определенного периода.
Объектом данного исследования являются оценочные высказывания, функционирующие в англоязычном художественном дискурсе, на примере романе Ш. Бронте «Джейн Эйр». Предметом исследования являются лингвопраматические особенности вербализации оценки в англоязычном художественном дискурсе.
Цель работы - выявить лексико-стилистические и прагматические особенности оценочных высказываний, функционирующих в англоязычном художественном дискурсе (на материале романе Ш. Бронте «Джейн Эйр»).
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность понятий «оценка», «оценочное высказывание»;
-определить своеобразие оценочного высказывания с
лингвопрагматической точки зрения;
-рассмотреть лексико-стилистические аспекты оценочного высказывания на материале романа Ш. Бронте «Джейн Эйр»;
- рассмотреть прагматические особенности оценочных высказываний на примере романа Ш. Бронте «Джейн Эйр»...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В теоретической главе данного исследования рассмотрен феномен оценочного высказывания с позиции лингвопрагматики, объектом изучения которой и является анализ отношений между языковыми единицами в реальной ситуации общения.
В ходе исследования дано определение таких лингвистических понятий, как оценка, оценочность, оценочное высказывание. Выявлена особенность категории оценки, которая заключается в ее модальности и является элементом эмотивности, которая отражает переживания субъекта. Однако эмотивность не всегда присуща оценочности, поскольку оценочность не всегда выражает эмоцию. Эмотивность и оценочность следует отличать от экспрессивности высказывания, которое является средством выражения субъективного мнения коммуникантов.
В художественном дискурсе анализируемого романа превалируют оценочные высказывания эмоционального типа. Предикат эмоционального оценочного высказывания выражается аффективным прилагательным в сочетании со словами-интенсификаторами или существительным. В отличие от рациональной, эмоциональная оценка часто вербализуется в восклицательных предложениях. Большинство элементов оценочной рамки эмоционального высказывания выражается имплицитно. Эксплицитно выражены в большинстве случаев только объект оценки и сам оценочный элемент. Рациональная оценка, как правило, объективируется с помощью полных распространенных предложений.
Оценочное высказывание является наиболее распространенным способом квалификации действительности в художественном дискурсе, который благодаря богатству выразительных средств эффективен для понимания мировоззренческих универсалий сообщества того периода времени.
В работе рассмотрены лексико-стилистические аспекты оценочного высказывания и выявлено, что к стилистическим средствам моделирования культурного пространства речевого высказывания (текста) относятся лексические средства художественной выразительности, такие, как: эпитет, метафора, олицетворение, ирония, сравнение, контраст и парадокс, и синтаксические средства (повторы, параллельные конструкции, инверсия и др.)...


1. Азнаурова Э. Н. Слово как объект лингвистической стилистики. Моск. гос. пед. ин-т иностр. яз. им. Мориса Тореза, Москва, 1974. - 65 с.
2. Апресян Ю. Д. Исследования по семантике и лексикографии. Т. I: Парадигматика. М.: Языки славянских культур, 2009. — 568 с.
3. Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка. - М., 2002. — с.27-46
4. Арутюнова Н. Д. Диалогическая цитация (к проблеме чужой речи) // Вопросы языкознания. —М., 1986. — № 1 — С. 50-64.
5. Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. - М., 1990. с.14.
6. Беляевская Е. Г. Семантическая структура слова в номинативном и коммуникативном аспектах (Когнитивные основания формирования и функционирования семантической структуры слова) : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.02.19. - Москва, 1992. - 41 с.
7. Болдырев Н. Н. Значение и смысл с когнитивной точки зрения и проблема многозначности // Когнитивная семантика: Материалы Второй Международной школы-семинара по когнитивной лингвистике. 11-14 сент. 2000 г. В 2 ч. Ч. 2. — Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000. — с. 11-17
8. Вежбицкая А. Речевые акты. вып. XVI, Лингвистическая прагматика. - М., 1985. - с.45
9. Вольф Е. М.. Функциональная семантика оцен ки. 2-е изд. М. :
УРСС. 2002. — 247 с.
10. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2008. - 352 с.
11. Городецкий Б.Ю.Новое в зарубежной лингвистике. Теория речевых
актов. Москва прогресс, 1986. — 337 с.
12. Гумбольдт В. О мышлении и речи. Избранные труды по языкознанию. - М. , 1984. — с. 39.
13. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация [Текст]/ Т.А. ван Дейк / Пер. с англ. Благовещенск: Благовещ. гуманит. колледж, 2000.- 310 с.
14. Жижина А. Е. К структуре языковой личности / А. Е. Жижина // Языковой дискурс в социальной практике : сб. науч. тр. Междунар. науч. - практ. конф., 7-8 апр. 2017 г.- Тверь, 2017. - с. 91-94.
15. Иссерс О. С. Речевое воздействие. - М.: Флинта-Наука, 2009. - 221 с...49

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