ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КАТЕГОРИИОЦЕНКИ В КОММЕНТАРИЯХ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ АККАУНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «FACEBOOK» И КИТАЕЯЗЫЧНЫХ АККАУНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «WEIBO»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
КАТЕГОРИИ ОЦЕНКИ И ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ ЕЕ ВЫРАЖЕНИЯ.. 5
1.1. Оценка и смежные понятия 5
1.1.1. Комментарий как речевой жанр 9
1.1.2. Определение интернет-комментария как жанра речи и его
особенности 14
1.1.3. Лексические способы выражения оценки в английском и китайском
языках 17
1.1.4. Синтаксические средства выражения оценки в английском и
китайском языках 26
1.1.5. Морфологические средства выражения оценки в английском и
китайском языках 30
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ОЦЕНКИ В
КОММЕНТАРИЯХ 34
2.1. Лексические средства выражения оценки в комментариях к постам
разной направленности в социальных сетях «Facebook» и «Weibo» 34
2.2. Синтаксические средства выражения оценки в комментариях к постам
разной направленности в социальных сетях «Facebook» и «Weibo» 62
2.3. Морфологические средства выражения оценки в комментариях к постам
разной направленности в социальных сетях «Facebook» и «Weibo» 73
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
КАТЕГОРИИ ОЦЕНКИ И ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ ЕЕ ВЫРАЖЕНИЯ.. 5
1.1. Оценка и смежные понятия 5
1.1.1. Комментарий как речевой жанр 9
1.1.2. Определение интернет-комментария как жанра речи и его
особенности 14
1.1.3. Лексические способы выражения оценки в английском и китайском
языках 17
1.1.4. Синтаксические средства выражения оценки в английском и
китайском языках 26
1.1.5. Морфологические средства выражения оценки в английском и
китайском языках 30
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ОЦЕНКИ В
КОММЕНТАРИЯХ 34
2.1. Лексические средства выражения оценки в комментариях к постам
разной направленности в социальных сетях «Facebook» и «Weibo» 34
2.2. Синтаксические средства выражения оценки в комментариях к постам
разной направленности в социальных сетях «Facebook» и «Weibo» 62
2.3. Морфологические средства выражения оценки в комментариях к постам
разной направленности в социальных сетях «Facebook» и «Weibo» 73
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
Согласно современной антропоцентрической парадигме, основная функция языка не сводится только к передаче информации и осуществлению референции, еще очень важно учитывать ориентацию личности в ее собственной познавательной области. Это значит, что язык необходимо рассматривать как систему ориентирующего поведения, в которой ведущие роли играют коннотация и прагматическая функция.
Формирование антропоцентрической парадигмы привело к смещению центральных позиций в лингвистике в сторону человека, его индивидуальных личностных параметров. Оценка начинает рассматриваться в контексте сознания - личностного и языкового. Так, большое значение приобретает вопрос репрезентации категории оценки, посредством языка формирующейся языковой личностью, исходя из ее социальной, когнитивной и культурной ориентации в мире.
Актуальность данного исследования обусловлена возрастающим интересом к изучению средств репрезентации категории оценки, порождаемых языковой личностью в интернет-дискурсе. Исследование средств выражения оценки приобретает большую значимость, поскольку изменения в современном мире и, в частности, в интернет-пространстве отражаются в использовании языковых средств языковой личностью для выражения оценки в комментариях в социальных сетях.
Объектом исследования являются средства выражения оценки.
Предметом исследования являются языковые средства выражения оценки в комментариях.
Материалом исследования послужили комментарии к новостным постам в социальной сети «Facebook» и китайской социальной сети «Weibo».
Цель исследования - изучить языковые средства репрезентации категории оценки в социальных сетях «Facebook» и «Weibo», отражающих современную языковую ситуацию интернет-пространстве англоговорящих стран и Китая.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующего ряда задач:
1) дать определение понятию оценка;
2) рассмотреть комментарий как речевой жанр;
3) дать определение интернет-комментарию как речевому жанру;
4) выделить языковые средства выражения оценки;
5) проанализировать языковые средства выражения оценки в комментариях в социальной сети «Facebook»;
6) проанализировать языковые средства выражения оценки в комментариях в социальной сети «Weibo».
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: метод сплошной выборки, описательный метод, семантикостилистический метод, контекстуальный анализ, лингвостатистический метод.
