Введение 3
Глава 1. «Миддл-литература» как синтез современных тенденций в развитии художественного текста 5
1.1. Историческая эволюция концепта «свой» -«чужой» 10
1.2. Понятие «художественного образа», его связь с категорией
времени 15
Выводы по Г лаве 1 22
Глава 2. Образ Японии в романах Амели Нотомб «Токийская невеста» и «Счастливая ностальгия» 23
2.1. Японские реалии в романе «Токийская невеста» 24
2.2. Ориентальные мотивы в романе «Счастливая ностальгия» 33
Выводы по Главе 2 42
Заключение 43
Методические рекомендации по практическому применению результатов исследования 44
Список использованной литературы 46
Взаимодействие народов, культур, социумов всегда интересовало писателей во все времена. Такой сложный систематизированный процесс, как межкультурная коммуникация встречается во всех сферах деятельности человека: в психологии, в общественной жизни, в науке, в культуре и в литературе, и актуальность его исследования не вызывает сомнения. Исследователей может привлечь и образ той или иной культуры в целом, и конкретные детали отдельно взятого народа. Так, французская писательница Амели Нотомб (1967) в своих романах «Токийская невеста» (Ni d’Eve ni d’Adam, 2007) и «Счастливая ностальгия» (La nostalgie heureuse, 2013) представляет образ Японии с точки зрения европейского восприятия. Ее романы всегда притягивают внимание читателей и исследователей литературы сразу, после издания.
Большое внимание исследователей привлек роман «Страх и трепет» (Stupeur et tremblement, 1999). Так, например, О. А. Кулагина в работе «Языковая репрезентация инаковости (на материале романа Амели Нотомб «Страх и трепет») исследовала средства художественной выразительности, с помощью которых писательница описывала адаптацию главной героини- бельгийки в инокультурной производственной сфере. Е. Э. Барилова в статье «Межкультурные деловые конфликты и их отражение в современной французской литературе (на материале романа А мели Нотомб «Страх и трепет»)» (2014) анализирует произведение с точки зрения межкультурной коммуникации, и указывает на процесс аккультурации, который переживает главная героиня. Однако, исследование образа Японии в романах А. Нотомб «Токийская невеста» и «Счастливая ностальгия» проведено не было, что определяет научную новизну представленной работы.
Данная работа посвящена изучению образа Японии во французской литературе XXI века. Исследование этой проблемы строится на изучении современных французских романов А. Нотомб «Токийская невеста» и «Счастливая ностальгия» на русском и французском языках .
Целью работы является анализ принципов и приемов передачи образа Японии в заявленных романах А. Нотомб.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить «миддл-литературу» как новое направление во французской литературе XXI века;
2. изучить историю концепта «свой»-«чужой»
3. проанализировать категорию «художественный образ»;
4. описать биографию и творчество А. Нотомб;
5. проанализировать романы «Токийская невеста» и «Счастливая ностальгия», выявить в них реализацию образа Японии.
Теоретическая значимость работы обусловлена недостаточной исследованностью заявленной проблемы в современном литературоведении.
Методологической базой представленной работы является культурно - исторический, биографический и компаративный методы исследования.
«Миддл-литература» как направление французской литературы ХХI в. является важным этапом в ее развитии. Творчество Амели Нотомб послужило средством к становлению «миддл-литературы» и нового понимания письма и чтения литературных произведений. Можно с уверенностью говорить об уникальности французской «миддл -литературы», т. к. ничего подобного не было ни в одной другой европейской или восточной литературе.
Изучение такого концепта как «свой-чужой» представляет для литературы огромную ценность. Стремление отдельно взятых народов к познанию иностранного менталитета, культуры, традиций выходит на первый план во многих произведениях как классической, так и современной литературы. В то же время, желание «своих» народов к сравнению с «чужими народами» тоже играют немаловажную роль.
Художественный образ является неотъемлемой частью литературного произведения. Благодаря образу у читателя строится восприятия того или иного предмета или явления.
Если говорить о самом проявлении концепта «свой-чужой», а также художественного образа Японии в романах «Токийская невеста» и «Счастливая ностальгия », то можно подтвердить, что категория образа реализуется не как вторичный элемент сюжета и композиции романа, а как одна из наиболее важных частей текста, которая гармонично коррелируется с другими частями , обнаруживая в себе различные символические, сюжетно значимые, эмоциональные и эстетические элементы, делающие этот текст в достаточной степени оригинальным .
1. Аскольдов С.А. Концепт и слово / Аскольдов С.А. - М.: Academia, 1997. - 267 с.
2. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. - М., 1995. - 236 с.
3. Бунтман Н.В. После открытия шлюзов. Взгляд на литературный процесс во Франции / Н. В. Бунтман. — Октябрь. — 2010. — №11. — с.178¬185.
