ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕРЕВЕНСКОЙ ИКОНОПИСИ XIX ВЕКА 6
1.1. Иконография иконы «Ахтырская Богоматерь» 6
1.2. Бытование списков иконы Ахтырской Богоматери в Северных областях
России 12
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ПРЕДРЕСТАВРАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 16
2.1. Выбор методов исследования, технологий и приемов при реставрации
иконы «Ахтырская Богоматерь» 16
2.2. Предреставрационный анализ иконы «Ахтырская Богоматерь» 22
2.3. Выявленные проблемы и рекомендации для реставрации 27
2.4. Принцип организации реставрационных работ иконы «Ахтырская
Богоматерь» 33
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ «ПРЕДРЕСТАВРАЦИОННЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ ИКОНЫ «АХТЫРСКАЯ БОГОМАТЕРЬ» 38
3.1. Выводы исследований 38
3.2. Применение выбранных методов восстановления 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ А Реставрационный паспорт
Религиозное искусство, являлось важной частью русской культуры на протяжении веков. Иконы считаются священными объектами, способными передавать духовные ценности и вдохновлять верующих. они служат объектом молитвенной практики, помогая людям находить духовную силу и утешение. Иконы являются центром общих молитвенных собраний или церемоний, способствуя единству и солидарности в верующем обществе. Они часто содержат библейские или духовные сюжеты, которые направлены на образование и передачу учения. Иконы могут служить визуальным средством для обучения и проповеди. Верующие могут прибегать к они для поиска исцеления или защиты от болезней, бедствий или бед. Образа отражают и сохраняют духовное наследие, передавая традиции и историю через изображения и символику.
В настоящее время в рамках сохранения и передачи данных памятников возникла необходимость в защите предметов искусства от различных губительных факторов. Как мера по сохранению наследия выступают предреставрационные исследования.
Актуальность темы заключается в необходимости сохранения культурного наследия. Предреставрационные исследования позволяют открыть историю объекта, его состояние, используемые автором материалы, техники создания. Эти исследования помогают разработать наиболее подходящие методы реставрации, учитывая уникальные особенности каждого объекта и минимизируя возможные повреждения или изменения. Без проведения предварительного изучения произведения существует риск потери важных данных, которые могут привести к ошибкам в процессе восстановления объекта. Предреставрационные исследования позволяют определить историческую и иконографическую ценность объекта, выявить его состояние и потенциальные проблемы, которые могут возникнуть во время реставрационных работ. Такие исследования актуальны для обеспечения бережного отношения к духовным ценностям и их сохранности для будущих поколений.
Рассматривая предреставрационные процессы, фиксируется состояние иконы до проведения реставрационных работ, это этап, который включает в себя анализ материалов и техник, использованных при создании иконы, ее текущего состояния, возможных повреждений, а также истории предыдущих реставраций или вмешательств. Исследование предреставрационных процессов предполагает изучение различных методов и техник анализа, применяемых в реставрационных работах. Устанавливаются этические аспекты реставрации и сохранения икон, важность сохранения исторической и духовной ценности памятника при проведении реставраций.
Цель данной работы - анализ предреставрационных исследований, выявление их значения на примере реставрации иконы XIX века «Ахтырская Богоматерь» Северных областей России.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть методологию предреставрационных исследований иконы «Ахтырская Богоматерь».
2. Определить этапы предреставрационных исследований.
3. Провести реставрацию иконы.
Предметом исследования данной работы является предреставрационные исследования, проводимые над памятниками.
Объектом исследования данной работы является икона XIX века «Ахтырская Богоматерь».
Выполнение этих задач в предреставрационных исследованиях помогает не только сохранить историческое наследие и культурное значение памятников, но и обеспечивает правильное выполнение реставрационных работ без ущерба для оригинальности и ценности икон.
В ходе изучения данной темы была использована научная и учебно-методическая литература, статьи, и другие работы, охватывающие вопросы реставрации, иконописи.