Структура работы представлена введением, двумя главами, выводами по главам, заключением и списком литературы.
Формирование антропоцентрической парадигмы привело к смещению центральных позиций в лингвистике в сторону человека, его индивидуальных личностных параметров. Оценка начинает рассматриваться в контексте сознания - личностного и языкового. Так, большое значение приобретает вопрос репрезентации категории оценки, посредством языка формирующейся языковой личностью, исходя из ее социальной, когнитивной и культурной ориентации в мире.
Актуальность данного исследования обусловлена возрастающим интересом к изучению средств репрезентации категории оценки, порождаемых языковой личностью в интернет-дискурсе. Исследование средств выражения оценки приобретает большую значимость, поскольку изменения в современном мире и, в частности, в интернет-пространстве отражаются в использовании языковых средств языковой личностью для выражения оценки в комментариях в социальных сетях.
Объектом исследования являются средства выражения оценки.
Предметом исследования являются языковые средства выражения оценки в комментариях.
Материалом исследования послужили комментарии к новостным постам в социальной сети «Facebook» и китайской социальной сети «Weibo».
Цель исследования - изучить языковые средства репрезентации категории оценки в социальных сетях «Facebook» и «Weibo», отражающих современную языковую ситуацию интернет-пространстве англоговорящих стран и Китая.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующего ряда задач:
1) дать определение понятию оценка;
2) рассмотреть комментарий как речевой жанр;
3) дать определение интернет-комментарию как речевому жанру;
4) выделить языковые средства выражения оценки;
5) проанализировать языковые средства выражения оценки в комментариях в социальной сети «Facebook»;
6) проанализировать языковые средства выражения оценки в комментариях в социальной сети «Weibo».
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: метод сплошной выборки, описательный метод, семантикостилистический метод, контекстуальный анализ, лингвостатистический метод.
Структура работы представлена введением, двумя главами, выводами по главам, заключением и списком литературы.
В рамках данной работы были изучены понятия «комментарий», «интернет-комментарий», «оценка» и «оценочность», и рассмотрены подходы к их изучению, также были рассмотрены языковые средства репрезентации категории оценки.
По результатам исследования был сделан вывод о том, что понятие «оценки» гораздо шире понятия «оценочности», поскольку первое включает в себя не только лингвистические компоненты.
В процессе рассмотрения подходов и входящих в их состав направлений к изучению категории оценки были выделены два основных подхода: логикофилософский и коммуникативно-прагматический.
На данный момент нет единой общепринятой классификации оценок, поскольку оценка может основываться на разных основаниях, например, по наличию или отсутствию компонента эмотивности и интенсивности, субъективного или объективного компонента и др. Структура оценки представлена такими обязательными элементами, как субъект, объект, содержание, основание оценки и шкала оценки.
Средства репрезентации категории оценки очень разнообразны и находятся на всех уровнях системы языка. Чаще всего средства выражения оценки наблюдаются на лексическом уровне, а также могут сочетаться со средствами с разных уровней одновременно.
В данном исследовании были проанализированы 60 комментариев к постам разной тематической направленности в социальной сети «Facebook» и 60 комментариев к постам социальной сети «Weibo» был обнаружен ряд различных языковых средств выражения оценки, а именно: лексические, синтаксические и морфологические средства.
На основе результатов исследования можно вывести следующую общую картину: пользователи социальных сетей «Facebook» и «Weibo» используют большое количество разных языковых средств выражения оценки, однако статистически самой большой группой является группа лексических средств.
Пользователи социальной сети «Facebook» для выражения субъективной оценки чаще всего используют прилагательные и наречия степени, меньше используют глаголы, имена существительные, междометия и устойчивые словосочетания, в редких случаях - вспомогательные и модальные глаголы. Пользователи социальной сети «Weibo» чаще всего используют имена прилагательные, наречия и имена существительные, реже - глаголы, вспомогательные глаголы и междометия.
Кроме лексики, оценка выражается и усиливается при помощи синтаксических конструкций, в которых употребляется данная лексика. Большая часть синтаксических конструкций в социальной сети «Facebook» представлена ядерными конструкциями, а также их видоизмененными вариациями. Конструкции могут видоизменяться посредством эллипсиса или добавления интенсификаторов и деинтенсификаторов. Синтаксические средства в социальной сети «Weibo» в основном представлены однородными членами, сравнительными конструкциями и восклицательными предложениями, которые образуются путем добавления знаков экскламации или добавлением восклицательных частиц.
