Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Традиции русской сатирической прозы в рассказах С .Довлатова

Работа №174496

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы70
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-7
Глава I. Традиции русской сатирической прозы 8
§1.1. К определению понятия литературная традиция 8-13
§1.2.Современное литературоведение о русской сатирической
традиции 13-17
§ 1.3. Нравственно-философский характер русской сатиры 17- 20
Выводы 21-22
Глава II. Творчество С. Довлатова в свете русской сатирической традиции 23
§2.1.Гоголевские традиции в прозе С.
Довлатова 23
§2.1.1.Сочетание лирической и сатирической направленности 23- 35
§2.1.2.Смешение высокого и низкого 36-40
§2.2.Довлатов и Зощенко: традиции "веселой сатиры" 38-40
§2.2.1.Анекдотическая основа рассказов как форма представления
абсурда жизни 40-50
§2.3.Чеховские традиции в творчестве С.
Довлатова 50
§2.3.1.Сад и заповедник как символы России 50- 54
§2.3.2.Между анекдотом и драмой
Выводы 57-58
Заключение 59-61
Список литературы 62-69


Двадцатый век вошел в историю человечества как век экспериментов, пересмотра и ревизии устоявшегося, привычного, век социальных катаклизмов, разрушения культурных традиций, поиска новых форм для воплощения нового содержания жизни. "Модернизм", "авангардизм" - термины, в большей степени, чем любые другие, характеризуют новые культурные веяния, в свете которых в двадцатом веке пересматриваются почти все сложившиеся литературные традиции. Но действие "закона маятника" - если маятник качнуть в одну сторону, он неизменно качнется в противоположную - определило движение культуры от модерна к его противоположности - традиции: идеи всемогущества новых форм, игнорирования исторической основы культурного развития уступают место традиционным истокам русского искусства - поиску ответов на вопросы времени, особому "духовидению", свойственному прежде всего русской литературе. Современность пытается уйти от морока уже не модерна, а постмодерна с его концепцией игры. Русские писатели традиционно воспринимали литературу не как игру - как универсальное средство нравственного прогресса человека. В этом свете сатира - одно из мощных средств совершенствования общества: обличая "внутренне несостоятельное", сатира тем самым гармонизирует хаос жизни, возвращая ее к норме. Не случайно одну из своих самых личностно окрашенных повестей С.Довлатов назвал "Заповедник". "Заповедь" в толковой словаре В. И. Даля означает "нерушимое наставление". "Есть в ощущении нормы какой-то подвох. И все- таки еще страшнее - хаос..." [32], - писал в "Заповеднике" Довлатов. "Хаосу" русской жизни конца "великой эпохи" он противопоставил пушкинский "заповедник" - пушкинскую гармонию, пушкинскую цельность. Почему? Потому что - «жить невозможно", вокруг - "зона мертвого пространства. Там гибнет все, что мешает делу. Там гибнут надежды, иллюзии, воспоминания. Там царит убогий, непререкаемый, однозначный материализм. "[32], - подводит итог своим "ума холодным наблюденьям и сердца горестным заметкам" [73] Довлатов в этом своеобразном дневнике в форме повести...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящей дипломной работе произведения С. Д. Довлатова были исследованы в контексте традиций русской литературы, что соответствует цели исследования. В центре внимания находились малоизученные вопросы довлатоведения.
В первой главе работы удалось рассмотреть понятие "литературная традиция" с точки зрения современного литературоведения;
Во второй главе выяснить, как характеризуются особенности русской сатиры в научной литературе и определить, чья сатирическая линия оказалась ближе всего творческой манере Довлатова;
В работе рассматривался не только образец зрелой прозы писателя «Заповедник», а также находившиеся в постоянной доработке в течение многих лет («Зона», «Компромисс», «Соло на ундервуде», «Иностранка» и «Наши»).
В русле темы ВКР проведен сравнительный анализ сатирических приемов в творчестве трех писателей, оказавших наиболее сильное влияние на автора, а именно: Н.В. Гоголь, А.П. Чехов и М.М. Зощенко.
Выяснилось, что С. Довлатов выявлял одну из важнейших составляющих своего творчества - эстетическую доминанту, что позволило определить эстетическую концепцию писателя. Сергей Довлатов осознавал себя продолжателем эстетической линии литературы, полемически отталкиваясь от дидактической роли литературы, ориентируясь прежде всего на «изящную словесность», на искусство слова. Произведения писателя с подобной творческой концепцией отличаются неявной или сознательно скрытой авторской позицией, лаконизмом, неоднозначностью оценок действий персонажей, обусловленных лишь внутренней логикой их характеров. Основателем этой линии в отечественной словесности Довлатов называл A. C. Пушкина, элементы этой позиции он видел в ранних произведениях Н. В. Гоголя , и особенно - в творчестве А. П. Чехова...


1. Анастасьев, Н. «Слова - моя профессия»: о прозе С. Довлатова // Вопр. лит. 1995. - №1. - С. 3-22;
2. Анекдот как жанр русской словесности/ - Курганов Ефим - М.: ArsisBooks, 2014. - 264 с. С.6.
3. Арьев, А.Ю. Наша маленькая жизнь. Вступительная статья // Довлатов С. Д. Собрание прозы в 3-х томах. Издание второе. - СПб.: Лимбус Пресс, 1995. - С. 4-6.
4. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Пер. с фр. - М.: Прогресс, 1989.
5. Бахтин, М.М. Проблема материала, содержания и формы в художественном творчестве // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Худож. лит., 1975.
6. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.
7. Блум, X. Страх влияния. Карта перечитывания / Пер. с англ. С. А. Никитина. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 1998.
8. Бобров, А. Феномен Довлатова / А. Бобров // День литературы. - 2013. - №3 (март). - С. 1-3.
9. Бродский, И.А. О Сереже Довлатове («Мир уродлив, и люди грустны»)//Довлатов С. Д. Собрание прозы в 3-х томах. Т. 3. Издание второе. - СПб.: Лимбус Пресс, 1995. - С. 359.
10. Вайль, П.Л. Без Довлатова // Малоизвестный Довлатов: Сборник. - СПб.: АОЗТ «Журнал "Звезда"», 1997. - С. 464.
11. Вайль, П. Довлатов на Бродвее // Иностр. лит. 1995. №6. С. 171.
12. Вайль, П.Л., Генис А. А. Искусство автопортрета // Звезда. 1994. No 3. - С. 120-180.
13. Вайль, П. Он до своей славы не дожил несколько месяцев. Исполнилось 10 лет со дня смерти Сергея Довлатова Текст. / П. Вайль; беседовала Т. Вольтская // Лит. газета. 2000. - №37. - С. 7-10.
14. Волкова, М. «Там жили поэты...»: художественная лит-ра / М.
Волкова, С. Д. Довлатов. - Санкт-Петербург, 1998. - С.112.
15. Воронцова-Маралина, А.А. Проза Сергея Довлатова: поэтика цикла: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2004...94

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