Введение 3
Глава 1. Религиозный и исторические предпосылки использования образа Сатаны в творчестве Кэдмона, Мильтона, Блейка, Байрона 9
1.1. Образ Сатаны в Библии в «двубожеской» системе христианства 9
1.2. Развитие христианской доктрины и образа Сатана от начала нашей эры
до XIX века 12
1.3. История христианства в Британии от Раннего Средневековья до XIX
века 17
Выводы первой главе главе 24
Глава 2. Образ Сатаны в творчестве Кэдмона, Мильтона, Блейка и Байрона....26
2.1. Образ Сатаны в поэмах Кэдмона «Христос и Сатана» и «Генезис» 26
2.2. Образ Сатаны в поэме Мильтона «Потерянный Рай» 33
2.3. Образ Сатаны в произведениях Блейка «Бракосочетание Рая и Ада» и
«Тигр» 42
2.4. Образ Сатаны в поэме Дж. Байрона «Каин» 47
Выводы по второй главе 54
Заключение 58
Список использованных источников 62
Приложение 68
Сатана - библейский и мифологический образ, имеющий множество интерпретаций в разных культурах. Как правило, этот образ имеет негативную окраску и ассоциируется со злом. В английской литературе он занял особое место, впервые уйдя со своей позиции в классической паре «добро -зло» и приобретя новые черты. Особое и новаторское видение и использование образа Сатаны английскими писателями вызывает интерес к рассмотрению как самого образа, так и различных аспектов общества, культуры, религии и политики Англии, отголоски которых могут быть сосредоточены в многообразии образа и обуславливать его развитие.
Первым, кто ввел Сатану в качестве лирического героя, стал Кэдмон, по эт раннего Средневековья, писавший на древнеанглийском языке. Литературоведческих анализов его произведений на русском языке практически нет. Стоит выделить работы М.В. Яценко [36], однако анализов поэм «Христос и Сатана» и «Генезис» в российском литературоведении не проводилось. До сих пор не удалось точно установить его причастность к некоторым произведениям эпохи древнеанглийской литературы, но, тем не менее, сборник поэм, входящих в «Кодекс Юниуса» («Junius Manuscript», 10 век), является первым, созданными английскими авторами, где фигурирует Сатана. Особый интерес в рамках заявленной темы представляют поэмы «Христос и Сатана» и «Генезис». При жизни Кэдмона шел процесс христианизации на Британских островах [35], так что поэт, бывший конверзом в аббатстве, являлся летописцем христианизации, что и обусловило библейские темы произведений.
Спустя десять веков Сатана вернулся в английскую литературу в поэме «Потерянный рай» Дж она Мильтона. В то время страну сотрясали религиозные и политические конфликты. Пуританин Мильтон считал, что реформация остановилась на полпути, при этом, будучи недовольным притеснением парламента со стороны короля и епископа, он вел борьбу за защиту народных прав [29]. Библейские мотивы произведения оказались навеяны религиозной и политической обстановкой в Англии. При этом Мильтон стал первым, кто придал Сатане человеческий образ, лишив его дьявольских атрибутов и наделив переживаниями, свойственными лирическому герою. Поэма долго шла до читателей, в России лишь в конце XVIII века появились первые переводы. В XX-XXI веках многие литературоведы писали монографии о Мильтоне, в частности, А.А. Чамеев [30], А.А. Аникст [4], Р .М. Самарин [24], К.С. Льюис [52].
Спустя полтора века в Англии появились последователи Дж. Мильтона. Ими стали Уильям Блейк, создавший поэму «Бракосочетание Рая и Ада», и Джордж Байрон, написавший поэму «Каин». Они переняли неоднозначный образ Сатаны и развили его. Конец XVIII - начало XIX века стали очередным временем перемен, многие возлагали надежды на Французскую ре волюцию. Отголоском этой революции стало использование Сатаны в качестве главного героя и подъем его образа до уровня Бога. Например, в поэме «Каин» литературный образ Сатаны является скорее положительным в отличие от Божественного образа: Бог у Байрона честолюбив, мстителен, жаден, он - деспот, обрекший род людской на рабство и неисчислимые страдания. Сатана - гордый мятежник и глубочайший и возмутитель сознания. Как и веками ранее, в образах Байроновских героев нашел отражение дух эпохи. Байроноведение стало одной из самых сильных специфик английского литературоведения. И.Я. Дьяконова [11], Д. МакГанн [54], П. Торслев [63] и другие исследователи подробно изучили творчество поэта. МакГанн акцентировал внимание на преемственность творчества Байрона от Мильто на в монографии «Мильтон в творчестве Байрона». Творчество Блейка, изначально оставшееся незамеченным, в XX веке подверглось подробному анализу среди иностранных литературоведов. Среди них выделяются работы Ж. Батая [6], П. Акройда [3], Н. Фрая [43], Л. Дамроша [42] и других авторов. В России среди исследователей поэзии Блейка наиболее интересный аналитический подход у Г.А. Токаревой [27].
Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, тем, что по сегодняшний день религия, Библия и связанная с ней культура остаются популярными в искусстве и литературе, развиваются в новые формы и течения. Писатели обращаются к античной и средневековой истории, классическим образам и сюжетам, но образ Сатаны все также неоднозначен и не имеет универсального представления. Это создает запрос на пересмотр предшествующего опыта и позволяет рассматривать его с позиции современного человека . С другой стороны, актуальность обуславливает отсутствие подобного комплексного исследования, которое затрагивало бы изучение образа Сатаны, начиная с периода раннего средневековья.
Целью исследования является анализ образа Сатаны в английской литературе, представители которой - Кэдмон, Джон Мильтон, Уильям Блейк и Джордж Байрон - активно использовали его в своем творчестве. Посредством анализа необходимо обозначить характерные и уникальные черты данного образа у каждого из авторов, проследить трансформацию образа сквозь века через преемственность литературного опыта и в отражении опыта эпох, а также выявить возможные причины для объяснения различий или сходств образа.
Формулировка цели дипломного исследования определила следующие исследовательские задачи:
1. Рассмотреть образ Сатаны в его фундаментальном источнике - Библии;
2. Проследить развитие христианской доктрины и представленный в ней образ Сатаны в заданный темой диплома временной промежуток: от начала эры до 19 века;
3. Проанализировать историю христианства в Британии от раннего средневековья до 19 века;
4. Рассмотреть образ Сатаны в творчестве Кэдмона на выбранном материале исследования;
5. Рассмотреть образ Сатаны в творчестве Джона Мильтона в поэме «Потерянный Рай»;
6. Рассмотреть образ Сатаны в творчестве Блейка на выбранном материале исследования. Обозначить влияние Мильтона на Блейка, творческие взаимоотношения Блейка и Байрона как представителей одной эпохи.
7. Рассмотреть образ Сатаны в поэме Байрона «Каин». Обозначить влияние Мильтона на Байрона, провести параллель с Блейком в контексте общей эпохи.
8. Подвести итог целостной картины трансформации образа Сатаны от Кэдмона к Байрону.
Объектом исследования является английская литература в период с 7 по 19 век, а именно произведения из творчества Кэдмона, Джона Мильтона, Уильяма Блейка и Джорджа Байрона.
Предмет исследования - образ Сатаны в произведениях Кэдмона «Христос и Сатана» и «Генезис», Джона Мильтона «Потерянный Рай», Уильяма Блейка «Бракосочетание Рая и Ада» и «Тигр», Джорджа Байрона «Каин».
Материалом исследования являются оригиналы и переводы на русский язык произведений Кэдмона «Христос и Сатана» («Christ and Satan», 7 век) и «Генезис» («Genesis», 7 век), Джона Мильтона «Потерянный Рай» («Paradise Lost», 1667), Уильяма Блейка «Бракосочетание Рая и Ада» («The Marriage of Heaven and Hell», 1790-1793) и «Тигр» («Tiger», 1794), Джорджа Байрона «Каин» («Cain», 1821). Выбор произведений для анализа объясняется их недостаточным исследованием или необходимой полнотой образа Сатаны. Выбор соответствующих переводов С. Заславским, В.Г. Тихомировой, А. Штейнбергом, А.Я. Зайцевой, И.А. Буниным обусловлен их художественной яркостью и близостью к ори гиналу, позволившие сохранить авторский замысел.
Методологическую основу исследования составили идеи, изложенные в работах А.А. Чамеева, М.В. Яценко, Г.А. Токаревой, Л. Дамроша, Д. МакГанна , а также других отечественных и иностранных исследователей , посвященных истории английской литературы, политической и религиозной истории Англии и анализу творчества писателей.