Морфологические средства выражения оценки в комментариях в социальной сети «Facebook» представлены суффиксацией и компаундингом. В комментариях в социальной сети «Weibo» такие средства в основном представлены сложением морфем, полупрефиксацией, а также присоединением отрицательных частиц к словам из разных частей речи.
В обеих социальных сетях чаще всего встречались комментарии со средствами выражения положительной оценки, примерно с одинаковой частотностью обнаруживались комментарии с отрицательной оценкой, также крайне редко можно было обнаружить комментарии со средствами выражения нейтральной оценки.
Полученные результаты исследования могут быть использованы при исследовании языковых средств репрезентации категории оценки в комментариях в других социальных сетях на английском и китайском языках. На основе представленных данных можно провести сравнение в использовании языковых средств выражения оценки в той или иной социальной сети. Кроме того, раскрытые особенности могут служить расширением для теоретического и практического изучения средств выражения оценки в лингвистике.
По результатам исследования был сделан вывод о том, что понятие «оценки» гораздо шире понятия «оценочности», поскольку первое включает в себя не только лингвистические компоненты.
В процессе рассмотрения подходов и входящих в их состав направлений к изучению категории оценки были выделены два основных подхода: логикофилософский и коммуникативно-прагматический.
На данный момент нет единой общепринятой классификации оценок, поскольку оценка может основываться на разных основаниях, например, по наличию или отсутствию компонента эмотивности и интенсивности, субъективного или объективного компонента и др. Структура оценки представлена такими обязательными элементами, как субъект, объект, содержание, основание оценки и шкала оценки.
Средства репрезентации категории оценки очень разнообразны и находятся на всех уровнях системы языка. Чаще всего средства выражения оценки наблюдаются на лексическом уровне, а также могут сочетаться со средствами с разных уровней одновременно.
В данном исследовании были проанализированы 60 комментариев к постам разной тематической направленности в социальной сети «Facebook» и 60 комментариев к постам социальной сети «Weibo» был обнаружен ряд различных языковых средств выражения оценки, а именно: лексические, синтаксические и морфологические средства.
На основе результатов исследования можно вывести следующую общую картину: пользователи социальных сетей «Facebook» и «Weibo» используют большое количество разных языковых средств выражения оценки, однако статистически самой большой группой является группа лексических средств.
Пользователи социальной сети «Facebook» для выражения субъективной оценки чаще всего используют прилагательные и наречия степени, меньше используют глаголы, имена существительные, междометия и устойчивые словосочетания, в редких случаях - вспомогательные и модальные глаголы. Пользователи социальной сети «Weibo» чаще всего используют имена прилагательные, наречия и имена существительные, реже - глаголы, вспомогательные глаголы и междометия.
Кроме лексики, оценка выражается и усиливается при помощи синтаксических конструкций, в которых употребляется данная лексика. Большая часть синтаксических конструкций в социальной сети «Facebook» представлена ядерными конструкциями, а также их видоизмененными вариациями. Конструкции могут видоизменяться посредством эллипсиса или добавления интенсификаторов и деинтенсификаторов. Синтаксические средства в социальной сети «Weibo» в основном представлены однородными членами, сравнительными конструкциями и восклицательными предложениями, которые образуются путем добавления знаков экскламации или добавлением восклицательных частиц.
Морфологические средства выражения оценки в комментариях в социальной сети «Facebook» представлены суффиксацией и компаундингом. В комментариях в социальной сети «Weibo» такие средства в основном представлены сложением морфем, полупрефиксацией, а также присоединением отрицательных частиц к словам из разных частей речи.
В обеих социальных сетях чаще всего встречались комментарии со средствами выражения положительной оценки, примерно с одинаковой частотностью обнаруживались комментарии с отрицательной оценкой, также крайне редко можно было обнаружить комментарии со средствами выражения нейтральной оценки.
Полученные результаты исследования могут быть использованы при исследовании языковых средств репрезентации категории оценки в комментариях в других социальных сетях на английском и китайском языках. На основе представленных данных можно провести сравнение в использовании языковых средств выражения оценки в той или иной социальной сети. Кроме того, раскрытые особенности могут служить расширением для теоретического и практического изучения средств выражения оценки в лингвистике.





