ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ
|
Актуальность исследования. В современных условиях развития общества, совершенствования технологий производства и глобализации экономики, к
подготовке инженеров предъявляются новые требования. Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования
1 выпускник технического вуза должен быть подготовлен к самостоятельному решению научно-исследовательских, проектно-конструкторских, производственно-технологических, организационно-управленческих задач и к эксплуатационной деятельности. Однако опрос преподавателей профильных дисциплин, руководителей курсовых проектов показал, что студенты недостаточно
готовы к решению этих задач, затрудняются в постановке и выборе путей их
решения. Результат проведенных опросов дает основание утверждать, что
большинство студентов при изучении физики слабо представляют ее связь с
будущей профессиональной инженерной деятельностью. Поэтому у студентов
отсутствует мотивация на решение профессиональных задач, не сформированы
умения постоянно учиться и адаптироваться к переменам. В процессе изучения
физики они не приучены к ответственности за выполненную работу. По мнению руководителей предприятий, сегодняшним выпускникам также необходимы умения: самостоятельно анализировать проблемные ситуации, применяя
фундаментальные знания, проектировать деятельность, работать в команде. Для
обеспечения профессиональной деятельности, в соответствии с требованиями
нормативных документов и требованиями времени, необходимы современные
подходы к подготовке выпускников, которые позволят сформировать при изучении физики готовность студентов технического вуза к профессиональной
деятельности в современном, многоаспектном понимании этого понятия.
На основании анализа работ (А.А. Вербицкий, И.В. Гришина, А.А. Деркач,
М.И. Дьяченко, В.И. Земцова, Л.А. Кандыбович, В.В. Лаптев, А.Н. Леонтьев,
Т.А. Платонова) можно сделать вывод об отсутствии единого подхода к пониманию термина «готовность», в частности понятия «готовности к профессиональной деятельности». Ученые, занимающиеся вопросами готовности студентов, указывают на то, что подготовка специалистов в высших учебных заведениях, являющаяся этапом профессионального становления, имеет немаловажное
значение для того, как быстро человек достигнет успехов в профессиональной
деятельности. Однако понятие готовности раскрывается педагогами в контексте
конкретного вида, формы, качества деятельности или в личностнодеятельностной плоскости. Такое понимание отражает далеко не все аспекты
готовности студентов технического вуза к профессиональной деятельности. Не
учитывается единство практической, теоретической, мотивационной составляющей и самостоятельной деятельности студентов.
В научно-педагогической литературе не представлены разработки, дающие возможность выйти на концептуально новые решения, которые позволили бы в
рамках уже сложившейся системы высшего профессионального образования
готовить студентов к профессиональной деятельности на основе изучения физики.
Решение проблемы формирования готовности студентов технического вуза
к профессиональной деятельности при изучении физики требует разработки таких педагогических условий обучения в техническом вузе, которые были бы
направлены на формирование фундаментальных знаний выпускника во взаимосвязи с будущей профессией, возникновение мотивации на профессиональную
деятельность, развитие ряда профессиональных умений, в частности проектных. Понимание сущности формирования готовности к профессиональной деятельности уже при изучении фундаментальных дисциплин особенно актуально,
так как позволяет скорректировать основные направления модернизации инженерного образования.
Наиболее эффективным для развития познавательных потребностей студентов, поиска новых знаний, формирования умений самостоятельно работать,
ориентироваться в информационном пространстве, по результатам исследования М.В. Кларина, В.В. Ларионова, Е.С. Полат, является метод проектов. Однако методу проектов в техническом вузе при изучении фундаментальных дисциплин не уделено должного внимания.
Анализ требований к подготовке инженеров, практики обучения студентов
фундаментальным дисциплинам на младших курсах и профильным дисциплинам на старших курсах позволил выявить противоречия между:
– потребностью государства и общества в подготовке инженеров для работы в
современных условиях и недостаточной разработанностью средств и методов
системы подготовки инженеров как специалистов, отвечающих современным
требованиям;
– существующим в теории и практике профессионального образования представлением о готовности студентов вуза к профессиональной деятельности и
недостаточной разработанностью способов формирования готовности к инженерной подготовке студентов технического вуза на основе изучения физики;
– востребованностью умений осуществлять проектную и аналитическую деятельность при изучении профильных дисциплин и несформированностью их в
процессе изучения базового предмета – физики.
Эти противоречия определили актуальность исследования и выбор его темы: «Формирование готовности студентов технического университета к профессиональной деятельности в процессе изучения физики».
Под готовностью студентов технического вуза к профессиональной деятельности мы понимаем наличие фундаментальных знаний по физике, способность использовать эти знания в проектной деятельности для решения задач
прикладного характера, учитывающих специфику специальности, наличие мотивации к решению профессиональных задач и умение работать в команде.
