Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Российско-китайское сотрудничество в рамках ШОС (Российский Университет Дружбы Народов)

Работа №174570

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы108
Год сдачи2025
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ В РАМКАХ ШОС 13
1.1. Предпосылки создания ШОС: роль России и Китая 13
1.2. Основные этапы развития отношений в период 2001-2024 гг. 22
1.3. Влияние международной обстановки на российско-китайское сотрудничество в ШОС 33
ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОСИИ И КИТАЯ В РАМКАХ ШОС 41
2.1. Совместные инициативы по укреплению региональной безопасности 41
2.2. Политическая координация на уровне лидеров стран 49
2.3. Влияние ШОС на внешнеполитические стратегии России и Китая 55
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ ШОС 65
3.1. Торгово-экономические проекты и инициативы 65
3.2. Энергетическое сотрудничество России и Китая в рамках ШОС 71
3.3. Совместное развитие транспортной и инфраструктурной сети 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 89

Актуальность темы исследования обусловлена рядом ключевых факторов, которые подчеркивают важность анализа российско-китайских отношений на современном этапе.
Во-первых, российско-китайские отношения достигли беспрецедентного уровня развития всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, стали одним из ведущих факторов, формирующих международную повестку дня.
Во-вторых, современная геополитическая реальность характеризуется нарастающей нестабильностью и турбулентностью, что подтверждает вступление мира в эпоху стремительных перемен и движения к многополярности. Текущие процессы глобальной политики демонстрируют, что второе десятилетие XXI в. становится временем выхода на арену крупных геополитических акторов, среди которых Россия и Китай выступают как великие державы и самостоятельные «центры силы».
В-третьих, на фоне углубляющейся конфронтации между Россией и коллективным Западом, а также переориентации внешнеполитического курса России на Восток, китайский вектор российской политики приобретает стратегическое значение, поскольку именно КНР стала в последние годы одним из ключевых международных партнеров России.
В-четвертых, за последнее десятилетие наблюдается устойчивое укрепление политико-экономических связей между Россией и Китаем. Взаимодействие двух стран носит системный и стратегический характер, что находит отражение не только в двусторонних отношениях, но и в совместной работе в рамках международных и региональных организаций, включая Шанхайскую организацию сотрудничества. Россия и Китай обладают значительным геополитическим и геоэкономическим потенциалом для укрепления партнерства, выступая как основные «столпы» ШОС.
Таким образом, актуальность изучения российско-китайских взаимоотношений в рамках ШОС обусловлена ростом стратегической значимости организации на евразийском пространстве. Расширение состава ШОС за счет крупных держав Азии не только укрепило ее позиции как ведущего интеграционного объединения, но и существенно изменило геополитический ландшафт. В современных условиях, характеризующихся динамичным развитием евразийских интеграционных процессов, ШОС приобретает новый уровень геополитического веса. Именно в этом контексте становится важным определить ключевые аспекты взаимодействия России и Китая, которые не только определяют внутреннюю динамику организации, но и влияют на ее продвижение в региональных и глобальных процессах.
Степень научной разработанности темы. В российских и китайских научных кругах значительное внимание уделяется исследованию российско-китайских отношений. Особого упоминания заслуживают труды ведущих российских востоковедов, среди которых выделяются работы А.В. Лукина , чьи исследования охватывают широкий спектр вопросов – от исторических основ взаимодействия двух стран до анализа тенденций ХХІ в., проводится научное обоснование характера двусторонних отношений, освещаются ключевые проблемы взаимодействия и дается объективная оценка формирования России в качестве одного из стратегических партнеров Китая.
Интерес вызывают также аналитические обзоры, подготовленные российскими учеными и экспертами, включая доклады под редакцией С.Г. Лузянина, И.С. Иванова, А.В. Кортунова, С.М. Гавриловой , опубликованные в рамках деятельности Российского совета по международным делам, где рассматриваются механизмы укрепления российско-китайского сотрудничества, с акцентом на политическое, экономическое, энергетическое партнерство.
Необходимо выделить работы по проблематике российско-китайских отношений по различным спектрам и направлениям, среди таких ведущих китаистов, как: А.Д. Воскресенский , Ю.М. Галенович , Е.Н. Грачиков , Д.А. Дегтерев, А.А. Забелла , К.Х. Рахимов и др.
Исследование российско-китайского сотрудничества в рамках ШОС находит широкий отклик в работах китайских исследователей. Так, в историко-политическом контексте вопросы становления ШОС и роли Китая в ее развитии рассматриваются в трудах Ван Цзиньцуня , Хуан Ичжэ и И Цзяна . Перечисленные авторы в своих работах обращаются к генезису организации, начиная с Шанхайской пятерки, и анализируют многостороннюю дипломатию Китая и России, направленную на усиление позиций в евразийском регионе в постсоветский период.
Особое внимание в научных публикациях уделено экономическим аспектам взаимодействия Китая с Россией в рамках ШОС. Исследования Ван Сяоюня и Цян Сяоюня акцентируют внимание на сопряжении инициативы «Одного пояса-одного пути» с Евразийским экономическим союзом, анализируют вызовы и возможности создания единой экономической среды в таких совместных китайско-российских форматах как ШОС. В этой же области можно выделить работы Ван Линя и Цюй Пэйрана в которых исследованы перспективы энергетического партнерства России и Китая в качестве ключевого элемента двустороннего взаимодействия. Вопросы безопасности и борьбы с нетрадиционными угрозами также находят отражение в публикациях Цзэн Сянхуна и Ян Шуанмэя , Чжао Чжучена которые анализируют координацию усилий Китая с союзниками по по обеспечению стабильности региона Центральной Азии и рассматривая роль ШОС в многостороннем подходе Китая к региональной безопасности.
Некоторые исследования западных авторов охватывают вопросы укрепления двустороннего взаимодействия, подчеркивая роль стратегического тандема России и Китая в формировании нового миропорядка, а также исследуются подходы к обоснованию двусторонней политики . Тем не менее, при оценке современных западных исследований российско-китайских отношений возникает ряд ограничений, обусловленных преимущественно однобоким подходом. Многие западные аналитики, включая работы Дж. Беллакуа и Л. Киочетто, часто интерпретируют российско-китайское взаимодействие через призму западных интересов, что неизбежно отражается на оценке мотивов и перспектив сотрудничества. Преобладание взглядов, зафиксированных в стратегии национальной безопасности США, приводит к восприятию России и Китая как «ревизионистских держав», что ограничивает объективность представленной в исследованиях аналитики.
Объектом исследования выступает взаимодействие Российской Федерации и Китайской Народной Республики в рамках деятельности Шанхайской организации сотрудничества.
