Судьба женщины во французском обществе (по роману Симоны де Бовуар «Прелестные картинки»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Отражение явления «феминизм» во французской литературе XX в 6
1.1 Положение женщины во французском обществе середины ХХ в 6
1.2 Использование литературно-исторического метода в процессе анализа
литературного произведения 12
1.3 Идеи Симоны де Бовуар о месте женщины в обществе 17
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Роман Симоны де Бовуар «Прелестные картинки» как феминистический роман 24
2.1 Проблемы главной героини в семье и обществе 24
2.1.1 Личностный рост героини 29
2.1.2 Отношение Лоранс с дочерями и матерью 30
2.2 Женские персонажи в романе Симоны де Бовуар «Прелестные картинки» 33
2.3 Образ жизни французской семьи, её роль в воспитании детей 36
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
Список литературы 48
Глава 1. Отражение явления «феминизм» во французской литературе XX в 6
1.1 Положение женщины во французском обществе середины ХХ в 6
1.2 Использование литературно-исторического метода в процессе анализа
литературного произведения 12
1.3 Идеи Симоны де Бовуар о месте женщины в обществе 17
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Роман Симоны де Бовуар «Прелестные картинки» как феминистический роман 24
2.1 Проблемы главной героини в семье и обществе 24
2.1.1 Личностный рост героини 29
2.1.2 Отношение Лоранс с дочерями и матерью 30
2.2 Женские персонажи в романе Симоны де Бовуар «Прелестные картинки» 33
2.3 Образ жизни французской семьи, её роль в воспитании детей 36
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
Список литературы 48
В развитии литературы имеет огромное значение ее отношение к феминизму, который только сейчас достиг момента глубокого самоосознания и осмысления. Долгое время феминизм приравнивали к борьбе за равноправие женщин в социальной и бытовой сфере, а его нередко отождествляли с движением за сексуальный эгалитаризм. Тем не менее, эмансипация женщин происходила в самых разнообразных формах, например возможность развода, различное составление брачных договоров, контроль рождаемости, вопрос об образовании, и прочее. Но, как и все новое, феминизм вызывал раздражение в обществе, особенно это заметно в самом начале своего становления. Это сыграло не на пользу в развитии женского движения. К сожалению, в бытовом сознании литературной общественности до сих пор укоренился стереотип об агрессивном истеричном «синем чулке», который не имеет ничего общего с настоящим феминизмом.
Актуальность исследования подтверждается тем, что в настоящее время, феминистские вопросы и проблемы все чаще становятся темой различных изданий и обсуждаются в социальных сетях. Феминизм является движением с большой историей и интеллектуальной традицией, и не является новым явлением, что известно всем.
Обилие вариантов и форм феминизма в ХХ в. сочетается со своеобразным чередованием «приливов» и «отливов» этого движения, с некоторой последовательностью его «волн». Выход в свет в 1949 году книги Симоны де Бовуар «Второй пол» стал знаковым событием в период «второй волны» феминизма, а также главным поворотным моментом в этой истории женской эмансипации. По сути, именно Бовуар придала женскому вопросу действительно гендерно-социокультурный характер. Впервые проблема женской эмансипации была воспринята столь глобально, «охватывая историю, мифологию, культуру, сексуальность».
Новизна заключается в том, что научных исследований по данному произведению проведено не было.
Объектом данного исследования является творчество французской писательницы Симоны де Бовуар.
Предмет исследования - судьба женщины во французском обществе.
Целью исследования является анализ судьбы женщины во французском обществе по роману Симоны де Бовуар «Прелестные картинки».
Задачи:
1. рассмотреть положение женщины во французском обществе середины ХХ в.;
2. описать литературно-исторический метод при анализе литературного произведения;
3. раскрыть идеи Симоны де Бовуар о месте женщины в обществе;
4. выявить проблемы женщины во французском обществе середины XX в.;
5. рассмотреть образ главной героини романа как отражение феминистической идеи Симоны де Бовуар;
6. охарактеризовать женские персонажи в романе;
7. раскрыть «Прелестные картинки» как маркер жизни французской семьи середины ХХ в.
Методы исследования: использованы следующие методы литературоведения: историко-культурный анализ, интерсексуальный анализ, а также общетеоретические методы исследования - анализ научной литературы, синтез, обобщение.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы преподавателями в университетах на различных курсах в процессе обучения французскому языку и курса мировой и французской литературы.