Методология исследования: данное исследование осуществлялось преимущественно в рамках анализа, поскольку основное внимание акцентировалось главным образом на изучении произведений и монографий к ним. Основными методами были:
1. Мифопоэтический метод, в котором через изучение Ветхого и Нового Завета и дальнейших исторических событий, связанных с влиянием религии, в частности образа Сатаны, на общество, исследуются предпосылки обращения к образу Сатаны в произведениях Кэдмона «Христос и Сатана» и «Генезис», Джона Мильтона «Потерянный рай», Уильяма Блейка «Бракосочетание Рая и Ада» и «Тигр», Байрона «Каин»;
2. Компаративный метод для сопоставления произведений Кэдмона, Мильтона, Блейка, Байрона с целью проследить сходства и различия между использованием образа Сатана в творчестве, исследовать эволюцию образа;
3. Культурно-исторический метод для рассмотрения произведений как отражения эпохи, в которую жили авторы;
4. Индуктивный метод, с помощью которого, по результатам исследования вышеуказанными методами будет выведена и обобщена целостная картина изменения образа Сатаны в истории английской литературы.
Научная новизна работы заключается в комплексном изучении образа Сатаны в истории английской литературы разных веков от первого признанного автора. Существует немалое количество исследований, затрагивающих одновременно творчество Мильтона, Блейка и Байрона, но Кэдмон никогда не рассматривался с ними в одном контексте.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в работе выводы могут использоваться в рамках изучения курсов «История английской литературы», «История мировой литературы», «Культурология», специальных курсах по истории религии и истории английского искусства, а также послужить основой для дальнейшего изучения образа от эпохи романтизма до сегодняшних дней.
Краткая характеристика структуры работы : содержание исследования изложено на 74 страницах печатного текста и включает введение, две главы, сопровождающиеся выводами, заключение, библиографический список, список использованных источников и приложение, содержащее переводы выбранного материала исследования. Список использованной литературы состоит из 65 наименований, из них 28 на иностранных языках.
Апробация: доклад на тему: «Интерпретация библейских историй в поэмах Кэдмона «Христос и Сатана» и «Генезис», представленный на студенческой конференции филологического факультета РГГМУ 15 мая 2019 года.
Библейские образы и сюжеты заняли одно из главных мест в мировой литературе и культуре в целом. Английская литература представила миру ярких писателей, которые посредством своего творчество смогли запечатлеть культовый и уже неотъемлемый от национальной культуры Англии образ Сатаны.
В Англии было рано принято христианство: мнения разных исследователей отличаются, но охватывают промежуток между II и V веками. Вместе с христианством пришли Библия, новое мировоззрение и новый уклад жизни. Люди начали объяснять привычные им вещи и явления через библейское писание, божественное происхождение, придавать культовое значение библейским персонажам. Так, образ Сатаны изначально был связан с бедствиями и катастрофами.
В Библии от Ветхого к Новому завету, образ Сатаны сильно отличается. В Ветхом Завете он робок, хоть и решается на отважный шаг против Бога. Потерпев неудачу, он смиренно признает божественный авторитет и могущество, а себя считает глупцом. В Новом Завете Сатана воплощает зло в том виде, в котором его привыкли видеть: он искуситель и каратель тех, кто посмел оступиться. Такой контраст между образами Сатаны крайне важен для понимания художественного образа, так как он показывает изначальную неоднозначность Сатаны.
Большое влияние на образ Сатаны оказала Вульгата, перевод Библии на Латынь. Новый перевод добавил детали и расширил образ. Так, впервые Сатана и Люцифер стали синонимами и начали обозначать одного персонажа. Сам Сатана постепенно стал приобретать черты и переживания, свойственные человеку, отойдя от образа животного.
Процесс христианизации Англии и последующие отношения Англии с христианской доктриной были сложными и напряженными. Сначала вся Британия подвергалась набегам германских племен, которые пытались установить свои порядки. Удар по Христианству нанесло первое норманнское завоевание в 1066 году, Англия попала в подчинении Франции. Во время Столетней войны (1337-1453) началось движение за церковную реформу, Библия была запрещена, а в 16 веке произошла сама реформация. Произошел раскол среди сторонников на англикан и пуритан, сама же реформация представляла собой политическую борьбу с последующим установлением диктатуры Кромвеля. Французская революция 1789 года также поставила под сомнение привычный уклад жизни, провозгласив новые ценности. Мильтон, Блейк и Байрон будучи современниками столь сильных социальных потрясений, не могли не наделить своего Героя настроениями эпохи.
