Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интермедиальный потенциал русского классического романа (на материале романов Ф.М. Достоевского «Идиот» и «Преступление и наказание»)

Работа №174495

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

русский язык

Объем работы89
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРМЕДИАЛЬНОСТИ КАК ФЕНОМЕНА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10
1.1. Интермедиальность: к определению понятия 10
1.2. Особенности поэтики произведений Ф.М. Достоевского в аспекте
интермедиальности 16
1.3. Интермедиальный потенциал русского классического романа 28
Выводы 41
Глава 2. ИНТЕРМЕДИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ РОМАНОВ Ф. М.
ДОСТОЕВСКОГО 43
2.1. Понятие о прекрасном у Ф. М. Достоевского 43
2.2. Интермедиальные связи в романах «Идиот » и «Преступление и
наказание» 47
2.3 Общественный резонанс после выхода романов 56
2.4 Рецепция романов «Идиот» и «Преступление и наказание» за рубежом
и в современности 61
Выводы 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 79


Изучение творчества Ф.М. Достоевского имеет свою историю в литературоведении. Отечественными исследователями создано большое количество глубоких, оригинальных работ. Однако интерес к творческому наследию писателя не ослабевает ни в нашей стране, ни за рубежом. Его влияние очень велико, как на рядового читателя, так и на литературоведческую науку в целом.
В нашей работе мы будем говорить о интермедиальности в творчестве писателя. Этот аспект исследователи русской классической литературы, на наш взгляд, затрагивают недостаточно полно. На это есть вполне объективные причины. Первая из них - сложность и неоднозначность понятийного аппарата самой теории интермедиальности. В само слово «интермедиальность» исследователи вкладывают самые разные смыслы. В первую очередь, это механизм контакт медиа, при котором они трансформируют друг друга в ходе тесного взаимодействия и синтеза [94]. Однако применительно к литературе используют несколько иные значения этого слова. Так, Н. А. Кузьмина предлагает рассматривать под интермедиальностью взаимодействие различных культур, кодов, знаковых систем [44]. И. Е. Борисова - точку контакта различных искусств: поэзии и театра, музыки и прозы[5]. Вторая сложность - отсутствие стратегии анализа, разработанной методологии. В настоящее время существует незначительное количество литературоведческих работ, направленных прицельно на исследование интермедиального аспекта творчества Ф. М. Достоевского.
В данной работе мы предлагаем исследовать текст с двух позиций: во- первых, проанализировать наличие в самих произведениях отсылок к другим видам искусства; во-вторых, проследить взаимодействие знаковых систем (языков) искусств в пространстве литературного текста, формирующих художественно-эстетическую целостность произведения...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Потенциал русской классической литературы - литературы Золотого века поистине неисчерпаем. Уже больше ста лет ученые - философы, лингвисты, филологи и литературоведы разных стран изучают романы, повести, рассказы поэзию русских писателей и поэтов, в том числе Ф. М. Достоевского - самобытного, ни на кого не похожего, представителя Золотого века русской литературы. Главной особенностью его творчества является глубокий психологический анализ внутреннего состояния человека и блистательное мастерство в описании мотивов поведения его персонажей в разных жизненных ситуациях. На эту психологическую черту творческого языка писателя указывали ещё его современники, а современные исследователи делают акцент именно на этом умении. Достоевский неведомым образом проникает в души своих героев и с удивительной виртуозностью и лёгкостью описывает их переживания.
От его точного взгляда не ускользает ничего: он подмечает, чувствует и сообщает читателю все тонкости и нюансы душевных терзаний своих героев. Именно из-за столь глубокого психологического анализа, за умение передать поток неосознанных мыслей и движений человеческой души его героев который непрестанно проходит через его героев, за Достоевским закрепилось определение «тяжелого» для восприятия писателя. Одновременно с этим (трудно сказать, благодаря или вопреки) сюжеты его сочинений сами по себе занимательные, увлекательные и непредсказуемые, содержащие неожиданные повороты событий и совсем уж неожиданную развязку, об этом Ф. Достоевский сознательно заботился. Ему важно, чтобы его произведения были увлекательными, а концовки - неожиданно- эффектными. Третьей особенностью творчества Ф. М. Достоевского считается использование детективных, криминальных сюжетов. Во многих его произведениях так или иначе рассказывается о каких- то криминальных происшествиях, будь то «Преступление и наказание», «Идиот», или «Братья Карамазовы», суть - жанр романа - детектив или романа- триллера. Общеизвестный факт, что писатель часто заимствовал свои сюжеты из криминальной хроники в периодической печати. Ещё одной особенность творческого метода Достоевского и особенностью его романов является их , в них всегда много героев героев с разными характерами и жизненными историями, их жизни и судьбы пересекаются благодаря тем или иным коллизиям. Это характерно и для исследуемых нами романов «Преступление и наказание» и «Идиот»...


