Введение 3
Г лава 1. Дидактические средства наглядности в обучении и их применение через игровую форму подачи 6
1.1 Значение принципа наглядности в обучении 6
1.2 Роль игры в процессе становления личности 20
Глава 2. МАК игры и их использование в дополните льных групповых и коллективных занятиях 31
2.1 МАК как средство дидактической наглядности 31
2.2 Функции МАК игр в дополнительном образовании 42
Глава 3. Методика проведение мак игрыи этапы создания ассоциативно-метафорических карт 48
Заключение 59
Список литературы 60
Приложение 69
Каждый человек был когда-то ребенком, даже не просто был, а всю жизнь несет его в себе. В мгновениях жизни он видит предложение к игре. Игра позволяет игроку, персоне, личности, посмотреть со стороны на происходящее поле действий, не отождествляя себя со своим персонажем и результатом игры. Она развивает объективную оценку, так называемой, реальности и тем самым дает возможность ощутить свои силы и полноправно распоряжаться ими.
О роли игры в психологичес ком развитии ребенка говорит Л. Выготский в работе "Психологии развития ребенка" где он утверждает: «В игре формируется интеллектуальный переход от наглядно -действенного мышления к образному и элементам словесно-логического мышления» . А художественный образ (иллюстрация) является неотъемлемой частью процесса этой игры. Принцип наглядности обучения был сформулирован Яном Амосом Коменским и понимался им как необходимость привлечения всех органов чувств обучаемого для восприятия предмета изучения.
Наглядный образ - сложная структура, он создается в результате мыслительной деятельности. Ребенок в раннем возрасте мыслит преимущественно наглядными образами. В дальнейшем нагля дные образы как отражение реального мира обобщаются, усложняются и становятся основой для формирования понятий.
Использование МАК игры в педагогической практике предполагает работу с людьми разного возраста. Занимаясь МАК картами с ребенком дошкольного возраста, можно выявить за счет рефлексии ассоциативные особенности психики и механики мышления, с детьми в возрасте от 12-14 лет работа происходит еще глубже, в этом возрасте формируются аналитические качества, когда ребенок в силах сам рассуждать о своих ас социациях...
В данной работе было проведено исследование по теории дидактической
наглядности и игровому способу подачи развивающего материала.
Также проведен анализ МАК игры и ее актуальности применения в
дополнительном школьном образовании.
Создана методика проведения игры и этапы создания МАК карт.
По итогам написания работы и проведенной практики была выявлена польза
применения МАК игры в школьном дополнительном образовании.
Выявилось что МАК игра
- Улучшает работу аналитического и образного мышлений
- Развивает свободное, творческое мышление
- Стимулирует раскрытие творческих, креативных способностей
- Улучшает коммуникативные навыки
- Способствует улучшению памяти и обогащению словарного запаса.
Новизна использования МАК карт в педагогике заключается:
1. В том, что при их разработке и использовании педагог дополнительного
образования синтезирует свои знания педагогики, искусства и психологии,
что отвечает задачам профессионального совершенствования и
профессионального мастерства.
2.Мы не встретили ни одной печатной (статьи) работы в кото рой бы
анализировалась практика применения МАК игр в дополнительном
художественном образовании подростков...
1. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л.С. Выгодский // — М.:
Издательство Смысл, 2004
2. Шиффман X. Р. Ощущение и восприятие, с англ., 5 -е изд. СПб.: Питер,
2003, 928 стр.
3.Ян Коменский. Великая дидактика./ Я.А. Коменский //— СПб: Типография
А. М. Котомина, 1875.
4. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения в 3 -х томах.
Иоганн Генрих Песталоцци./ И.Г. Песталоцци // - М.: Издательство Академии
педагогических наук РСФСР,- Академия педагогических наук РСФСР.
Институт теории и истории педагогики, 1961.
5.Наторп П. Об исходном пункте философии / пер. снем., комментарии и
послесловие Н. А. Дмитриевой // Кантовский сборни к. 2009. № 1 (29)
6.Гусейнов А.З. История развития педагогич еской мысли. / А. З. Гусейнов //
Саратов, 2005.
7.Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. / В.В. Давыдов // - М. :
Педагогика, 1972
8.Венгер А. Л. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания
детей шестилетнего возраста / А.Л. Венгер // Вопросы психологии. 1984. № 4.
9.Занков Л. В. Избранные педагогические труды. / Л.В. Занков// - М. :
Педагогика, 1990.
10. Ротенберг В. С. Поисковая активность и активизация. / В.С. Ротенберг// -
М. : Наука. 1984.
11. Кабардов М. К., Матова М. А. Межполушарная асимметрия и вербальные
и невербальные компоненты познавательных способностей / М.К. Кабардов //
Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 106 -115.
12. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении: методич.
рекомендации / В.А. Артемов. – М.: Высш. шк., 2008. – 119 с
13. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов // Под ред. В.А.
Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с
14. Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной
деятельности учащихся // Сов.педагогика. 1966. № 3.
15. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 -х т. Т. 1.
/ А.Н. Леонтьев // - М.: Педагогика, 1983... 63