Кэдмон, поэт, живший в VII веке, был максимально близок к ветхозаветному и новозаветному образам при изображении своего Сатаны. Также как и в обоих Заветах его Сатана сильно отличается от поэмы «Христос и Сатана» к поэме «Генезис». В первом случае он - раскаивающийся ангел и отступник, во втором - мстительный мятежник. В этом противопоставлении можно проследить отголосок эпохи - только принятое христианство еще не успело стать догматичным, библейское учение находится только в начале своего пути к признанию авторитетным. Так и Кэдмон еще не определился до конца в четкой интерпретации персонажей.
Несмотря на то, что Джон Мильтон писал спустя 10 веков после Кэдмона, некоторые исследователи уверенно отмечают вдохновение Мильтона Кэдмоном. Их поэмы объединяет схожие сюжет и настроения. Однако, в «Потерянном Рае» Сатана - результат мастерской работы художника, он принимает качественно иной образ, более продуманный и менее однозначный. Хотя Мильтон преподносит образ Сатаны как зло, это уже не бездумная месть или пустой мятеж - это битва за собственное понимание справедливости, борьба против авторитетов. Это также иллюстрация эпохи Мильтона, период реформации, схожая борьба против тирании происходила и в Англии. Стоит заметить, что Сатану Мильтона однозначным злом назвать нельзя, что находит отсылки к неопределенной судьбе самого Мильтона: изначально выступая за реформацию и Кромвеля, впоследствии он в них разочаровался. Свои смятения Мильтон перекладывает и на Героя.
Особым почитателем Мильтона был Уильям Блейк. Он сетовал на то, что Мильтон недостаточно хорошо показал Сатану в «Потерянном Рае», что Сатана должен был быть протагонистом, поэтому Блейк создает поэму «Бракосочетание Рая и Ада», на страницах которой вступает с Мильтоном в полемику. Блейк изображает Сатану на пике его индивидуальности и стремлении к свободе. В стихотворении «Тигр» Блейк метафорически перекладывает образ Сатаны на образ Тигра. Нельзя сказать, что Блейк отождествляет Тигра/Сатану со злом. Скорее, он дает читателю возможность рассуждать самостоятельно. На Блейка сильно повлияла Французская революция, он провозглашал принципы максимальной свободы, что можно увидеть и в его героях.
Несмотря на то, что Блейк и Байрон были современниками, Байрон о Блейке не знал. Блейк же восхищался Байроном. Джордж Байрон уважительно отзывался о Мильтоне, несомненно, он был вдохновлен его опытом. Однако, Байроновский Люцифер в «Каине» сильно отличается от Сатаны Мильтона: у него нет мотивов богоборчества, он не признает авторитеты и власть над собой. Люцифер рассудителен и спокоен, в поэме он играет новую для своего образа роль - роль советчика. Результаты Французской революции видны и в творчестве Байрона. Блейк и Байрон, относясь к разным кругам, вдохновлялись одинаковыми идеалами.
Трансформация образа Сатаны представляет собой его художественное и сюжетное динамичное развитие. Кэдмон, в силу эпохи, создает Сатану похожего на того, который описан в Библии. Поступки и мысли Сатаны предопределены сюжетом, заданным библейскими историями. Но Кэдмоновский Сатана чрезвычайно важен для последующего развития данного образа, став первым известным писателем, заложившим эту традицию . Мильтон, оставивший «кэдмоновские» черты в поэме «Потяернный Рай», кардинально меняет образ Сатаны, меняя его позицию по отношению к Богу, а самого Бога изображая как властителя. Категории добра и зла перестают быть однозначными, происходит сильный отход от библейского представления Сатаны. Сатана Блейка является своеобразной кульминацией образа. Он самоуверен, горд, рассудителен. Границы добра и зла трудно различить, а сам Блейк выступает с критикой Библии. И, наконец, Байроновский Люцифер - персонаж, который достиг той свободы, за которую боролись его предшественники. Он ни с кем не ведет войну, он самодостаточен и уверен в своих силах.