Структура работы. Состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Актуальность исследования подтверждается тем, что в настоящее время, феминистские вопросы и проблемы все чаще становятся темой различных изданий и обсуждаются в социальных сетях. Феминизм является движением с большой историей и интеллектуальной традицией, и не является новым явлением, что известно всем.
Обилие вариантов и форм феминизма в ХХ в. сочетается со своеобразным чередованием «приливов» и «отливов» этого движения, с некоторой последовательностью его «волн». Выход в свет в 1949 году книги Симоны де Бовуар «Второй пол» стал знаковым событием в период «второй волны» феминизма, а также главным поворотным моментом в этой истории женской эмансипации. По сути, именно Бовуар придала женскому вопросу действительно гендерно-социокультурный характер. Впервые проблема женской эмансипации была воспринята столь глобально, «охватывая историю, мифологию, культуру, сексуальность».
Новизна заключается в том, что научных исследований по данному произведению проведено не было.
Объектом данного исследования является творчество французской писательницы Симоны де Бовуар.
Предмет исследования - судьба женщины во французском обществе.
Целью исследования является анализ судьбы женщины во французском обществе по роману Симоны де Бовуар «Прелестные картинки».
Задачи:
1. рассмотреть положение женщины во французском обществе середины ХХ в.;
2. описать литературно-исторический метод при анализе литературного произведения;
3. раскрыть идеи Симоны де Бовуар о месте женщины в обществе;
4. выявить проблемы женщины во французском обществе середины XX в.;
5. рассмотреть образ главной героини романа как отражение феминистической идеи Симоны де Бовуар;
6. охарактеризовать женские персонажи в романе;
7. раскрыть «Прелестные картинки» как маркер жизни французской семьи середины ХХ в.
Методы исследования: использованы следующие методы литературоведения: историко-культурный анализ, интерсексуальный анализ, а также общетеоретические методы исследования - анализ научной литературы, синтез, обобщение.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы преподавателями в университетах на различных курсах в процессе обучения французскому языку и курса мировой и французской литературы.
Структура работы. Состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Анализ положения женщины во французском обществе ХХ в. показал, что феминизм во Франции можно условно разделить на три волны:
- феминизм первой волны - от Великой французской революции до Третьей республики, который в основном занимался вопросами избирательного права и гражданских прав для женщин;
- феминизм второй волны начался в 1940-х годах как переоценка роли женщин в обществе, примиряющая с ущемленным отношением к женщинам в обществе, несмотря на их якобы равный с мужчинами политический статус;
- феминизм третьей волны, начиная с 2000-х годов, продолжает наследие второй волны, добавляя элементы постколониального феминизма, рассматривая права женщин в тандеме с другими текущими дискурсами, особенно с дискурсом расизма.
Изучив вопросы использования литературно-исторического метода при анализе литературного произведения, можно сделать вывод, что литературно-исторический метод - это способ изучения литературы, разработанный во второй половине XIX века французским философом, историком и литературоведом И.-А. Тэном. В рамках литературно-исторического метода литературное произведение рассматривается как исторический памятник, который документирует общественную жизнь эпохи. К критериям, которые возможно использовать в рамках данного метода при изучении литературы, можно отнести воздействие на литературу исторических, природных, социальных, национальных и др. внешних по отношению к ней моментов. Литература рассматривается как часть целого, объясняемая законами функционирования этого целого (т.е. общества).
Рассмотрение идей Симоны де Бовуар о месте женщины в обществе показало, что ее работы относятся к периоду «второй волны» феминизма, когда после движения суфражисток за избирательное право актуализируется необходимость осмысления других форм дискриминации женщины и развития женского освободительного движения.
Наиболее известным ее феминистическим трудом является книга «Второй пол». Писательница затронула проблему мужского доминирования в структуре власти, что является причиной угнетения и дискриминации в различных сферах.
Рассмотренные философские идеи писательницы были отражены также в ее романе 1966 г. под названием «Прелестные картинки». Это, своего рода, художественная исповедь Симоны де Бовуар. Главная героиня - молодая женщина. Работа в рекламном агентстве приучила ее представлять жизнь как серию картинок из глянцевых журналов.
Роман «Прелестные картинки» Симоны де Бовуар - это одно из наиболее значимых произведений женской прозы.
Во-первых, этот роман является важным шагом в развитии женской литературы, потому что он открывает новые возможности для выражения женского опыта и внутреннего мира. Ранее, многие женщины в литературе были ограничены стереотипами и ожиданиями общества, и их голоса не были услышаны.