4. Барилова Е.Э. Межкультурные деловые конфликты и их
отражение в современной французской литературе (на материале романа Амели Нотомб «Страх и трепет») // Мировые языки. Язык и культурная идентичность в современном мире : материалы III междунар. науч. -практ. конф., Псков, 18-20 дек. 2013 г. / К.В. Кобызь (отв. ред.). - Псков, 2014. - С. 25-31; [Электронный ресурс]. - URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_24015844_68602120.pdf(22.02.2019).
5. Борисова Е.Б. О содержании понятий «художественный образ» и «образность» в литературоведении и лингвистике // Вестн. Челяб. гос. ун -та. Филология. Искусствоведение. - 2009. - Вып. 37, № 35. - С. 20-26; [Электронный ресурс]. - URL: http://www.lib.csu.ru/vch/173/004.pdf(17.02.2019).
6. Валуева Н.Н. «Миддл-литература» как составляющая современного литературного процесса / Н.Н. Валуева // Науч.зап.Хар. нац.пед. ун-та им. Г.С. Сковороды. — Серия: Литературоведение. — 2012. — Вып. 1(1). — с. 28-34.
7. Введение в литературоведение: Учеб.пособие/Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л. В. Чернец. - М.: Высш. шк., 2004.¬680 с.
8. Виноградова Н.В. Французская проза на рубеже XX -XXI вв: эстетические поиски «новой художественности // Постм одернизм: что же дальше? (художественная литература на рубеже ХХ-ХХ1 вв.): сб. науч. тр. центр гуманит. науч.-информ. исслед. - М: ИНИОН РАН. - 2006. - 306
9. Гуляев Н. А., Богданов А. Н., Юдкевич Л. Г. Теория литературы в связи с проблемами эстетики Чебаевская Л.П. - Москва: Высшая школа, 1970 - 379 с.
10. Гусев В.А. Миддл-литература и особенности её читательской рецепции. // Науковх записки ХНПУ 1м. Г.С. Сковороди, 1(83), 2016. — с. 26-37; [Электронный ресурс]. -URL: https://doi.org/10.5281/zenodo.155384 (20.02.2019)
11. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. - 3-е изд. - М.: Флинта, Наука, 2000. - 163 с.
12. Загидуллина Д.Ф. Основы сравнительного и сопоставительного литературоведения: учеб.пособ. по спецкурсу для студентов сп ециализации «Русский язык и литература в межнациональном общении» / Казан. гос. ун -т, Филол. фак., Каф. сопостав. филол. и межкультур. коммуникации. - Казань: Казан.гос. ун-т, 2007. - 48 с.
13. Загидуллина М. «Новое дело» интеллигенции, или Хождение в народ-2 // Знамя. - 2003.- №8 // http://magazines.russ.ru/znamia/2003/8/ zagid.html
14. Климова М. Амели Нотомб: «Смутная и неуловимая» // Интервью с Амели Нотомб; [Электронный ресурс]. - URL: http://femme- terrible.com/abroad/smutnaya-i-neulovimaya-ameli-notomb/(03.02.2019).
15. Краткий словарь когнитивных терминов / [Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г.]. - М., 1996. - 245с.
16. Кулагина О.А. Языковая репрезентация инаковости (на материале романа Амели Нотомб «Страх и трепет») // Вестн. Центра междунар. образования Моск. гос. ун -та. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. - 2009. - Т. 2. - С. 102-105; [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_12774321_94238717.pdf(25. 02.2019).
17. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред.А.Н.Николюкина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. — М.: НПК «Интелвак», 2001. — 1600 стб.
18. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка / Лихачев Д.С. - М.: Academia, 1997. - С.280-287.
19. Мирошниченко С.А. Методика обучения студенто в языкового вуза аналитическому чтению поэтических произведений на французском языке: дис...канд.пед.наук: 13.00.02 (диссертация на соискание ученой степени канд.пед.наук по специальности 13.00.02). - СПб., - 2013. - 175 с.
20. Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. - Иваново: ЛИСТОС, 2011. - 255 с; [Электронный ресурс]. - URL: ййр8://’№№№.Н81о8.Ы7/филология/николаев-а- и-основы-литературоведения/ (17.02.2019)
21. Николина Н.А. Филологический анализ текста. — М.: Академия, 2003. — 256с.
22. Нотомб А. Счастливая ностальгия; Петронилла: романы / Амели Нотомб; пер. с фр. М. Брусовани, А. Смирновой. - СПб.: Азбука, Азбука- Аттикус, 2017. - 288 с.
23. Нотомб А. Токийская невеста: романы / Амели Нотомб; пер. с фр. И. Попова, Н. Поповой, И. Кузнецовой. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016.- 256 с.
24. Нужная Т. В. Категория времени в романе Ж. де Сталь «Коринна, или Италия» / Т. В. Нужная // Научный диалог. — 2018. — № 2. — С. 186— 196.
25. Нужная Т. В. Пейзажное пространство в романе Ж. де Сталь «Коринна, или Италия» / Т. В. Нужная // Научный диалог. — 2017. — № 1. — С. 97—104
26. Основы литературоведения: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. П. Мещеряков, А. С. Козлов и др.; Под общ.ред. В. П. Мещерякова. — М.: Дрофа, 2003. — 416 с.