Предметом исследования являются направления и формы сотрудничества России и Китая в рамках ШОС, отражающие их стратегические интересы и механизмы взаимодействия.
Цель исследования – выявить особенности развития и ключевые направления стратегического взаимодействия России и Китая в рамках ШОС в период 2001-2024 гг.
Исходя из поставленной цели представляется возможным обозначить задачи исследования:
- исследовать роль России и Китая в предпосылках к созданию ШОС;
- рассмотреть основные этапы развития российско-китайских отношений в период 2001-2024 гг.;
- определить влияние международной обстановки на российско-китайское сотрудничество в ШОС;
- изучить совместные инициативы РФ и КНР по укреплению региональной безопасности;
- охарактеризовать политическую координацию на уровне лидеров стран;
- выявить влияние ШОС на внешнеполитические стратегии России и Китая;
- проанализировать торгово-экономические проекты и инициативы России и Китая в ШОС;
- рассмотреть энергетическое сотрудничество России и Китая в рамках ШОС;
- определить возможности совместного развития транспортной и инфраструктурной сети России и Китая в ШОС.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2001 по 2024 гг. Нижняя граница определена подписанием Договора о дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР в 2001 г., что заложило фундамент двусторонних российско-китайских отношений. Верхняя граница определена принятием в 2024 г. Совместного заявления РФ и КНР об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху, в контексте 75-летия установления дипломатических отношений и интенсификацией сотрудничества по ключевым приоритетным направлениям.
Источниковая база исследования. Для исследования темы работы был осуществлен анализ разнообразных источников, включая нормативно-правовые акты, делопроизводственные и публицистические источники, статистические данные.
Первый тип источников представлен документами нормативно-правового характера, которые отражают официальные позиции российского и китайского руководства. Документы включают в себя Конституцию РФ и КНР , а также основные положения внешнеполитической стратегии России и Китая , включая концепции и доктрины внешнеполитического планирования. Кроме того, в исследовании использовались двусторонние договоры между Россией и Китаем (примером ключевого документа является Договор «О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой» 2001 г .); уставные документы Шанхайской организации сотрудничества , декларации и соглашения, принятые в организации .
Второй тип источников составляют делопроизводственные материалы, включающие в себя совместные декларации, коммюнике и заявления по основным направлениям сотрудничества между Россией и Китаем , в том числе документы, содержащие планы и программы стран в рамках развития ШОС и поддержания сотрудничества в различных приоритетных сферах и направлениях.
В третий тип источников относятся публицистические материалы, включая речи государственных деятелей и глав государств России и Китая , в которых оцениваются двусторонние отношения, а также приводятся высказывания лидеров обеих стран о своих намерениях и совместные заявления на высшем уровне о стратегических целях сотрудничества .
Четвертый тип источников включает статистические данные, в числе которых материалы Всемирного Банка , Азиатского банка инфраструктурных инвестиций , Азиатского банка развития , Федеральной таможенной службы России , Главного таможенного управления КНР , Министерства коммерции КНР .
Теоретико-методологическая база исследования. В ходе написания данной работы автор опирался на концепцию либерального институционализма. Поддерживающие этот подход исследователи предполагают, что государства взаимозависимы и стремятся извлечь выгоду и преимущества из двустороннего сотрудничества, так как согласно этой концепции, международное сотрудничество основывается на стремлении достичь взаимных выгод.
Методологическая база исследования основывается на принципах историзма, сравнительного анализа и системного подхода. Принцип историзма обеспечивает хронологическую последовательность анализа, выявляя изменения и динамику взаимодействия между Россией и Китаем в развитии ШОС. Сравнительный метод используется для сопоставления внешнеполитических позиций двух стран, что помогает выявить их уникальные подходы и общие точки соприкосновения в двустороннем сотрудничестве в рамках ШОС. Применение системного подхода позволяет рассмотреть российско-китайское сотрудничество как целостную систему, в которой взаимосвязаны политические, экономические, социальные и цивилизационные аспекты.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы для совершенствования взаимодействия российских и китайских аналитических ведомств по повестке ШОС, а также при формулировании стратегических рекомендаций по развитию российско-китайского сотрудничества на перспективу. Результаты работы представляют ценность для образовательной деятельности и могут быть полезны для составления курсов или методических программ изучения процессов евразийской интеграции и укрепления двустороннего сотрудничества в рамках международных организаций.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения, списка источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По итогам проведенного исследования о сотрудничестве России и Китая в Шанхайской организации сотрудничества, можно сформулировать несколько ключевых выводов.
Прежде всего, можно говорить о том, что геополитические изменения, вызванные распадом СССР, оказали ключевое влияние на формирование инициатив, связанных с созданием ШОС, через многостороннее взаимодействие Китая, России и новых независимых государств Центральной Азии. Центральным элементом сотрудничества стал процесс урегулирования пограничных вопросов, который исторически носил конфликтный характер, но в условиях нового регионального порядка превратился в платформу для диалога и кооперации. Для китайской стороны особое значение приобрели вопросы безопасности, включая противодействие угрозам, связанным с уйгурским сепаратизмом и исламским экстремизмом, что стало важным аспектом взаимодействия с государствами Центральной Азии. Кроме того, Китай уделял внимание экономическому сотрудничеству как основе стабильности и развития региона. Россия, напротив, ориентировалась на укрепление партнерских отношений с Китаем и центральноазиатскими государствами через многосторонний подход, в рамках которого ключевую роль играли вопросы безопасности и гуманитарного взаимодействия. Формат «Шанхайская пятерка» изначально был направлен на решение вопросов пограничного регулирования и укрепление доверительных отношений между участниками. Впоследствии данный формат трансформировался в ШОС, представляющую собой полноценную международную структуру, ориентированную на решение комплексных задач регионального и глобального характера, а также на продвижение принципов взаимного уважения и равноправия в международных отношениях.
Китай и Россия занимают ведущие позиции в развитии ШОС, которая служит важной платформой для стратегического взаимодействия между двумя странами. Их подход к ШОС основан на четко сформулированной концептуальной базе, отражающей национальные интересы и ответы на угрозы вызовы и возможности сотрудничества в Евразии. Несмотря на различия во внешнеполитических приоритетах, обе страны имеют общую цель в рамках организации – обеспечение территориальной целостности, содействие экономическому развитию менее развитых регионов, противодействие проникновению западных стран в Центральную Азию и борьбу с «тремя силами зла»: терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Также среди их приоритетов – укрепление добрососедских отношений с центральноазиатскими государствами, развитие экономических связей и упрочение собственных позиций в регионе.