Роман Бовуар показал, что женщины могут писать о своих собственных жизненных опытах, они могут быть честными и откровенными, и что их истории имеют значение.
Во-вторых, «Прелестные картинки» является важным произведением в роли феминистического романа. Роман Симоны де Бовуар обращается к проблемам женской идентичности и осознания гендерных ограничений, которые накладываются на женщин. Главная героиня романа - женщина, которая ищет свободу и независимость в мире, который полон ограничений и запретов. Это важное сообщение для женщин, которые сталкиваются с подобными ограничениями в своей жизни.
В-третьих, роман имеет высокое литературное качество и является примером художественной мастерства. Писательница смело экспериментирует с формой и стилем, создавая уникальный и неповторимый текст, который отличается от традиционной литературы того времени. Это показывает, что женщины могут быть выдающимися писательницами, способными вносить новый вклад в мировую литературу.
В романе главная героиня осознает, насколько ее жизнь идеализирована и пытается, некоторым образом, бороться с этим. Однако ей гораздо проще играть роль улыбающейся яркой картинки с рекламного плаката и надеяться, что ее дети поступят иначе, чем испытывать страдания от нужды. Лоранс, главный герой и рассказчик, старается соответствовать ожиданиям окружающего общества, но позднее осознает, что ее личные ценности не совпадают ни с кем из ее близких. Она воспринимает мир как пр-менеджер и видит все недостатки искусственной «красоты». Лоранс неустанно и упорно стремится обрести истину в своей жизни, но несмотря на все ее усилия, это желанное «что-то» каждый раз ускользает из ее поля зрения, оставляя ее в безысходности и отчаянии.
На самом деле эти «картинки» только на первый взгляд кажутся прелестными. Мечта многих женщин: достаток, умильные дети, уютный дом, идеальный муж... Но Симона де Бовуар - феминистка и она развенчивает мифы. В доме главной героини за внешне благополучным фасадом прячется множество конфликтов: любовник, который начинает мешать своей привязанностью, эмоциональная сухость мужа, самодурство стареющей матери, дочь, вступающая в подростковый период, лживость, притворство... После прочтения у читателя романа может произойти переоценка представления о жизни женщины в социуме. О том, что даже будучи обеспеченной, женщина бьется в стеклянный потолок, просто потому, что она - женщина. Симона напоминает нам о важности задумываться и анализировать свою жизнь с различных сторон, несмотря ни на что. В конечном итоге, нужно быть собой, а не делать вид, что ты таковым являешься, несмотря на комфорт и 46
роскошь, с которыми мы живем.
«Прелестные картинки» Симоны де Бовуар являются неподвластными временем произведениями искусства, независимо от времени. В такой короткой истории она смогла затронуть огромное количество вопросов социального и философского характера. Большинство, если и не все, пока активно обсуждается в СМИ и книгах.
Это книга о женских переживаниях, волнениях, размышлениях. Книга в первую очередь для женщин, но может быть интересна и мужчинам, которые пытаются разобраться, что же происходит у женщин в голове. И тем сильнее книга, что там живут женщины совершенно разных возрастов, которых, по сути, мучают одни и те же вопросы. Только ответы всегда разные: честное видение неприятных ответов в детстве и внутренний протест против этого, нежелание слышать сам вопрос в зрелости, и смирение с ответом ближе к старости.
- феминизм первой волны - от Великой французской революции до Третьей республики, который в основном занимался вопросами избирательного права и гражданских прав для женщин;
- феминизм второй волны начался в 1940-х годах как переоценка роли женщин в обществе, примиряющая с ущемленным отношением к женщинам в обществе, несмотря на их якобы равный с мужчинами политический статус;
- феминизм третьей волны, начиная с 2000-х годов, продолжает наследие второй волны, добавляя элементы постколониального феминизма, рассматривая права женщин в тандеме с другими текущими дискурсами, особенно с дискурсом расизма.
Изучив вопросы использования литературно-исторического метода при анализе литературного произведения, можно сделать вывод, что литературно-исторический метод - это способ изучения литературы, разработанный во второй половине XIX века французским философом, историком и литературоведом И.-А. Тэном. В рамках литературно-исторического метода литературное произведение рассматривается как исторический памятник, который документирует общественную жизнь эпохи. К критериям, которые возможно использовать в рамках данного метода при изучении литературы, можно отнести воздействие на литературу исторических, природных, социальных, национальных и др. внешних по отношению к ней моментов. Литература рассматривается как часть целого, объясняемая законами функционирования этого целого (т.е. общества).
