ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. СЕМАНТИКА ЦВЕТА В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ ....4
1.1. Цветопись в системе литературоведческого анализа:
историографический аспект 4
1.2. Поэтика Андрея Платонова: основные проблемы изучения 17
Выводы по главеI 27
Глава II СЕМАНТИКА И ФУНКЦИИ ЦВЕТА В РАССКАЗАХ АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА 29
2.1 Живописная функция цвета в малой прозе А. Платонова 29
2.2. Символическая функция цвета в малой прозе А. Платонова 36
Выводы по главе II 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
Проблема цвета и цветообозначений интересует многих представителей наук гуманитарной направленности. Давней традицией у исследователей является потребность в осмыслении эстетических и символических свойств цвета в литературе.
С течением времени цветовые образы складываются в систему, которая служит воплощению творческих замыслов в произведениях разных авторов.
Поэтика цвета представляет собой выявление особенностей произведения, которые помогают обнаружить скрытые идеи и смыслы, заложенные автором. Поэтика цвета имеет особую концептуальную значимость, поскольку цвет является важным элементом восприятия и осмысления мира, участвует в формировании визуально воспринимаемых форм и усиливает выразительность мыслей и чувств художника.
Несмотря на столь широкое поле исследовательской деятельности в рамках изучения творчества Андрея Платонова, ряд значительных аспектов остаётся нераскрытыми для современного литературоведения. Так, изучая особенности жанров, систему образов, стиль и символику, платоноведы практически не обращаются к поэтике цвета. Анализ цветописи в поэтической системе Андрея Платонова позволит глубже проникнуть в художественного мастерского писателя, что объясняет актуальность темы.
Объект исследования - творчество А. Платонова.
Предмет исследования - поэтика цвета в его произведениях.
Цель исследования - определить характерные особенности использования цветовых характеристик в рассказах А. Платонова, выявить их функции и смыслы...
В современном платоноведении, несмотря на долгий и плодотворный срокего существования, продолжается интенсивнаянаучно-исследовательская работа над поэтикой его произведений. На многих конференциях, семинарах, круглых столахобсуждаются загадки стиля писателя, образа мысли, философских смыслов художественных и публицистических текстов. Одним из основныхаспектов изучения является текстологическая деятельность, которая проводится в ИМЛИ РАН и в Пушкинском Доме. С результатами этой работы можно познакомиться в сборниках статей «’’Страна философов” Андрея Платонова» и «Творчество Андрея Платонова». Кроме того, в 2004 г. свет увидело первое собрание сочинений писателя, которое подготовила группа платоноведов под руководством Н. Корниенко.
Тем не менее, совершенно очевидно, чтопредстоит еще много работы. Актуальными остаются многие проблемы: система и особенности соотношения художественности и публицистичности; разнообразие форм выражения авторского начала;паратекстуальные аспекты творчества и др. Интересной и малоизученной проблемой является интермедиальная характеристика произведений писателя. Визуальная картина мира в творчестве Платонова лишь фрагментарно становилась предметом исследования, и обращение к данной теме представляется актуальным и перспективным.
А. Платонова вряд ли можно отнести к писателям-живописцам. Цветовая сторона мира не слишком занимает писателя. Для произведений Платонова характерен сдержанный колорит с преобладанием «естественных», «земельных», суровых и приглушенных тонов, совершенно лишенных какой бы то ни было декоративности. Тем поразительнее и значимее оказывается вдруг появляющееся обозначение цвета крови, праха земли, красной гортани, черных жил и пр...
1. Платонов, А.П.Собрание сочинений в 3-х т.: Т.1. Рассказы. Повести. 1921-1934/Сост., вступ. ст. и примеч. В.А. Чалмаева.- М.: Сов. Россия, 1984. - 464 с., 1 л. портр.
2. Платонов, А.П. Собрание сочинений в 3-х т.: Т.2: Повесть, Рассказы. 1934-1941; Размышления читателя. Статьи/Сост. и примеч. В.А. Чалмаева; Худож. М.З. Шлосберг. - М.: Сов. Россия, 1985. - 528 с.
3. Платонов, А.П. Собрание сочинений в 3-х т. Т.3. Рассказы. 1941-1951; Драматические произведения; Волшебное кольцо: Сказки; Из ранних сочинений; Из писем и записных книжек/Сост. и примеч.
В.А. Чалмаева. - М.: Сов. Россия, 1985. - 576 с.
4. Платонов, А. Записные книжки. Материалы к биографии; публ. М. А. Платоновой; сост., подгот. текста, предисл. и примеч. Н. В. Корниенко. — М.: ИМЛИ РАН; Наследие, 2000.
Используемая литература
5. Абакумова, Е.В. Цвет как средство выражения в живописи и музыке // "Вестник АГУ". - 2015. - №168. - С. 148-153.
6. Базыма, Б. А. Психология цвета: теория и практика / Б. А. Базыма. - М.: Речь, 2005. - 205 с.
7. Бальмонт, К.Д. Горные вершины: сборник статей. М.: 1992. 510 с.
8. Барахов, B.C. Искусство литературного портрета (К постановке проблемы) // Литература и живопись. Л., 1982. С. 147 -167
9. Баршт, К.А. Поэтика прозы Андрея Платонова. — СПб: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2000. Художественная антропология Андрея Платонова. Воронеж, Изд-во ВГПУ, 2001.
10. Бахилина, Н.Б. История цветообозначений в русском языке/Н.Б. Бахилина М.: Наука 1975. - 288 с.
11. Белый, А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим. Л. А. Сугай. — М.: Республика, 1994. - 528 с.
12. Белый, А. Мастерство Гоголя: Исследование / Предисл. Л. Каменева. — М.; Л.: Гос. изд-во художеств. лит-ры, 1934. — XVI, 324 с.
13. Блок, А. Сочинения в двух томах. Т. 2. - М.:Художественная литература, 1955. - 846 с.
14. Бондаренко, Ю.А. Культурная семантика цвета в поэзии французского и русского символизма // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2009. - №3. - С. 198-201.
15. Величко, А.А. Поэтика цвета в художественных текстах как
средство объединения глубинных индивидуальных и общелингвокультурных символов // Фундаментальные
исследования. - 2014. - № 6-4. - С. 851-854;
URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34254 (дата обращения: 17.05.2023)...66