Российско-китайские отношения достигли высшей точки за всю историю взаимодействия, демонстрируя уникальное сочетание стратегического партнерства и доверия. Взаимодействие двух стран развивается на фоне усиления глобальных вызовов и давления со стороны Запада, что подчеркивает устойчивость и значимость этих отношений. Несмотря на интенсивное сотрудничество, оба государства принципиально избегают терминологии союзов, предпочитая характеризовать свои отношения как всеобъемлющее стратегическое партнерство, свободное от блокового подхода времен «холодной войны».
Фундамент российско-китайского партнерства строится на нескольких ключевых основах. Одной из них является активный личный диалог лидеров государств, который стал беспрецедентным по своей частоте и результативности. Встречи В.В. Путина и Си Цзиньпина обеспечивают не только поддержку двусторонних инициатив, но и формируют общее направление политики, укрепляющее стратегическое взаимодействие в рамках ШОС и других международных форматов. Важным элементом является общее видение будущего мирового порядка. Россия и Китай стремятся к многополярному миру, который исключает доминирование одной державы. Концепция «сообщества единой судьбы человечества», выдвинутая Си Цзиньпином, и российская идея многополярности отражают общий подход к обеспечению международной стабильности.
Центральноазиатские государства, входящие в ШОС, представляют собой регионы с повышенным риском активности террористических и экстремистских группировок, что обусловливает необходимость скоординированных действий со стороны России и Китая. Стратегия сотрудничества в обеспечении региональной безопасности ШОС направлена на выстраивание комплексной системы противодействия терроризму, которая включает регулярное проведение антитеррористических учений и операций, усиление приграничного взаимодействия через оперативный контроль и мониторинг. Сотрудничество правоохранительных и контртеррористических структур государств-членов ШОС формирует механизм раннего выявления угроз, чтобы эффективно пресекать деятельность террористических ячеек, формируя предпосылки для долгосрочного укрепления региональной безопасности.
Внешнеполитическая стратегия России в рамках ШОС в основном сосредоточена на двух ключевых направлениях: обеспечении региональной безопасности и развитии экономического сотрудничества. Формирование устойчивой системы безопасности на постсоветском евразийском пространстве является стратегическим приоритетом российской внешней политики. Для России ШОС представляет собой важный механизм противодействия влиянию США и НАТО в этом геополитически значимом регионе, способствуя укреплению многополярного мирового порядка.
Внешняя политика Китая же в последние годы демонстрирует устойчивый курс на укрепление международного престижа как миролюбивой и открытой к сотрудничеству державы. Как один из основателей ШОС, Китай рассматривает деятельность в рамках организации в качестве стратегического направления взаимодействия с государствами Центральной Азии и Россией. Особое внимание КНР уделяет экономическому аспекту сотрудничества в рамках ШОС, что находит отражение в многочисленных инициативах, направленных на развитие взаимовыгодных отношений с партнерами по организации. Экономическая составляющая взаимодействия является не только частью внешнеполитической стратегии Китая, но и важным элементом внутреннего развития, способствующего укреплению рыночной экономики в контексте реализации национальной концепции «китайской мечты».
Российско-китайское сотрудничество в области энергетики обладает значительным потенциалом, обусловленным стратегической значимостью данного сектора. Для Китая энергетическая сфера представляет собой ключевой элемент, связанный с удовлетворением потребностей национальной экономики и поддержанием ее устойчивого роста. Укрепление энергетического взаимодействия с Россией способствует реализации амбициозных экономических целей Китая, включая расширение сферы его экономического влияния за счет проектов в инициативе «Один пояс – один путь». Для России взаимодействие в энергетической сфере с Китаем приобретает особую актуальность в условиях санкционного и геополитического давления со стороны Запада. Реализация Стратегии «Разворота на Восток» способствует не только углублению сотрудничества с Китаем, но и укреплению связей со странами ШОС и Глобального Юга, являясь важным элементом стратегии России по укреплению своих позиций на энергетических рынках Востока.
Особое значение имеет реализация долгосрочных энергетических инициатив в рамках ШОС. Примером этому служит функционирование Энергетического форума ШОС и положения Стратегии энергетического сотрудничества до 2030 года, которая предусматривает интеграцию усилий государств-участников в энергетическом секторе. Дополнительно данная роль подчеркивается в Стратегии развития ШОС до 2035 года, где акцентируется стратегическая важность энергетики для устойчивого развития региона. Постоянные заявления руководства России и Китая подтверждают значимость углубления энергетического сотрудничества, что подчёркивает центральную роль данной сферы в двусторонних отношениях и на площадке ШОС.

Помимо укрепления региональной экономической интеграции в рамках ШОС, рост объемов товарооборота обусловлен также параллельным импортом через соседние страны в Россию и Китай. Для стран Центральной Азии, Индии, Ирана и Пакистана сотрудничество в ШОС становится дополнительным источником дохода и способствует развитию их транспортно-логистической инфраструктуры, а Китаю и России открываются значительные перспективы для развития регионального транзита. В условиях усиления напряженности с западными странами и увеличения внимания к восточному направлению российско-китайское сотрудничество будет только расти.
Экономическое сотрудничество между РФ и КНР стало важным двигателем их отношений. Взаимный товарооборот в 2023 г. превысил запланированные на 2025 г. 200 млрд долл., демонстрируя прогресс и эффективность стратегии РФ «поворота на Восток» и китайской политики регионального взаимодействия. Это объясняется хорошей логистикой, транспортным потенциалом стран и их близости к основным рынкам сбыта. Однако потенциал для развития торгово-экономических связей между Россией, Китаем и странами-членами ШОС еще не исчерпан. Важные перспективные направления включают в себя сельское хозяйство, машиностроение, интеграцию финансовых рынков и платежных систем, что даст стимул к эволюции в ЗСТ.
Особую роль в стратегическом партнерстве России и Китая играет то, что обе страны следуют принципам «шанхайского духа», основанного на уважении многообразия культур и отказе от цивилизационного противостояния. Таким образом, российско-китайское партнерство в ШОС на сегодняшний день представляет собой образцовую модель отношений, основанную на взаимном уважении, общей стратегической цели и долгосрочной стабильности.



1. Астанинская декларация глав государств-членов ШОС от 5 июля 2005 г. // Посольство КНР в РФ. URL: http://ru.china-embassy.gov.cn/rus/jbwzlm/sgxw/200507/t20050706_3151909.htm (дата обращения: 03.11.2024).
2. Астанинская декларация Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества от 4 июля 2024 г. // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/6163 (дата обращения: 14.11.2024).
3. Бишкекская декларация глав государств Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Киргизской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан от 25 августа 1999 г. // МИД РФ. URL: http://archive.mid.ru//bdomp/dip_vest.nsf/99b2ddc4f717c733c32567370042ee43/75840e107e23bf94c3256886005242a7!OpenDocument (дата обращения: 24.10.2024).
4. Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества от 15 июня 2001 г. // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://archive.kremlin.ru/articles/intevents2d.shtml (дата обращения: 20.10.2024)
5. Декларация пятилетия Шанхайской организации сотрудничества от 15 июня 2006 г. // Сайт Шанхайской организации сотрудничества. URL: https://rus.sectsco.org/20060615/44777.html (дата обращения: 10.11.2024).
6. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 г. // Правительство КНР. URL: http://www.gov.cn/gongbao/content/2001/content_60963.htm (дата обращения: 27.10.2024).
7. Душанбинская Декларация глав государств Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан от 5 июля 2000 г. // Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики. URL: https://cbd.minjust.gov.kg/17530/edition/297582/ru (дата обращения: 20.10.2024)
8. Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 июля 2008 г. // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/acts/news/785 (дата обращения: 17.11.2024).
9. Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 февраля 2013 г. // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/499003797 (дата обращения: 19.11.2024).
10. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 30 ноября 2016 г.) // Министерство иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (дата обращения: 19.11.2024).
11. Московская декларация Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества от 10 ноября 2020 г. // Министерство иностранных дел КНР. URL: https://www.fmprc.gov.cn/rus/wjdt/gb/202011/t20201110_858226.html (дата обращения: 28.11.2024).
12. Российско-китайская Совместная декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка, принятая в Москве от 23 апреля 1997 г. // Система цифровых библиотек ООН. URL: https://digitallibrary.un.org/record/234074/files/A_52_153--S_1997_384-RU.pdf (дата обращения: 19.10.2024).
13. Соглашение между государствами членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре от 7 июня 2002 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. URL: https://docs.cntd.ru/document/901858897 (дата обращения: 07.11.2024).
14. Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок. // Консорциум Кодекс. URL: https://docs.cntd.ru/document/420390140 (дата обращения 05.12.2024).
15. Указ Президента РФ № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» от 31 марта 2023 г. // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/70811 (дата обращения: 20.11.2024).
16. Хартия Шанхайской организации сотрудничества 2002 г. // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2002/06/106755.shtml (дата обращения: 02.11.2024).
17. The White Paper "China's Legal Framework and Measures for Counterterrorism". January 2024. // The State Council Information Office of the People’s Republic of China. URL: http://ss.china-embassy.gov.cn/eng/snfyw/202401/t20240123_11231368.htm (дата обращения: 23.11.2024).
18. 打击恐怖主义、分裂主义和极端主义上海公约2001 年 6 月 14 日 (Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 14 июня 2001 г.). // Сайт Шанхайской организации сотрудничества. URL: https://chn.sectsco.org/files/43441/43441 (дата обращения: 05.11.2024).
19. 上海合作组织反恐怖主义公约 条约通过时间 2009.06.16 (Контртеррористическая конвенция Шанхайской организации сотрудничества от 16 июня 2009 г.) // База данных договоров КНР. URL: http://treaty.mfa.gov.cn/web/detail1.jsp?objid=1658998173433 (дата обращения: 07.11.2024).
20. 《新时代的中国国际发展合作》白皮书 (Белая книга о международном сотрудничестве Китая в целях развития в новую эру от 10 января 2021 г.) // Официальный сайт Правительства КНР. URL: http://www.gov.cn/zhengce/2021-01/10/content_5578617.htm (дата обращения: 21.11.2024).
21. 新時代的中國國防 2019年7月 (Белая книга по национальной обороне Китая в новую эпоху от 24 июля 2019 г.) // Министерство национальной обороны КНР. URL: http://www.mod.gov.cn/big5/regulatory/2019-07/24/content_4846424.htm (дата обращения: 21.11.2024).
22. 《共建“一带一路”:构建人类命运共同体的重大实践》白皮书 (Совместное строительство инициативы «Один пояс, один путь»: основные практики построения сообщества с единым будущим для человечества. Белая книга КНР. // Официальный сайт Правительства КНР. URL: https://www.gov.cn/zhengce/202310/content_6907994.htm (дата обращения: 21.11.2024).

Делопроизводственные
23. Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества до 2025 г. // Министерство экономического развития РФ. URL: https://economy.gov.ru/material/file/f2034a49ba5ab9869d83c5a4a6c5de07/programma_shos.DOCX (дата обращения 26.11.2024).
24. Российско-китайская Совместная декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка, принятая в Москве от 23 апреля 1997 г. // Система цифровых библиотек ООН. URL: https://digitallibrary.un.org/record/234074/files/A_52_153--S_1997_384-RU.pdf (дата обращения: 19.10.2024).
25. Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики о международном порядке в XXI веке от 30 июня 2005 г. // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3660 (дата обращения: 09.11.2024).
26. Совместное заявление участников Алматинской встречи – Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан от 3 июля 1998 г. // Централизованный банк данных правовой информации КР. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/17531/10?mode=tekst (дата обращения: 25.10.2024).
27. Совместное коммюнике по итогам Восемнадцатой регулярной встречи глав правительств России и Китая от 22 октября 2013 г. // Посольство КНР в РФ. URL: http://tm.chineseembassy.org/rus/zgyw/t1091833.htm (дата обращения: 09.11.2024).
28. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия от 20 мая 2014 г. // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/supplement/1642 (дата обращения: 09.11.2024).
29. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики от 25 июня 2016 г. // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5100 (дата обращения: 09.11.2024).
30. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху от 5 июня 2019 г. // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/supplement/5413 (дата обращения: 13.11.2024).
31. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху от 21 марта 2023. // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/supplement/5920 (дата обращения: 18.11.2024).
32. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху, в контексте 75-летия установления дипломатических отношений между двумя странами от 16 мая 2024 г. // Президент России: официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/6132 (дата обращения: 20.11.2024).
33. 中华人民共和国和俄罗斯联邦关于进一步深化全面战略协作伙伴关系的联合声明 (Совместное заявление РФ и КНР о дальнейшем углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия от 5 июля 2017 г.) // Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. URL: https://minvr.gov.ru/press-center/smi-o-ministerstve/6167/ (дата обращения: 13.11.2024).
34. 中华人民共和国主席和俄罗斯联邦总统关于2030年前中俄经济合作重点方向发展规划的联合声明 (Совместное заявление Председателя Китайской Народной Республики и Президента Российской Федерации о плане развития ключевых направлений китайско-российского экономического сотрудничества до 2030 года). // Министерство иностранных дел КНР. 22.03.2023. URL: https://www.mfa.gov.cn/zyxw/202303/t20230322_11046176.shtml (дата обращения 26.11.2024).