Таким образом, благодаря раскрытию темы предреставрационных исследований на примере реставрации иконы «Ахтырская Богоматерь» откроется важность предварительного изучения произведения перед проведением консервационно-реставрационных мероприятий. Данная дипломная работа откроет новый памятник для ознакомления, его историческую и иконографическую ценность, и тем самым внесет вклад в сохранение и передачу культурного наследия Северных областей России.
На основе проделанной работы, которая заключалась в предреставрационном исследовании и реставрации иконы XIX века «Ахтырская Богоматерь» Северных областей России, автор пришел к выводам, что выбор методов изучения объекта основывается на знании материалов, которые могли быть использованы создателем произведения, их реакции на применение различных аналитических методов, а также на результатах предварительного осмотра. Комплексное исследование, практический опыт, постоянное общение с произведениями искусства, знание технологии живописи в историческом аспекте позволяет исследователю извлечь максимальную пользу из находящихся в его руках аналитических данных.
Согласно поставленным задачам, были определены этапы предреставрационных исследований:
1. Предварительный осмотр произведения
2. Начало ведения реставрационного дневника
3. Выбор методов исследований
4. Начало проведения реставрационного изучения
5. В случае получения спорных или неполных данных, корректирование дальнейшего плана проведения исследований
6. Интерпретация лабораторных данных
7. Выбор методов восстановления
В дипломной работе были проведены следующие реставрационные мероприятия:
1. Укрепление живописи методом закрытой и открытой распарки
2. Восполнение утрат основы с тыльной;
3. Восполнение утрат основы с лицевой стороны;
4. Восполнение утрат грунта;
5. Раскрытие живописи;
6. Восполнение утрат красочного слоя;
Таким образом, раскрытие темы исследования иконы «Ахтырская Богоматерь» показало важность предреставрационных операций для реставрации и сохранения культурного наследия памятника. Упор работы был направлен на защиту состояния объекта и восстановления целостности образа. Все мероприятия выполнены успешно. Данная дипломная работа открыла новый памятник для ознакомления с ним и тем самым внесла вклад в сохранение и передачу культурного наследия Северных областей России.
1. Алексеев Н. П., Носова Г. А. Характер религиозности в среде
колхозного крестьянства и основные факторы ее преодоления, М., 1966 г.
(автореф. канд. дне.).
2. Бобров Ю.Г. Теория реставрации памятников искусства:
закономерность и противоречия. М.2003-3003.
3. Грабарь Н.Э. о древнем искусства.М 1980.
4. Пиунова П. Р., Чаленко Т. Т. Воск в реставрации станковой темперной живописи. существующие проблемы и возможности их решения. 2023 год.
5. «Стоглав», Спб., 1863 год.
6. Алексеев B. H. Курс качественного химического полумикроанализа. - М.: Госхимиздат, 1962 г.
7. Алешин А.Б. Реставрация станковой масляной живописи в России - М.,1989.
8. Алешин А.Б. Учебник реставрация памятников истории искусства россии в 19-20 веке. 2008г.
9. Амвросий (орнатский Андрей Антонович). Чудотворные иконы Богоматери на Руси. 2022 год
10. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи.
11. Беленький Е. Ф., Рискин И. В. Химия и технология пигментов. Л.: Химия, 1974 г.
12. Белецкая Е. П., Бирштейн В. Я. Идентификация связующих с помощью капельных реакций. // Художественное наследие. / ВНИИР. - 1979 г.
13. Беляевская О. Н., Федосеева Т. С., Гордюшина В. И., Малачевская Е. Л., Писарева С. А. Реставрационные материалы. 2016 год.
14. Бирштейн В.Я., Гренберга Ю. И. Технология, исследование и хранение произведений станковой и настенной живописи: учебное пособие для художественных вузов и учащихся художественных училищ / В. - Москва : Изобразительное искусство, 1987.
15. Бицадзе Н.В. Икона Русского Севера. 2008
16. Бобров Ю.Г. Консервация. Реставрация. Воссоздание. Вопросы терминологии. Художественное наследие-1990. Вып.13.
17. Бобров Ю.Г. Теория реставрации памятников искусства : закономерности и противоречия М.2003.
18. Васильев П. П. Богоматерь-Богородица // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
19. Виннер А. В. Лаки и их применение в живописи. - М.: Изогиз, 1934 г.