Образ Сатаны - это не только художественный и литературный образ. Это образ исторический, символ и отражение эпохи, взглядов и личных переживаний писателя. Образ Сатаны в истории литературы стал способом отражения идей, выступления против авторитарности и гнета над человеческой свободой. Будучи общепринятым олицетворением зла, Сатана позволяет наиболее остро подать проблему за счет перестановки акцентов доброго и злого, пересмотра устоявшихся ценностей, тем самым разбивая привычную картину мира читателя и добиваясь максимального эффекта. Будучи «вечным образом», образ Сатаны может использоваться и сегодня для передачи важного сообщения читателю, что подчеркивает актуальность и перспективность выбранной темы для дальнейшего изучения.
1. Аверинцев, С.С. Авторство и авторитет / С.С. Аверинцев // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.: Наследие, 1994. - с.105-125
2. Аверинцев, С.С. Хроникально-эпические тексты: Древнееврейская литература / С.С. Аверинцев // История всемирной литературы в 8 томах. Т.1 - М.: Наука, 1983. - с. 278-284
3. Акройд, П. Блейк / Питер Акройд // пер. Т. Азаркович - М.: София, 2004. - 666 с.
4. Аникст, А.А. Джон Мильтон [Электронный ресурс] / А.А. Аникст // Режим доступа: http://www.lib.ru/POEZIQ/MILTON/milton0_1.txt., свободный. - Загл. с экрана.
5. Байрон, Д.Г. Каин / пер. И.А. Бунина // Джордж Гордон Байрон. Сочинения в трех томах. Т.2. - М.: Художественная литература, 1974. - с. 385-467
6. Батай, Ж. Литература и зло [Электронный ресурс] / Жорж Батай. -
с. 59-73 //Режим доступа:
https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/batai/04.php, свободный. - Загл. с экрана.
7. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов / пер. В. В. Эрлихмана - СПб.: Алетейя, 2001 - 1457 с.
8. Белинский, В. Г. Взгляд на русскую литературу / В.Г. Белинский. Собр. соч. в 3-х т. Т.3. - М.: Наука, 1948. - 792 с.
9. Блейк, У. Бракосочетание Рая и Ада. The Marriage of Heaven and Hell / пер. А.Я. Зайцева // Уильям Блейк. Стихи. - М.: Прогресс, 1982. - с. 351-384
10. Блейк, У. Тигр. The Tyger / пер. В.Л. Торопова // Уильям Блейк. Стихи. - М.: Прогресс, 1982. - с. 172-173
11. Галкина, Е.В. Политические и религиозные основы «Американской исключительности» / Е.В. Галкина // Общество: политика, экономика, право.
№1 - Ставрополь: Хорс, 2016. - с. 87-91
12. Дьяконова, И. Я. Лирическая поэзия Байрона / И.Я. Дьяконова — М.: Наука, 1975. - 168 с.
13. Кареев, Н.И. Реформация и политическая жизнь в XVI и XVII веках [Электронный ресурс]/ Н.И. Кареев // История Западной Европы в Новое время. Том 2. // Режим доступа: http://rushist.com/index.php/kareev -2., свободный. - Загл. с экрана.
14. Кэдмон. Грехопадение / пер. В.Г. Тихомирова, ком. О.А. Смирницкой // Древнеанглийская поэзия - М.: Наука, 1982. - с. 95-132
15. Кэдмон. Христос и Сатана [Электронный ресурс] / пер. С. Заславского. Режим доступа: http://www.foru.ru/slovo.4307.3.html, свободный. - Загл. с экрана.
16. Курбонов, П. А. Драматическая мистерия Байрона «Каин» (по мотивам Библии и Корана) / П.А. Курбонов // Современная филология: материалы Междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2011. - с. 100-103
17. Ли, Г.Ч. История Инквизиции в Средние века. / Г.Ч. Ли // Пер. с фр. А.В. Башкирова, ред. С.Г. Лозинский. Т. 2. - СПб.: Тип. Брокгауз-Ефрон, 1912. - 594 с.
18. Маутнер, Ф. История черта на Западе / Фриц Маутнер // «Атеист», № 8. - М.: Атеист, 1922. - с 1-2
19. Мильтон, Д. Потерянный Рай / пер. А. Штейнберга // Джон
Мильтон. Потерянный Рай. Стихотворения. Самсон-борец. - М.:
Художественная литература, 1976. - с. 27-375 с.
20. Михайленко, Е.Н. Библейские мотивы в позднем творчестве Д. Г. Байрона [Электронный ресурс] / Е.Н. Михайленко // Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Уфа: БашГУ, 2003. - 195 с. // Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/bibleiskie-temy-i-motivy-v-pozdnem-tvorchestve- bairona., свободный. - Загл. с экрана.
