Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования и управления товарным ассортиментом на предприятии розничной торговли 7
1.1 Понятие и сущность товарной политики предприятия сферы торгово -
закупочной деятельности 7
1.2 Основные факторы формирования торгового ассортимента на
предприятиях розничной
торговли 10
1.3 Методы и приемы формирования товарного ассортимента 15
Глава 2 Анализ и оценка финансово-экономической деятельности ИП Овчаренко Светлана Олеговна магазин «Упаковка» 22
2.1 Краткая характеристика исследуемого предприятия 22
2.2 Анализ финансовых результатов деятельности магазина 24
2.3 Оценка состава и структуры ассортимента исследуемого объекта 28
Глава 3 Предложения по совершенствованию управления товарным
ассортиментом предприятия сферы малого бизнеса (на примере ИП
Овчаренко Светлана Олеговна магазин «Упаковка») 46
Заключение 59
Список использованной литературы 58
Переход предприятий торговли на рыночную концепцию развития изменил оценку их целевой функции, что отразилось на системе экономических показателей, характеризующих хозяйственный процесс. Прежде всего, это относится к показателю товарооборота. Главной целью торговых предприятий в настоящее время является получение максимальной прибыли, а товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприяти е получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обра щения и расходов на оплату труда. Достижение главной цели торгового предприятия зависит от ритмичности работы предприятия, правильной организации закупочно -сбытовой деятельности, эффективности формирования товарных запасов предприятия. Именно этот факт и обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
При отсутствии научно обоснованного подхода в расчетах величины товарного запаса на предприятиях и наличии не в полной мере приемлемых для рыночных условий методик управления товарными запасами наблюд ается тенденция к экономически необоснованному росту запасов на предприятиях оптовой торговли. Это ведет к неоправданному увеличению издержек на содержание (хранение) запасов, отвлечению свободных денежных средств из реального сектора экономики, снижению р ентабельности торговой деятельности и, как следствие, снижению национального дохода.
Управление товарными запасами предполагает их нормирование, оперативный учёт и контроль за их состоянием, а также их регулирование в зависимости от конъюнктуры рынка. Они должны формироваться в соответствии со спросом, а их уровень должен обеспечивать бесперебойное удовлетворение потребностей покупателей [4, с.188]. Успешная работа по управлению товарными запасами позволяет принимать своевременные коммерческие решения по их нормализации, избегая при этом замедления оборачиваемости товаров и увеличения затрат, связанных с их хранением...
На современном рынке в условиях конкурентной борьбы на объёмы спроса потребителей, и, соответственно на успех экономической деятельности торговых предприятий существенно влияют свойства товаров, их качество, экологическая чистота, а также немаловажное знач ение имеют показатели ассортимента. В связи с этим работники торговли должны не только уметь проводить экспертизу товаров при приёмке их на реализацию и создавать условия для сохранения качества при хранении, но и знать ассортимент товаров и поддерживать его на необходимом уровне [6, с. 109].
Рыночные отношения обусловили предъявление повышенных требований к формированию и рациональному управлению ассортиментом потребительских товаров, что служит одним из критериев конкурентоспособности фирм. Современный ассортимент потребительских товаров разнообразен и различается происхождением, назначением, условиями хранения различных видов товаров. Исходя из этого, определяется такая важная функция ассортимента как систематизация всего множества групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров.
В качестве исследуемого предприятия было выбрано ИП Овчаренко Светлана Олеговна магазин «Упаковка» в г.Туапсе, которое основано в целях предоставления услуг торговли товарами бытовой химии и непродовольственными товарами народного потреблений , удовлетворения потребности рынка в непродовольственных товарах и извлечения прибыли. Основная задача предприятия - удовлетворение потребности населения в товарах бытового назначения. Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы.
На протяжении 2014 - 2016 годов товарооборот торгового предприятия имел тенденцию к росту и составил в 2016 году 77674 тыс. руб., что на 16519 тыс. руб. или 27,01 % больше чем в 2015 году и на 8640 тыс. руб. или 12,52 % больше чем в 2014 году. Данное увеличение обусловлено как ростом объемов реализованных товаров в натуральном выражении, так и ростом закупочных цен на них. В 2016 году себестоимость проданных товаров составила 37970 тыс. руб., что больше аналогичного показателя 2015 года на 6582 тыс. руб. или 20,97 % и больше чем в 2014 году на 3618 тыс. руб. или 10,53 %. Удельный вес себестоимости проданных товаров в объеме товарооборота составил в отчетном периоде 48,88 %, что меньше аналогичного показателя 2015 года на 2,45 % и меньше чем в 2014 году на 0,88 %. Снижение показателя удельного веса себестоимости в выручке от продаж объясняется оптимизацией работы с поставщиками и ростом объемов поставок, вследствие чего, поставщики отпускали товары по более привлекательным для ИП Овчаренко Светлана Олеговна ценам. Стоит отметить, что за последние два года наценка на товары практически не увеличилась, что связанно с ростом конкуренции на рынке бытовой химии (в период 2014 - 2016 в городе было открыто 7 новых магазинов бытовой химии и хозяйственных товаров ). Величина издержек обращения торгового предприятия составила в 2016 году 35791 тыс. руб., что больше чем в 2015 году на 41,66 % и больше чем в 2013 году на 30,83 %. Удельный вес издержек обращения в выручке от продажи товаров составил в отчетном году 46,08 %, что больше аналогичных показателей предшествующих периодов, соответственно, на 4,77 и 6,45 %...
1. Алескеров Ф.Н. Ассортимент и качество товаров: управление в регионе: учеб. пособие.- М.: ИНФРА, 2014. - 748 с.
2. Алексеева М.М. Планирование деятельности торговой фирмы. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 310 с.
3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 2012.- 815 с.
4. Быховец С.Н. Управление ассортиментом непроизводственного предприятия.- Самара: Изд-во «Дайни», 2014. - 741 с.
5. Бутовникова П.Е. Конкурентоспособность и маркетинг: учеб.- М.: Наука, 2013. - 697 с.
6. Валаева Т.Ф., Хруцкий Е.А. Экономика, организация и планирование деятельности предприятия сферы торговли. - М.: Экономика, 2012. - 356 с.
7. Гаджинский А.М. Основы коммерческой деятельности: учеб. пособ ие.
- М.: Маркетинг, 2014. - 461 с.
8. Галенко В.П. Экономика предприятия. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2013.
- 546 с.
9. Дихтель Е., Хершген Х.Формирование ассортиментной политики торгового предприятия. учеб.- М.:Экономика,2012.- 957 с.
10. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2011. - 911 с.
11. Завьялов П.С. Планирование на предприятиях торговой сферы: учеб. - М.: Высшая школа, 2013. - 651 с.
12. Куликов Л.М. Формирование стратегии товарной продукции. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 713 с.
13. Курочкин В.К. Маркетинг: учеб. - М.: Инфра-М, 2012.- 571 с.
14. Крамель Т.Д. Маркетинг: учеб. - М.:Спектр,2013. - 911 с.
15. Кондратова И.Г. Основы управленческого учета. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 757 с...15