Публицистические
35. Владимир Путин принял участие в пленарной сессии XXI ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай». // Президент России: официальный сайт. 7 ноября 2024 г. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/75521 (дата обращения: 28.11.2024).
36. Встреча Владимира Путина с Председателем Китайской Народной Республики Цзян Цзэминем от 18 июля 2000 г. // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/trips/45630 (дата обращения: 30.10.2024).
37. Встреча В.В. Путина с Председателем КНР Си Цзиньпином в Астане на полях саммита ШОС от 3 июля 2024 г. // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/74461 (дата обращения: 15.11.2024).
38. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности от 10 февраля 2007 г. // Президент России: официальный сайт. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24034 (дата обращения: 13.11.2023).
39. Выступление и дискуссия Владимира Путина на пленарной сессии юбилейного, ХХ заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» от 5 октября 2023 года. // Президент России: официальный сайт. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/72444 (дата обращения: 19.11.2024).
40. Заседание Совета глав государств – членов ШОС от 16 сентября 2022 г. // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/trips/69369 (дата обращения: 16.11.2024).
41. Заседание Совета глав государств-членов ШОС от 4 июля 2024 г. // Сайт Шанхайской организации сотрудничества. URL: https://rus.sectsco.org/20240704/1423374.html (дата обращения: 16.11.2024).
42. Пресс-конференция по итогам визита В.В. Путина в Китай от 18 октября 2023 г. // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/72532 (дата обращения: 15.11.2024).
43. Пресс-конференция Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам Шанхайского форума от 15 июня 2001 г. // Министерство иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru/bdomp/dip_vest.nsf/99b2ddc4f717c733c32567370042ee43/cf06e1f13312cc9 ac3256aa20025b877! OpenDocument (дата обращения: 27.10.2024).
44. 邓小平在中国共产党十二大上的开幕词(一九八二年九月一日).共产 党员网 (Вступительная речь Дэн Сяопина на XII съезде КПК от 1 сентября 1982 г.) // Сайт членов Коммунистической партии Китая. 27 сентября 2012. URL: https://fuwu.12371.cn/2012/09/27/ARTI1348710255841791.shtml (дата обращения: 14.10.2024).
45. 習近平出席上海合作組織成員國元首理事會第二十二次會議小范圍會談 (Си Цзиньпин принял участие в переговорах на 22-м заседании Совета глав государств Шанхайской организации сотрудничества). // People's Daily. 17 сентября 2022. URL: http://politics.people.com.cn/BIG5/n1/2022/0917/c1024-32528123.html (дата обращения: 10.11.2024).
46. 中国共产党第二十次全国代表大会开幕会 2022年10月16日 (Церемония открытия XX Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая от 16 октября 2022 г.). // Официальный сайт членов Коммунистической партии Китая. URL: https://www.12371.cn/2022/10/16/ARTI1665891757126114.shtml (дата обращения: 21.11.2024).
47. 携手构建人类命运共同体:中国的倡议与行动 2023年9月 (Объедините усилия, чтобы построить сообщество единой судьбы человечества: инициативы и действия Китая). // Информационное бюро Государственного совета КНР. 26 сентября 2023. URL: https://www.gov.cn/zhengce/202309/content_6906335.htm (дата обращения: 22.11.2024).
48. 张汉晖大使在《劳动报》发表署名文章《上海合作组织发展未来可期》 (Посол Чжан Ханьхуэй опубликовал в газете Labor Daily статью «Шанхайская организация сотрудничества имеет многообещающее будущее»). // Посольство КНР в РФ. 19.07.2024. URL: http://ru.china-embassy.gov.cn/sghd/202407/t20240719_11456621.htm (дата обращения: 19.11.2024).
49. 弘扬“上海精神”,深化睦邻友好,开辟周边命运共同体建设新前景 (Продвигайте «Шанхайский дух», углубляйте добрососедскую дружбу и открывайте новые перспективы для построения сообщества единой судьбы для прилегающих территорий). // Министерство иностранных дел КНР. 06.07.2024. URL: https://www.mfa.gov.cn/web/wjbzhd/202407/t20240706_11449369.shtml (дата обращения: 10.11.2024).
50. 上海合作组织副秘书长出席第二届欧亚安全国际会议 (Заместитель генерального секретаря Шанхайской организации сотрудничества принял участие во II Международной конференции по евразийской безопасности). // Сайт Шанхайской организации сотрудничества. 3 ноября 2024 г. URL: https://chn.sectsco.org/20241103/1589396.html (дата обращения: 13.11.2024).

Статистические
51. Отчёт о внешней торговле между Россией и Китаем в 2020 году: товарооборот, экспорт, импорт, структура, товары, динамика. // Внешняя Торговля России. URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2021-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2020-g/ (дата обращения: 26.11.2024).
52. Отчёт о внешней торговле между Россией и Китаем в 2021 году: товарооборот, экспорт, импорт, структура, товары, динамика. // Внешняя Торговля России. URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2022-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2021-g/ (дата обращения: 26.11.2024).
53. Потребности в финансировании инфраструктуры Азии превышают $1,7 трлн в год, что в два раза больше предыдущей оценки. // Азиатский Банк Развития. 28 февраля 2017. URL: https://www.adb.org/ru/news/asia-infrastructure-needs-exceed-17-trillion-year-double-previous-estimates (дата обращения: 02.12.2024).
54. Russia monthly & quarterly trade data. // World Bank Integrated Trade Solution. URL: https://wits.worldbank.org/CountrySnapshot/en/Russia/textview (дата обращения 26.11.2024).
55. 中国海关数据:2022年中俄贸易额增长近30%超1900亿美元 (Данные Таможенной службы Китая: объем китайско-российской торговли вырос почти на 30% в 2022 году и превысил 190 миллиардов долларов США). // Китайско-российская информационная сеть. URL: http://www.chinaru.info/zhongejmyw/zhongemaoyi/68186.shtml (дата обращения: 21.11.2024).
56. 中華人民共和國商務部 货物进出口月度统计 (Министерство коммерции Китайской Народной Республики Ежемесячная статистика по импорту и экспорту товаров). // Министерство коммерции КНР. URL: https://countryreport.mofcom.gov.cn/indexType.asp?p_coun=%B6%ED%C2%DE%CB%B9 (дата обращения: 02.06.2024).
57. 海关总署:2022年中俄贸易额首次突破9000亿元 (Главное таможенное управление КНР: объем китайско-российской торговли впервые превысило 900 млрд юаней в 2022 г.) // Главное таможенное управление КНР. URL: http://tradeinservices.mofcom.gov.cn/article/tongji/guonei/buweitj/buweiqttj/202201/130013.html (дата обращения: 28.11.2024).