20. Горин И.П., Суворов И.П., ЧеркасоваЗ.В. и др. Реставрация произведений станковой масляной живописи.
21. Грабарь И. Вопросы реставрации. М., 1928
22. Гренберг Ю. И. Исследования, требующие отбора проб. // Технология, исследование и хранение произведений станковой и настенной живописи. - М., 1987 г.
23. Гренберг Ю.И. Технология живописи. - М., 1982.
24. Дринберг С. А., Ицко Э. ф. Растворители для лакокрасочных материалов. - л. : Химия, 1984 г.
25. Дэвени Т., Гергей Я. Аминокислоты, пептиды и белки. - М.: Мир, 1976 г.
26. Желнинская З. М. Химический качественный анализ минеральных пигментов, используемых в масляной, темперной и фресковой живописи. // Сообщения. У ВЦНИЛКР. - 1966 г.
27. Зандерманн В. Природные смолы, скипидары, талловое масло (химия и технология). Л.: Лесная промышленность, 1964 г.
28. Зверев В.В. Формирование теории и практики научной реставрации в России//Художественное наследие. М.1989 г.
29. Зюзина Д.С. Восстановление деревянной основы иконы Богоматерь «Всем скорбящим радость» XIX века из собрания Успенского кафедрального собора г. Владимира.
30. Как правильно обращаться с иконами. М., «Центр Благо», 2000 год.
31. Капитанчук В. А., Архангельский В. Е. Растворители для удаления олифных покрытий и записей, содержащие лавандовое масло. // Древнерусское искусство: исследование и реставрация: Сб. науч. тр. / ВХНРЦ. - 1985 г.
32. Киселева А.Р. О методах исследования художественных произведений и о классификации вторичных работ в отделе научной экспертизы. Стр.11-19. Научная экспертиза художественных произведений. Сканрус, Москва, 2007 год.
33. Кисилев B. C. Краски, масла и лаки. Краткие сведения об их приготовлении, свойствах, исследовании и применении в малярном деле. - М.: Т- во И. Д. Сытина, 1912 год.
34. Комшилов Н. Ф. Канифоль, её состав и строение смоляных кислот. - М.: Лесная промышленность, 1965 г.
35. Кононович М.Г., Горохова Г.Н., Кононович М.Г. Об отборе пробы. Характеристики грунтов и красочных слоев произведений итальянской живописи XV-XVIII в. Москва, ВХНРЦ, 1999 г.
36. Кооб Стивен. Использование паралоида B-72 в качестве клея. Его применение для археологической керамики и других материалов. Исследования в области консервации. (30 апреля 1986 г.)
37. Королюк В.Д. К вопросам об изучении русского народного изобразительного искусства ( Крестьянские образа - «примитивы» ).
38. Косолапов А.И. Естественнонаучные-методы.
39. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века.
40. Летюхина Мария. Интервью у реставратора Антона Иванова. Ст. в журнале «РБК». 2018 год
41. Летюхина Мария. Ст. «Совсем как старенький: как технологии меняют работу реставраторов». Ст. в журнале «РБК». 2018 год.
42. Маляров К. Л. Качественный микрохимический анализ. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1951 год.
43. Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест (Венецианская хартия).
44. Мелик-Пашаев А.А. Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. - М., 1999 год.
45. Митрополит Волоколамский Иларион, «Святые наших дней».
46. Морозова Е.А., Юровецкая А.В., Юровецкая Е.В. Современные и перспективные методики удаления восковых и воско-смоляных адгезивов. 2023 год.
47. Наумова М.В. Реставрация икон: Методические рекомендации. М., изд-во В X H P Ц. им. академика И. Э. Грабаря, 1993—VII.
48. Новосельцев Г.П. Ахтырская икона Божией Матери. 2023 г.
49. Перцев Н. В. Материалы по реставрации / Г ос. Русский музей. - СПб. : Palace Editions, 2001 г.
50. Петрова, Е. И. Проблемы сохранения памятников иконописи и возрождения иконописных традиций в Верхневолжском регионе России / Е. И. Петрова.