1. Бахтин М.М., Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Эксмо, 2017. - С.640
2. Баранова М.С. «Интермедиальная специфика иллюстраций И.С.
Глазунова к произведениям Ф.М. Достоевского» URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/intermedialnaya-spetsifika-illyustratsiy-i-s- glazunova-k-proizvedeniyam-f-m-dostoevskogo (дата обращения:
03.11.2021г.).
3. Белякова Е. Н., Феномен красоты как значимый мотив романа Ф. М. Достоевского «Идиот»в контексте философско - эстетических идей Влияние. Вл. Соловьева. ( электронный вариант) УДК 821.161.1.1.09.2020
4. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. М.:Захаров, - 2001 - 174 с.
5. Борисова В.В., Интермедиальность в "Дневнике писателя"
Ф.М.Достоевского// Культура и текст №1 (14), 2013 URL:
ZZcyberleninka.ruZarticleZnZintermedialnost-v-dnevnike-pisatelya-f-m- dostoevskogo (дата обращения: 17.11.2021г.).
6. Борисова И.Е., Интермедиальный аспект взаимодействия музыки и литературы в русском романтизме: дис. канд. культурологии 24.00.01 / Борисова, Ирина Евгеньевна - СПб., 2000.- С. - 251
7. Вдовин, А. Критика и литературный канон в России XIX века. НИУ ВШЭ, 2018
8. Гальцова Е.Д., Достоевский и французские экзистенциалисты// материалы конференции «Достоевский в мировой культуре: история и современность» URL: http:ZZpushkinskijdom.ruZwp-contentZuploadsZ 2021/
07ZMaterialy-k-konferentsii-po-Dostoevskomu.pdf (дата обращения:
05.01.2022г.).
9. Гоголь и пути развития русской литературы. К 200 - летию И. С. Тургенева. XVIII гоголевские чтения. Сборник статей. М.: 2018, С.-249
10. Григорьев А. Л., Достоевский и зарубежная литература ZZ Ученые записки ЛГПИ им. Герцена, Л., - 1958, с.3-54;
11. Громова Н.А. Достоевский. Документы, дневники, письма, мемуары, отзывы литературных критиков и философов. М.: Аграф, - 2000. - 239 с.
12. Долинин А.С. Достоевский и другие: Статьи и исследования о русской классической литературе. Л.:Худ.лит., - 1989. - 480 с.
13. Достоевская, Анна Григорьевна (1846-1918).
Воспоминания [Текст] : [о Ф. М. Достоевском] / А. Г. Достоевская, - М.: Художественная литература, 1981. С.- 518
14. Достоевский в зарубежных литературах. Институт Русской Литературы ( Пушкинский Дом) Ленинград, "Наука", 1978
15. Достоевский в медийном пространстве современной русской культуры: коллективная монография / Отв. ред. С.А. Кибальник. - СПб.: Петрополис, 2021. - 304 с...117

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