Интернет-ресурсы:
58. Алексей Маслов: Россия и Китай по многим вопросам стоят на единых позициях. // Международная жизнь. 19 марта 2023 г. URL: https://interaffairs.ru/news/show/39468 (дата обращения: 14.11.2023).
59. Антитеррористические учения стран-членов ШОС «Мирная миссия-2021» достигли ожидаемых целей-- минобороны КНР. // Агентство «Синьхуа». 1 октября 2021. URL: http://russian.news.cn/2021-10/01/c_1310220699.htm (дата обращения: 12.11.2024).
60. Вопросы транспортного сотрудничества России и ШОС рассмотрели на Петербургском экономическом форуме. // Минтранс. 6 июня 2019. URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/9141 (дата обращения 05.12.2024).
61. Минтранс создает цифровую транспортную платформу для обмена данными с БРИКС и ШОС. // Ведомости. 6 июля 2023. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/07/06/983962-mintrans-sozdaet-tsifrovuyu-transportnuyu-platformu-dlya-obmena-dannimi-s-briks-i-shos (дата обращения 06.12.2024).
62. Минэнерго стран ШОС одобрили проект стратегии энергосотрудничества до 2030 года. // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. 25 июня 2024. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/51658/ (дата обращения: 27.11.2024).
63. Роль Шанхайской организации сотрудничества в развитии транспортного и логистического потенциала стран Центральной Азии. // Сайт Шанхайской организации сотрудничества. 26 декабря 2021. URL: https://rus.sectsco.org/20211226/808351.html (дата обращения 08.12.2024).
64. Спецслужбы стран ШОС одобрили проект программы борьбы с терроризмом на 2022-2024 гг. Sputnik. 18 марта 2021. URL: https://uz.sputniknews.ru/20210318/spetssluzhby-stran-shos-odobrili-proekt-programmy-borby-s-terrorizmom-na-2022-2024-gg-17833078.html (дата обращения: 15.11.2024).
65. Belt and Road cooperation benefits SCO countries. // Belt and Road Portal. 02.06.2024. URL: https://eng.yidaiyilu.gov.cn/p/0D0NNVMA.html (дата обращения: 03.12.2024).

II. Литература:
На русском языке
66. Алиев М.Х. Углубление цифрового экономического взаимодействия в рамках ШОС: гарант стабильности евразийской системы. // Россконгресс. 21.12.2022. URL: https://roscongress.org/materials/uglublenie-tsifrovogo-ekonomicheskogo-vzaimodeystviya-v-ramkakh-shos-garant-stabilnosti-evraziyskoy-/ (дата обращения: 04.12.2024).
67. Алимов Р.К. Шанхайская организация сотрудничества и Большая Евразия // Вестник международных организаций. – 2018. – № 3. – С. 19-32.
68. Анистратова А., Бурдель Д., Мамедова Н. Таможенное сотрудничество РФ со странами ШОС. // Вектор экономики. 2023. № 3. URL: http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2023/3/worldeconomy/Anistratova_Burdel_Mamedova2.pdf (дата обращения 06.12.2024). Арис С. Российско-китайские отношения через призму ШОС. // IFRI. Центр Россия/ННГ. Сентябрь 2008. https://www.ifri.org/sites/default/files/migrated_files/documents/atoms/files/ifrirnvarischosrus.pdf (дата обращения: 30.10.2024).
69. Бабаев К.В. Пять достижений и пять перспектив китайско-российских отношений. // Власть. – 2024. – № 2. – С. 43-56.
70. Базарова М. Роль Шанхайской организации сотрудничества в развитии транспортного и логистического потенциала стран Центральной Азии. // Studia Politologiczne. – 2021. – № 62. – С. 9-29.
71. Байков А.А., Виноградов А.В., Дьячков И.В. «Азиатский поворот» в российской внешней политике: достижения, проблемы, перспективы. – М.: Аспект Пресс, 2022. – 256 c.
72. Барский К. «Восточный вектор» начертил Примаков. // Международная жизнь. 2016. № 10. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1746 (дата обращения: 24.10.2024). Бордачёв Т.В. Будущее Азии и политика России. // Россия в глобальной политике. 2006. № 2. URL: https://globalaffairs.ru/articles/budushhee-azii-i-politika-rossii/ (дата обращения: 26.10.2024).
73. Борисов Д.А., Карманова Л.А. Периодизация внешней политики КНР в отношении Центрально-Азиатского региона (1990–2024 гг.) // Известия Восточного института. – 2024. – № 2. – С. 97-108.
74. Боришполец П. ШОС и НАТО: альтернатива или взаимодополнение? // Энергетические измерения международных отношений и безопасности в Восточной Азии. – М.: МГИМО-Университет, 2007. – С. 432-452.
75. Бояркина А.В. Внешнеполитическая стратегия Дэн Сяопина в период экономических реформ и открытости (конец 1970-х – 1990-е гг.) // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. – 2023. – № 1. – С. 94-107.
76. Бредихин А.В. Евразийский вектор развития Российской Федерации: исход к Востоку. // Вестник Московского университета. – 2023. – № 1. – С. 98-109.
77. Воскресенский А.Д. Российско-китайские отношения в контексте азиатского вектора российской дипломатии (1990-2015). // Сравнительная политика. – 2015. – № 1. – С. 32-53.
78. Гордиенко Д.В. Реализация национальных интересов России на фоне американо-китайского противостояния. // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2022. – № 2. – С. 82-87.
79. Денисенко В.А. Россия и Китай: заимодействие в сфере электроэнергетики. // Известия Восточного института. – 2022. – № 1. – С. 132-143.
80. Григорьев А. Неравносторонний треугольник: США, Россия и Китай // Голос Америки. 25 мая 2023 г. URL: https://www.golosameriki.com/a/7108707.html (дата обращения: 15.11.2024).
81. Евсеенко А.С. Политика США, России и Китая на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. // Взаимоотношения России – Китая – США в рамках стратегического треугольника. / Отв. ред.-сост. Ю.В. Морозов. – М.: ИДВ РАН, 2020. – С. 159-178.
82. Житников Н.А., Городник С.А. Сотрудничество России и Китая в сфере региональной безопасности в рамках ШОС. // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. – 2021. – № 1. – С. 248-256.
83. Забелла А.А., Каткова Е.Ю., Шабага А.В. Центральноазиатское направление политики России и Китая в контексте евразийской концепции. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. – 2021. – № 1. – С. 79-90.