27. Папилова Е. В. Имагология как гуманитарная дисциплина // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Филологические науки. -2011. -№ 4.- С. 31—40.
28. Папилова Е.В. Художественная имагология: немцы глазами русских: на материале литературы XIX в.: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.08 / Папилова Елена Вячеславовна; [Место защиты:Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2013. - 198 с.
29. Петрова М.Л. Концепт «свой/чужой» в журналис тике и литературе России и Франции на рубеже XX - XXI вв.: Дис. ... канд. филол. наук. - М., 2006. - 197 с.
30. Поршнева О. С. Историческая имагология в современной российской историографии / О. С. Поршнева // Урал индустриальный. Бакунинские чтения: Индустриальная модернизация Урала в XVIII—XXI вв. XII Всероссийская научная конференция, посвященная 90 -летию Заслуженного деятеля науки России, доктора исторических наук, профессора Александра Васильевича Бакунина. Материалы. Екатеринбург, 4 -5 декабря 2014 г. : в 2-х т. — Екатеринбург: [УрФУ], 2014. — Т. 1. — С. 126-129.
31. Преснякова Т.Н. Проблема художественного образа в философии и литературоведении // Образование и научный капитал. Сборник научных статей II Всероссийской научно -практической конференции. Научное электронное издание. - 2016. - с. 143-148; [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_28942715_85283486.htm(12.02.2019)
32. Реизов Б. Г. Труды по сравнительному литературоведению. — СПб.: СПБГУ, 2011. — 622 с.
33. Роднянская И.Б. Художественное время и художественное пространство // Литературная энциклопедия терминов и понятий.глав. ред. и сост. А.Н. Николюкин.— М.: Интелвак, 2001. - С. 1174-1177.
34. Ротару И. Амели Нотомб: «Нелепые ситуации обостряют нашу память» // Интервью с Амели Нотомб; [Эле ктронный ресурс]. - URL: http://w-o-s.ru/article/5105(03.02.2019).
35. Скиба Л. А., Чернец Л. В. Образ художественный // Введение в литературоведение.Литературное произведение: Основные понятия и термины : учеб.пособие / подред. Л. В. Чернец. М., 1999. С. 209-220.
36. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. - М.: Языки русской культуры, 1997. - С.472.
37. Страшнов Л.С. Миддл-литература в современной социокультурной ситуации // Вестник Воронежского государственного университета. - Серия: Филология. Журналистика. - 2015. - № 3.- с.161-164.
38. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. - М: Просвещение, 1974. - 509 с.
39. Тряпицына Е.В. О художественном образе, референции и возможных мирах / Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2009. - № 2 (21): в 3-х ч. Ч. I. - с. 140-142.
40. Фатхутдинова Ф. В. Поиски новых художественных образов / Научные труды. - 2008. - №6. - с. 82-84.
41. Хорев В.А. Польша и поляки глазами русских литераторов [Текст] / В.А. Хорев. - М., 2005. - с. 89.
42. Циплаков Г. Битва за гору Миддл / Георгий Циплаков— Знамя. - 2006. - №8. - с. 183-196.
43. Чернец Л.В. Образ в литературном произведении; [Электронный ресурс]. - URL: http://www.niv.ru/doc/aesthetic/lexicon/279.htm(15.02.2019)
44. Чупринин С. Звоном щита / Сергей Чупри нин — Знамя. - 2004. - №11. - с.147-159.
45. Шевякова Э.Н. Современная французская проза рубежа веков : модификация романной формы : диссертация ... доктора филологических наук: 10.01.03 - М, 2009. - 473 с.
46. Якушкина Т.В. Сравнительное литературоведение, компаративистика, имагология: точки схождения и расхождения // Взаимодействие языков и культур: исследования выпускников и потенциальных участников программ Фулбрайта. - Под редакцией Г.Н. Чиршева. - Череповец: ЧГУ, 2016. - с. 157-165.
47. Amelie Nothomb. La nostalgic heureuse. - Editions Albin Michel, S.A. - Paris, 2013.
48. Amelie Nothomb. Ni d’Eve ni d’Adam. - Editions Albin Michel, S.A. - Paris, 2007.
49. Carre J.-M. Les ecrivains fran^ais et le mirage allemand: 1800-1940. - P.: Boivin et Cie. - 1947.
50. Entretien avec Dominique Viart // Rerne Pretexte. 21/22; [Электронный ресурс].-URL: http://pretexte/club.fr/revue/entreticn/discussions- thematiques_roman/dixussions/dominique-viart/htm (03.02.2019)
51. Kowalski Witold. L’image du Japon dans « Ni d’Eve, ni d’Adam » d’Amelie Nothomb. Essai critique [The image of Japan in Ni d’Eve, ni d’Adam of Amelie Nothomb. Critical essay]. - Studia Romanica Posnaniensia, Adam Mickiewicz University Press, Poznan, vol. XXXVIII/1. - 2011. - pp. 111-117.