51. Пивоварова H. B. Об одном эпизоде борьбы со старообрядчеством: Старообрядчество в России. 2004г.
52. Пивоварова Н.В. Старообрядческая икона в историко-культурном контексте XVIII - начала XX в
53. Популярная художественная энциклопедия - М.,1986.
54. Постановление ЦК РКБ(б) от 20.07.1921 «о постановке антирелигиозной пропаганды и о нарушении пункта 13 программы».
55. Природные краски на севере Европейской части СССР и применение их в народном быту. Архив.
56. Прот. Николай Чернышев. Январь, февраль 2017г. Газета 2024 года Храма святителя Николая чудотворца в Клённиках.
57. Протоиерей Димитрий Лескин. Объединяющая святыня: о
почитании самарской иконы Божией Матери. 2024 г..
58. Протопресв. Александр Киселев. Икона Божией Матери
«Ахтырская». Чудотворные иконы Божией Матери в истории России.
59. Рафельсон Л.Л. Небесный заступник всея Руси: жизнеописание Митрополита Киевского и Московского Алексия, всея России чудотворца, Небесного покровителя Самары. Самара : Алексиевское братство, 2013 г.
60. Регинская Н.В. Иконописный примитив в русском искусстве начала ХХ в. // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2006 г.
61. Рузавин Ю.А. Проверка свойств материалов для защиты иконных досок // Художественное наследие. М., 2006 г.
62. Савчук Екатерина. Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», (ноябрь 2012).
63. Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М. , 2007 г.
64. Смирнова Э. С. Живопись обонежья XIV-XVI веков; Реформатская М. А. Северные письма.
65. Тальберг Н. Д. Пространный месяцеслов Святых в Земле Российской просиявших. В каких нуждах каким иконам надлежит поклонятся. — СПб.: Вера, 1997 г.
66. Тарасов О. Ю. Русские иконы XVIII — начала XX в. на Балканах // Советское славяноведение. 1990 г.
67. Технологиия и исследования произведений станковой и настенной живописи. М. Г осНИИРМ, 2000 г.
68. Томашевич Г. Н. Новое в реставрации темперной живописи. //
Вопросы консервации произведении изобразительного искусства. - М.:
Академия художеств СССР, 1960.
69. Трофимова Я. В. Понятие «Невьянская школа иконописи» в отечественной историографии.
70. Федосеева Т. С. Реставрационные и живописные материалы: Терминологический словарь-справочник. М., 2010 г.
71. Филатов В. В., Реставрация станковой темперной живописи — М.: Изобразительное искусство, 1986 г.
72. Церковно-народный календарь. Произведения русской иконописи и живописи XVII — начала XX вв. из собрания Государственного музея истории религии. — СПб.: Гос. музей истории религии.
73. Чаленко Т. Т. Пиунова П. Р., Воск в реставрации станковой темперной живописи. Существующие проблемы и возможности их решения. 2023 г.
74. Четверкин П.А. Современные возможности исследования слабовидимых изображений при технико-криминалистическом исследовании документов. 1970 г.
75. Чуракова М.С. Проблема удаления восковых и воско-смоляных
адгезивов из тканых основ произведений станковой масляной живописи. Сравнение методик и материалов. М., 2021 // Научно-технический архив
ГОСНИИР.
76. Шалина И.А. Реликвии в восточнохристианской иконографии. М., 2005 г.
77. Щенникова Н. В., Э. П. И. Ахтырская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. — М., 2002. — Т. IV : «Афанасий — Бессмертие».
78. Юровецкая А.В., Юровецкая Е.В. Опыт повторных реставраций произведений станковой масляной живописи, укрепленной ранее восковыми составами. Сохранение культурного наследия: исследования, реставрация, новые открытия. Материалы IV Междунар. научно-практич. конф.: Санкт- Петербург, 12-14 ноября 2020 г. / науч.ред. Ю.Г. Бобров; сост. А.И. Шаманькова. СПб. : С.-Петерб. Акад. художеств, 2021 год.
79. Юровецкая А.В., Юровецкая Е.В., Морозова Е.А. Исследование эффективности реставрационных методик по удалению восковых и воско-смоляных адгезивов . М. 2022.