Рассмотрение идей Симоны де Бовуар о месте женщины в обществе показало, что ее работы относятся к периоду «второй волны» феминизма, когда после движения суфражисток за избирательное право актуализируется необходимость осмысления других форм дискриминации женщины и развития женского освободительного движения.
Наиболее известным ее феминистическим трудом является книга «Второй пол». Писательница затронула проблему мужского доминирования в структуре власти, что является причиной угнетения и дискриминации в различных сферах.
Рассмотренные философские идеи писательницы были отражены также в ее романе 1966 г. под названием «Прелестные картинки». Это, своего рода, художественная исповедь Симоны де Бовуар. Главная героиня - молодая женщина. Работа в рекламном агентстве приучила ее представлять жизнь как серию картинок из глянцевых журналов.
Роман «Прелестные картинки» Симоны де Бовуар - это одно из наиболее значимых произведений женской прозы.
Во-первых, этот роман является важным шагом в развитии женской литературы, потому что он открывает новые возможности для выражения женского опыта и внутреннего мира. Ранее, многие женщины в литературе были ограничены стереотипами и ожиданиями общества, и их голоса не были услышаны.
Роман Бовуар показал, что женщины могут писать о своих собственных жизненных опытах, они могут быть честными и откровенными, и что их истории имеют значение.
Во-вторых, «Прелестные картинки» является важным произведением в роли феминистического романа. Роман Симоны де Бовуар обращается к проблемам женской идентичности и осознания гендерных ограничений, которые накладываются на женщин. Главная героиня романа - женщина, которая ищет свободу и независимость в мире, который полон ограничений и запретов. Это важное сообщение для женщин, которые сталкиваются с подобными ограничениями в своей жизни.
В-третьих, роман имеет высокое литературное качество и является примером художественной мастерства. Писательница смело экспериментирует с формой и стилем, создавая уникальный и неповторимый текст, который отличается от традиционной литературы того времени. Это показывает, что женщины могут быть выдающимися писательницами, способными вносить новый вклад в мировую литературу.
В романе главная героиня осознает, насколько ее жизнь идеализирована и пытается, некоторым образом, бороться с этим. Однако ей гораздо проще играть роль улыбающейся яркой картинки с рекламного плаката и надеяться, что ее дети поступят иначе, чем испытывать страдания от нужды. Лоранс, главный герой и рассказчик, старается соответствовать ожиданиям окружающего общества, но позднее осознает, что ее личные ценности не совпадают ни с кем из ее близких. Она воспринимает мир как пр-менеджер и видит все недостатки искусственной «красоты». Лоранс неустанно и упорно стремится обрести истину в своей жизни, но несмотря на все ее усилия, это желанное «что-то» каждый раз ускользает из ее поля зрения, оставляя ее в безысходности и отчаянии.
На самом деле эти «картинки» только на первый взгляд кажутся прелестными. Мечта многих женщин: достаток, умильные дети, уютный дом, идеальный муж... Но Симона де Бовуар - феминистка и она развенчивает мифы. В доме главной героини за внешне благополучным фасадом прячется множество конфликтов: любовник, который начинает мешать своей привязанностью, эмоциональная сухость мужа, самодурство стареющей матери, дочь, вступающая в подростковый период, лживость, притворство... После прочтения у читателя романа может произойти переоценка представления о жизни женщины в социуме. О том, что даже будучи обеспеченной, женщина бьется в стеклянный потолок, просто потому, что она - женщина. Симона напоминает нам о важности задумываться и анализировать свою жизнь с различных сторон, несмотря ни на что. В конечном итоге, нужно быть собой, а не делать вид, что ты таковым являешься, несмотря на комфорт и 46
роскошь, с которыми мы живем.
«Прелестные картинки» Симоны де Бовуар являются неподвластными временем произведениями искусства, независимо от времени. В такой короткой истории она смогла затронуть огромное количество вопросов социального и философского характера. Большинство, если и не все, пока активно обсуждается в СМИ и книгах.
Это книга о женских переживаниях, волнениях, размышлениях. Книга в первую очередь для женщин, но может быть интересна и мужчинам, которые пытаются разобраться, что же происходит у женщин в голове. И тем сильнее книга, что там живут женщины совершенно разных возрастов, которых, по сути, мучают одни и те же вопросы. Только ответы всегда разные: честное видение неприятных ответов в детстве и внутренний протест против этого, нежелание слышать сам вопрос в зрелости, и смирение с ответом ближе к старости.