84. Интересы России в Центральной Азии: содержание, перспективы, ограничители. Гл. ред. И.С. Иванов. // Аналитический доклад Российского совета по международным делам. 2013. № 10. URL: https://russiancouncil.ru/upload/RIAC_Central_Asia.pdf (дата обращения: 27.10.2024).
85. Караганов C.А. От не-Запада к мировому большинству. // Россия в глобальной политике. – 2022. – № 5. – С. 1-5.
86. Карасин Г.Б. Россия и Китай на пороге тысячелетия // Международная жизнь. – 1997. – № 6. – С. 13-17.
87. Кокошина З. Антитеррористические учения Шанхайской организации сотрудничества. // Международная жизнь. 15 сентября 2018. URL: http://www.intelros.ru/pdf/Mezdunarodnaya_gizn/2018-09/15.pdf (дата обращения: 09.11.2024).
88. Лю Синтао, Черникова Л.П. Исторический обзор китайско-российского сотрудничества в рамках «Шанхайской пятерки» (ШОС): взгляд из Китая. Достижения и трудности. // Вестник Томского государственного университета. История. – 2022. – № 80. – С. 114-124.
89. Мамахатов Т. Россия и Китай в Центральной Азии: сотрудничество или соперничество? // Российский совет по международным делам. 9 января 2024. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiya-i-kitay-v-tsentralnoy-azii-sotrudnichestvo-ili-sopernichestvo/ (дата обращения: 19.11.2024).
90. Мехтиева С.И., Вязовский И.В. Российско-китайское энергетическое сотрудничество в рамках ШОС: новые подходы в XXI в. // Гуманитарный акцент. – 2021. – № 3. – С. 22-24.
91. Мога И.С. Векторы развития энергетического сотрудничества России с зарубежными странами в условиях экономических санкций. // Вестник университета. – 2023. – № 11. – С. 209-217.
92. Морозов Ю.В. Проверка на прочность российско-китайских взаимоотношений в условиях военного конфликта на Украине. // Восточная Азия: факты и аналитика. – 2024. – № 1. – С. 40-51.
93. Муратбекова А. Кризис идентичности Шанхайской организации сотрудничества: что будет дальше? // Вестник международных организаций. – 2019. – № 4. – С. 138-160.
94. Парамонов В.В., Строков А.В., Столповский О. Внешняя политика Китая в Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. – 2010. – № 4. – С. 74-89.
95. Рахимов К.Х. Вклад государств-членов ШОС по урегулированию афганского кризиса: до и после вывода военного контингента НАТО. // Постсоветские исследования. – 2022. – № 4. – С. 367-385.
96. Рахимов К.Х. История создания основных этапов становления и развития ШОС. // Альманах Казачество. – 2021. – № 5. – С. 52-70
97. Рахимов К.Х. Международный и региональный контексты деятельности ШОС по обеспечению евразийской безопасности. // Актуальные проблемы мировой политики. X Ежегодная международная научная конференция молодых ученых. Москва, 08 декабря 2023 г. – М.: Дипломатическая академия МИД России, 2024. – С. 536-548.
98. Рахимов К.Х. Деятельность Шанхайской организации сотрудничества по обеспечению безопасности в Евразии. Монография. – М.: Русайнс, 2023. – 250 с.
99. Рахимов К.Х., Цю Шуаншуан. Российско-китайское стратегическое партнерство в многополярном мире: военно-политические и экономические аспекты. // Вопросы национальных и федеративных отношений. – 2023. – № 2. – С. 691-703.
100. Россия и Китай: четыре века взаимодействия. История, современное состояние и перспективы развития российско-китайских отношений / под ред. А.В. Лукина. – М.: «Весь Мир», 2013. – 704 с.
101. Российско-китайский диалог: модель 2024: доклад № 94 / 2024. Под ред. С.М. Гавриловой. – М.: НП РСМД, 2024. – 98 с.
102. Сафонова Т.Ю. Перспективы развития евразийской интеграции в области расширения экспортных грузопотоков российского газа в дружественные страны на фоне эскалации энергетического кризиса в мире. // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2023. – № 1. – С. 64-75.
103. Тараканова Т.С. Россия и Китай в Шанхайской организации сотрудничества: проблемы политико-экономического взаимодействия: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04. – СПб, 2017. – 162 с.
104. У Жочэнь. Сотрудничество КНР и РФ по проблемам безопасности: региональный аспект. // Международные отношения. – 2018. – № 1. – С. 90-99.
105. Синь Чжао. Трудности в реализации новой энергетической стратегии России и перспективы китайско-российского энергетического сотрудничества. // Chinese journal of Slavic studies. 2023. № 2. URL: https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/cjss-2023-0010/html?srsltid=AfmBOor7tEQH1bJ895Hd_rKFyP8fet-7AZf1x2me9CaexpYS-Zz0YR4q (дата обращения: 29.11.2024).
106. Сюй Бо, Гармаева С.Э. Эволюция восточноазиатского международного порядка и ее влияние на китайско-российское региональное сотрудничество: эклектический анализ. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. – 2023. – № 4. – С. 367-384.
107. Цуй Гоцзе. Больше, чем соседи: произошедшие за последнее время глобальные перемены открывают новые страницы сотрудничества России и Китая // Российская газета. № 291. 21 декабря 2020. // URL: https://rg.ru/2020/12/24/reg-dfo/sotrudnichestvo-rossii-i-kitaia-na-dalnem-vostoke-vyshlo-na-novyj-uroven.html (дата обращения: 14.11.2024
108. Цю Сяофэнь. Взаимодействие Китайской Народной Республики и Российской Федерации в рамках Шанхайской организации сотрудничества: дис. .. канд. полит. наук: 23.00.04. – М., 2017. – 173 с.
109. Чжан Линьлинь. Исследование по экономическому и торговому сотрудничеству между Китаем, Россией и Шанхайской организацией сотрудничества. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – № 9-2. – С. 243-250.
110. Чжан Тиншо, Кашбразиев Р.В. Сотрудничество России и Китая в области энергетики: проблемы и перспективы. // Прогрессивная экономика. – 2021. – № 2. – С. 5-19.
111. Чжу Сюй. Треугольник «Россия – Индия – Китай» в концепции внешней политики Российской Федерации // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2023. – № 4. – С. 156-167.
112. Шанхайская организация сотрудничества и проблемы безопасности Евразии / под ред. проф. А.А. Розанова. – Женева: Женевский центр по демократическому контролю над вооруженными силами, 2012. – 214 с.
113. Шишков В.В. Политика России на постсоветском пространстве. // Россия и новые государства Евразии. – 2015. № 1. – С. 38-49.
114. Шкваря Л.В., Хэ М. Транспортное сотрудничество в ШОС: проекты, проблемы, перспективы. // Вестник МИРБИС. – 2023. – № 2. – С. 6-14.

