Введение 3
Глава I. Теоретические основы обогащения словарного запаса младших школьников при изучении тематических групп лексики
1.1 Психолого-педагогические особенности развития словарного запаса детей младшего школьного возраста 4
1.2 Основные направления работы над словарем младших школьников 12
1.3 Тематические группы лексики в русском языке 24
Выводы по I главе 32
Глава II. Экспериментальная работа по обогащению словарного запаса младших школьников при изучении лексики тематической группы «Погода»
2.1 Определение актуального уровня развития словарного запаса младших школьников на основе лексики ТГ «Погода» 37
2.2 Программа совершенствования словаря младших школьников -на основе изучения ТГ «Погода» 48
Выводы по II главе 53
Заключение 55
2.4. Список литературы 57
2.5. Приложения
Особое место в восприятии мира человеком занимают климатические и погодные явления, смена времен года, которые влияют на его жизнь и поведение в окружающем мире. По этой причине погодные явления в определенные сезоны занимают важное место в осмыслении реальной действительности человека. Свои знания об атмосферных явлениях человек закрепляет в словах со значением «погода», или метеонимах - особых лексических единицах, служащих для обозначения метеорологических явлений. Эти единицы включают в лексическое значение метеорологический компонент или выражают его эксплицитно - словами ветер, дождь, снег и другие. Актуальность данной темы заключается в том, что усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из приорететных задач развития речи в начальной школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря младших школьников.
Актуальность исследования формирования словарного запаса в младшем школьном возрасте определяется тем, что в период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность является ведущей, важно создать предпосылки формирования словарного запаса, и к концу обучения в начальной школе сделать его устойчивым личностным образованием школьника.
Уровень словарного запаса является одним из важных показателей общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. Обширный словарный запас младшего школьника обеспечивает, по мнению А. Г. Асмолова, такие ключевые компетенции, как способность к коммуникации, умение учиться и быть самостоятельным в жизни.
Объект исследования: уровень развития словарного запаса младших школьников на основе тематической группы лексики «Погода»;
Предмет: тематическая группа «Погода» как средство обогащения словаря обучающихся начальной школы;
Цель работы: определить особенности усвоения словарных единиц в составе тематических групп учащимися начальной школы и разработать программу обогащения словарного запаса на основе изучения ТГ «Погода».
Задачи:
1. Проанализировать учебную и научную литературу для выявления возможностей по обогащению словарного запаса младших школьников. Определить словарь-минимум на основе тематической группы «Погода» для обучающихся начальной школы;
2. Разработать комплекс упражнений, направленный на выявление актуального уровня развития словарного запаса русского языка;
3. Провести диагностику, позволяющую выяснить уровень владения лексикой тематической группы «Погода»;
4. Разработать комплекс упражнений, направленный на обогащение словарного запаса лексикой тематической группы «Погода».
Методы исследования: эксперимент с приёмами количественного подсчёта и качественного анализа результатов....
Данное исследование было посвящено важному вопросу - особенности словарного запаса младших школьников.
В исследовании доказывается, что формирование словарного запаса младших школьников проходит более эффективно при следующих методических условиях:
- Тексты с подбором на погодные условия должны быть систематическими, каждодневными;
- необходимо учитывать возрастные и психологические особенности детей при отборе текстов для анализа и чтения;
- учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению и исправлению словарного запаса младших школьников. Анализ различных методик работы позволил классифицировать методы работы со словарным запасам младших школьников
1) метод
2) количественный метод,
3) метод поиска «ключевого» слова [25]
Перечисленные методы распадаются на приемы работы со словом, такие как:
- сравнение стилистически окрашенных слов,
- сопоставление значений слов,
- выявление логической «цепочки» слов,
- истолкование смысла слова [10 ].
Поэтому мы пришли к выводу о систематической и целенаправленной работе по формированию словарного запаса младших школьников.
Предложенная программа исследования по выявлению актуального уровня развития словарного запаса младших школьников лексикой тематической группы «Погода» позволит повысить уровень словарного запаса у младших школьников и повысит интерес к обучении по гуманитарным предметам.
Целью данной работы было проведение диагностической работы для последующего анализа и разработки комплекса занятий, направленных на повышение словарного запаса младших школьников лексикой «Погоды» С учетом поставленных задач, данную работу можно считать успешно сформированной для использования на уроках русского языка, окружающего мира в системе развивающего обучения «Эльконина - Давыдова».
В заключении можно утверждать, что цель исследования достигнута, гипотеза доказана.
Анализ теоретической литературы по проблеме исследования позволил определить методологический аппарат и выявить основные положения, которые легли в основу экспериментальной работы.
Психологические особенности усвоения словарного запаса учащимися начальной школы определяются возрастными показателями младших школьников, которые заключаются в развитии целеполагания, постепенном переходе от конкретного мышления к абстрактному....