21. Ненарокова, М.Р. Досточтимый Беда - ритор, агиограф, проповедник / М.Р. Ненарокова // Литература Средних Веков, Ренессанса и
Барокко. Вып. 9 - М.:ИМЛИ РАН, 2003. - 272 с.
22. Норт, Д. История церкви - от дня Пятидесятницы до наших дней / Джеймс Норт - М.: Протестант, 1993 - 416 с.
23. Олар, А. Христианство и Французская революция 1789-1802
[Электронный ресурс] / Альфонс Олар // пер. К. Шпицберга - М.: Атеист, 1925 // Режим доступа: http://istmat.info/files/uploads/28904/fr relig-1 a-f-
aulard 1925.pdf., свободный. - Загл.
24. Ромм, А.С. Байрон / А. С. Ромм. - Л.: Искусство, 1961. - 140 с.
25. Самарин, Р.М. Творчество Джона Мильтона / Р.М. Самарин - М: изд-во МГУ, 1964. - 486 с.
26. Смирин, М.М. Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война / М.М. Смирин - М: изд-во АН СССР, 1947. - 532 с.
27. Стецкевич, М.С. Церковь Англии и английское общество в середине XVIII - первой трети Х1Хв. / М.С. Стецкевич // Вестник СПбГУ. Сер. 6. Вып. 1 - СПб: изд-во СПбГУ, 2009. - с. 16-26
28. Токарева, Г.А. Мифопоэтика У. Блейка / Г.А. Токарева - Петропавловск-Камчатский: изд-во КамГУ, 2006. - 350 с.
29. Тютвинова, Т.А. Художественный метод Блейка: мистификация или пророчество? / Т.А. Тютвинова // Язык. Филология. Культура. №1. - М: Риодис Аналитика, 2013. - с. 52-59
30. Чамеев, А.А. Джон Мильтон / А.А. Чамеев. Серия «Фамильная Библиотека: Парадный Зал», пер. с англ. А. Штейнберга // Режим доступа: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/articles/angliya/chameev-dzhon- milton.htm., свободный. - Загл. с экрана.
31. Чамеев, А.А. Джон Мильтон и его поэма "Потерянный рай" / А.А. Чамеев - Л.: изд-во ЛГУ, 1986. - 129 с.
32. Шейнман, М.М. Вера в дьявола в истории религии / М.М. Шейнман -М.: Наука, 1977. - 110 с.
33. Шелли, П.Б. О Дьяволе и дьяволах // Шелли. Письма. Статьи. Фрагменты., пер. З.Е. Александровой. -М.: Наука, 1972. - с. 398-411.
34. Шерф, Р.К. Сатана в Ветхом Завете / Ривка Шерф // пер. Е. Дмитриенко, А. Григорьева, ред. Е. Сафонова. - М.: Касталия, 2017. - 194 с.
35. Широкова, Н. С. Римская Британия: Очерки истории и культуры / Н.С. Широкова - СПб.: Гуманитарная Академия, 2016. - 382 с.
36. Штокмар, В.В. История Англии в Средние Века / В.В. Штокмар - СПб.: Алетейя, 2005. - 203 с.
37. Яценко, М.В. Поэтическое осмысление Ветхого Завета в Древней Англии на материале нарратологического анализа отрывка из поэмы Исход / М.В. Яценко // Cursor Mundi: человек Античности, Средневековья и Возрождения. № 6. - Иваново: изд-во ИГУ, 2014. - с. 119-130
38. Bloom, H. Modern Critical Views: William Blake / Harold Bloom // Bloom’s Major Poets - New York, NY: Chelsea House, 2003. - p. 116-120
39. Byron, G.G. Cain // Byron. Poetical Works. - London: Oxford University Press, 1904. - p. 520-545
40. Сaedmon. Christ and Satan // The Caedmon Poems. Translated into English Prose by Charles W. Kennedy. - London: George Routledge & Sons Ltd., 1916. -p. 147-170
41. Caedmon. Genesis // The Caedmon Poems. Translated into English Prose by Charles W. Kennedy. - London: George Routledge & Sons Ltd., 1916. - p. 5-96
42. Cochran, P. “Romanticism” - and Byron / Peter Cochran - Newcastle: Cambridge Scholars Publishing, 2009. - 395 p.
43. Damrosch, L. Eternity’s Sunrise: The Imaginative World of William Blake / Leo Damrosch - London: Yale University Press, 2015. - 332 p.