На английском языке
115. Azarkan E. The interests of the Central Asian states and the Shanghai cooperation organization. // Ege Academic Review. – 2010. – Vol. 10. – № 1. – Р. 395-420.
116. Bellacqua J. The Future of China-Russia Relations (Asia in the New Millennium). – Kentucky: UPK, 2009. – 352 p.
117. Ciochetto L. Globalisation and Advertising in Emerging Economies: Brazil, Russia, India and China (Routledge Studies in International Business and the World Economy). – L.: Routledge, 2011. – 200 p.
118. Gao Fei. The Shanghai Cooperation Organization and China’s new diplomacy. // Netherlands Institute of International Relations, 2010. URL: http://www.clingendael.nl/publications/2010/20100700_The%20Shanghai%20Cooperation%20Organization%20and%20China%27s%20New%20Diplomacy.pdf (дата обращения: 18.10.2024).
119. Hlásny V. Coopting Separatists: Social Welfare for Cross-Border Minorities in Xinjiang. // Revue d'économie politique. – 2022. – Vol. 132. – № 3. – Р. 515-548.
120. Li Xing. The Chinese and Russian Strategies in the Shanghai Cooperation Organization: Comparative Analysis. // Comparative Politics Russia. – 2017. – № 8. – Р. 98-107.
121. Medeiros E. China’s International Behavior. // Rand Corporation, 2009. URL: http://www.rand.org/pubs/monographs/2009/RAND_MG850.pdf (accessed: 16.10.2024).
122. Zhang Xiaoling, Liang Yingchao. 20 Years of the SCO: On Transport Cooperation in the SCO Space. // Sociopolitical Sciences. – 2021. – Vol 11. – № 4. – Р. 51-61.

На китайском языке
123. 王林, 渠沛然, 李丽旻. 中俄能源合作前景广阔. 中国能源报 2024年05月20日. (Ван Линь, Цюй Пэйран, Ли Лиминь Китайско-российское энергетическое сотрудничество имеет широкие перспективы) // China Energy. 20 мая 2024. URL: http://paper.people.com.cn/zgnyb/html/2024-05/20/content_26059800.htm (дата обращения: 30.11.2024). Это интернет-ресурс.
124. 王金存:具有历史意义的跨越—从“上海五国”到“上海合作组织”,《世界经济与政治》2019年第9期,第76-81页。(Ван Цзиньцунь. Исторический скачок – от «Шанхайской пятерки» к «Шанхайской организации сотрудничества» // Мировая экономика и политика. 2019. № 9.) – С. 76-81.
125. 姜毅. 中国的多边外交与上海合作组织. 俄 罗斯 中亚 东 欧研 究 00 年2 第3 5期 46-51页. (И Цзян. Многосторонняя дипломатия Китая и Шанхайская организация сотрудничества. // Исследования России, Центральной Азии и Восточной Европы. – 2000. – № 35.) – С. 46-51.
126. 黃一哲. 上海合作組織的現況與發展. 《國防雜誌》 24卷3期 (2009/06) 6-20页.(Хуан Ичжэ. Текущая ситуация и развитие Шанхайской организации сотрудничества. // Журнал национальной обороны. – 2009. – № 3). – С. 6-20.
127. 赵华胜:现阶段中国发展上海合作组织的路径 (Чжао Хуашэн: Путь Китая к развитию Шанхайской организации сотрудничества на данном этапе). // Шанхайская организация сотрудничества. 7 мая 2022. URL: https://chn.sectsco.org/20220507/835657.html (дата обращения: 22.10.2024).
128. 强晓云, 曹嘉涵. 中国倡议与上合组织发展:理念引领与合作愿景. 上海国际问题研究院 2023年3月 (Цян Сяоюнь, Цао Цзяхань. Китайская инициатива и развитие ШОС: концептуальное руководство и видение сотрудничества) // Шанхайский институт международных исследований, март 2023 г. URL: https://www.chinausfocus.com/publication/2023/2023-SIIS-China-s-Initiatives-cn.pdf (дата обращения: 22.11.2024).
129. 鄧超. 中俄举行联合军演,在阿富汗和中亚安全问题上展示团结 (Чао Дэн. Китай и Россия проводят совместные военные учения, чтобы продемонстрировать единство в вопросах безопасности в Афганистане и Центральной Азии). // The Wall Street Journal. 12 августа 2021. URL: https://cn.wsj.com/articles/%E4%B8%AD%E4%BF%84%E4%B8%BE%E8%A1%8C%E8%81%94%E5%90%88%E5%86%9B%E6%BC%94%EF%BC%8C%E5%9C%A8%E9%98%BF%E5%AF%8C%E6%B1%97%E5%92%8C%E4%B8%AD%E4%BA%9A%E5%AE%89%E5%85%A8%E9%97%AE%E9%A2%98%E4%B8%8A%E5%B1%95%E7%A4%BA%E5%9B%A2%E7%BB%93-11628737514 (дата обращения: 16.11.2024).
130. 曾向红. “多轨上合”:上海合作组织发展状态初探. 《南亚东南亚研究》2022年第3期,第1-19页. (Цзэн Сянхун. «Многовекторная ШОС»: предварительное исследование состояния развития Шанхайской организации сотрудничества. // Исследования Южной Азии и Юго-Восточной Азии. 2022 № 3). – С. 1-19.
131. 曾向红, 杨双梅. 大国协调与中亚非传统安全问题 俄罗斯东欧中亚研究2017年第2期 (Цзэн Сянхун, Ян Шуанмэй. Координация великих держав и нетрадиционные вопросы безопасности в Центральной Азии. // Россия, исследования Восточной Европы и Центральной Азии. 2017. № 2). URL: http://www.oyyj-oys.org/UploadFile/Issue/v5tx1ljf.pdf (дата обращения: 15.11.2024).
132. 王效云 “丝绸之路经济带”与欧亚经济联盟的对接—基础、 挑战与环境塑造. 欧亚经济/2018年第5期. (Ван Сяоюнь. «Экономический пояс Шелкового пути» и сопряжение с Евразийским экономическим союзом: вызовы и формирование единой среды) // Евразийская экономика. 2018. № 5. URL: http://www.oyjj-oys.org/UploadFile/Issue/ishagowm.pdf (дата обращения: 10.11.2024).
133. 趙竹成. 中國大陸對於中亞的外交政策. 戰略安全研析. 2015. 2015年. 第 117期. 32-41页. (Чжао Чжучен. Внешняя политика материкового Китая в отношении Центральной Азии. Журнал стратегического анализа и безопасности. 2015. № 117). – С. 32-41.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