44. Frye, N. Fearful Symmetry / Northrop Frye - Princeton: Princeton University Press, 1990. - 477 p.
45. Gleckner, R.F. Byron and the Ruins of Paradise / Baltimore, MD: Robert F. Johns Hopkins Press, 1967. - 365 p.
46. Graham, J. An Epistle to Lord Byron, on reading his Cain, a Mystery [Электронный ресурс] / John Graham // The Literary Gazette, 23 March 1822 -
London, p. 185. // Режим доступа:
http://spenserians.cath.vt.edu/CommentRecord.php?action=GET&cmmtid=7357., свободный. - Загл. с экрана.
47. Guiley, R. The Encyclopedia of Demons and Demonology / Rosemary Guiley - New York, NY: Visionary Living, 2009. - 286 p.
48. Hancock, А.Е. The French Revolution & the English Literature / Albert E. Hancock - New York, NY: Kennikat Press, 1967. - 191 p.
49. Hill, Ch. The English Revolution 1640 / Chris Hill - London: Lawrence & Wishart, 1955. - 80 p.
50. Hill, Ch. Milton and the English Revolution / Chris Hill - London: Oxford University Press, 1977. - 445 p.
51. Hunt, L. Lord Byron and some of his Contemporaries [Электронный ресурс] / Leigh Hunt // Quarterly Review. №37. - London, 1828. - p. 402-446 // Режим доступа: http://spenserians. cath.vt.edu/TextRecord.php?textsid=7862., свободный. - Загл. с экрана
52. Jesse, J.G. William Blake’s Religious Vision / Jennifer G. Jesse - Plymouth: Lexington Books, 2013. - 313 p.
53. Lewis, C.S. A Preface to Paradise Lost / C.S. Lewis - New York, NY: Oxford University Press, 1969. - 143 p.
54. Lovell, E.J Medwin’s Conversations of Lord Byron / Ernst J. Lovell Jr. - Princeton, NJ: Princeton Legacy Library, 2015 - p. 77-78
55. McGann, J.J. Byron and Romanticism / Jerome J. McGann - Cambridge: Cambridge University Press, 2002. - 311 p.
56. Milner, G. On the Genius and Writings of Lord Byron / George Milner // Imperial Magazine, 3 March 1821. - Liverpool. - p. 254-57
57. Milton, J. Paradise Lost / John Milton // ed. by K. Lewalski. - Oxford: Blackwell Publishing, 2007. - 388 p.
58. Pretyman-Tomline, G. Charge Delivered to the Clergy of the Diocese in Lincoln / George Pretyman-Tomline - London: Joseph Booker, 1813. - 58 p.
59. Roston, M. Biblical Drama in England. From the Middle Ages to the Present Day / Murray Roston - London: Oxford University Press 1968. - 335 p.
60. Rumrich, J.P. Milton's Arianism: Why It Matters / John Peter Rumrich // Milton and Heresy - Cambridge: Cambridge University Press, 1998. - p. 75-92.
61. Sievers, E. Der Heliand und die angelsachsische Genesis. / Edouard Sievers - Halle: Neimayer, 1875. - 50 p.
62. Sims-Williams, P. Religion and Literature in Western England, 600-800. / Patrick Sims-Williams - Cambridge: Cambridge University Press, 2005. - 434 p.
63. Symonds, J.A. Lord Byron / John A. Symonds // The English Poets: Selections with Critical Introductions. Ed. by Thomas Humphry Ward. - London: Macmillan Publishers, 1880. - p. 244-255
64. Thorslev, P.L. The Byronic Hero. Types and Prototypes. / Peter Larsen Thorslev - Minneapolis, MN: University of Minneapolis Press, 1962 - 228 p.
65. Trott, J.H. A Sacrifice of Praise: An Anthology of Christian Poetry in English from Caedmon to the 20th Century / James H. Trott - Nashville, TS: Cumberland House, 1999. - 852 p.
66. Wedgwood, V.C. The Thirty Years War / Veronica Cecile Wedgewood
- New York, NY: New York Review Books, 2005. - 536 p.
67. Williams, D. Prisons of Law and Brothels of Religion: William Blake’s Christian Anarchism / Duane Williams // Essays in Anarchism and Religion. Vol. II.
- Stockholm: Stockholm University Press, 2018. - p. 232-277.