подготовке инженеров предъявляются новые требования. Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования
1 выпускник технического вуза должен быть подготовлен к самостоятельному решению научно-исследовательских, проектно-конструкторских, производственно-технологических, организационно-управленческих задач и к эксплуатационной деятельности. Однако опрос преподавателей профильных дисциплин, руководителей курсовых проектов показал, что студенты недостаточно
готовы к решению этих задач, затрудняются в постановке и выборе путей их
решения. Результат проведенных опросов дает основание утверждать, что
большинство студентов при изучении физики слабо представляют ее связь с
будущей профессиональной инженерной деятельностью. Поэтому у студентов
отсутствует мотивация на решение профессиональных задач, не сформированы
умения постоянно учиться и адаптироваться к переменам. В процессе изучения
физики они не приучены к ответственности за выполненную работу. По мнению руководителей предприятий, сегодняшним выпускникам также необходимы умения: самостоятельно анализировать проблемные ситуации, применяя
фундаментальные знания, проектировать деятельность, работать в команде. Для
обеспечения профессиональной деятельности, в соответствии с требованиями
нормативных документов и требованиями времени, необходимы современные
подходы к подготовке выпускников, которые позволят сформировать при изучении физики готовность студентов технического вуза к профессиональной
деятельности в современном, многоаспектном понимании этого понятия.
На основании анализа работ (А.А. Вербицкий, И.В. Гришина, А.А. Деркач,
М.И. Дьяченко, В.И. Земцова, Л.А. Кандыбович, В.В. Лаптев, А.Н. Леонтьев,
Т.А. Платонова) можно сделать вывод об отсутствии единого подхода к пониманию термина «готовность», в частности понятия «готовности к профессиональной деятельности». Ученые, занимающиеся вопросами готовности студентов, указывают на то, что подготовка специалистов в высших учебных заведениях, являющаяся этапом профессионального становления, имеет немаловажное
значение для того, как быстро человек достигнет успехов в профессиональной
деятельности. Однако понятие готовности раскрывается педагогами в контексте
конкретного вида, формы, качества деятельности или в личностнодеятельностной плоскости. Такое понимание отражает далеко не все аспекты
готовности студентов технического вуза к профессиональной деятельности. Не
учитывается единство практической, теоретической, мотивационной составляющей и самостоятельной деятельности студентов.
В научно-педагогической литературе не представлены разработки, дающие возможность выйти на концептуально новые решения, которые позволили бы в
рамках уже сложившейся системы высшего профессионального образования
готовить студентов к профессиональной деятельности на основе изучения физики.
Решение проблемы формирования готовности студентов технического вуза
к профессиональной деятельности при изучении физики требует разработки таких педагогических условий обучения в техническом вузе, которые были бы
направлены на формирование фундаментальных знаний выпускника во взаимосвязи с будущей профессией, возникновение мотивации на профессиональную
деятельность, развитие ряда профессиональных умений, в частности проектных. Понимание сущности формирования готовности к профессиональной деятельности уже при изучении фундаментальных дисциплин особенно актуально,
так как позволяет скорректировать основные направления модернизации инженерного образования.
Наиболее эффективным для развития познавательных потребностей студентов, поиска новых знаний, формирования умений самостоятельно работать,
ориентироваться в информационном пространстве, по результатам исследования М.В. Кларина, В.В. Ларионова, Е.С. Полат, является метод проектов. Однако методу проектов в техническом вузе при изучении фундаментальных дисциплин не уделено должного внимания.
Анализ требований к подготовке инженеров, практики обучения студентов
фундаментальным дисциплинам на младших курсах и профильным дисциплинам на старших курсах позволил выявить противоречия между:
– потребностью государства и общества в подготовке инженеров для работы в
современных условиях и недостаточной разработанностью средств и методов
системы подготовки инженеров как специалистов, отвечающих современным
требованиям;
– существующим в теории и практике профессионального образования представлением о готовности студентов вуза к профессиональной деятельности и
недостаточной разработанностью способов формирования готовности к инженерной подготовке студентов технического вуза на основе изучения физики;
– востребованностью умений осуществлять проектную и аналитическую деятельность при изучении профильных дисциплин и несформированностью их в
процессе изучения базового предмета – физики.
Эти противоречия определили актуальность исследования и выбор его темы: «Формирование готовности студентов технического университета к профессиональной деятельности в процессе изучения физики».
Под готовностью студентов технического вуза к профессиональной деятельности мы понимаем наличие фундаментальных знаний по физике, способность использовать эти знания в проектной деятельности для решения задач
прикладного характера, учитывающих специфику специальности, наличие мотивации к решению профессиональных задач и умение работать в команде.
В ходе исследования решены поставленные задачи, доказана гипотеза и
получены следующие результаты и выводы:
1. Подтверждена необходимость и возможность решения проблемы формирования готовности студентов технического университета к профессиональной
деятельности с позиции непрерывности перехода от предметной к профессиональной подготовке, при условии осуществления перевода учебной деятельности решения физических задач в проектную деятельность.
2. Разработана модель формирования готовности студентов технического университета к профессиональной деятельности в процессе изучения физики, состоящая из взаимосвязанных и взаимообусловленных блоков: целеполагающего; теоретико-методологического; организационно-деятельностного; оценочного, способствующая повышению уровней усвоения теоретического материала,
профессионально-ориентированных проектных умений, повышения мотивации
к профессиональной деятельности. Созданная модель послужила основой для
разработки и создания учебно-методических материалов для изучения физики
студентами технических вузов всех специальностей.
3. Выявлена совокупность педагогических условий, а именно: осуществление
многоуровневого мониторинга формирования готовности студентов технического вуза к профессиональной деятельности в процессе изучения физики посредствам информационных и коммуникационных технологий; включение элементов профессиональной деятельности при формировании проектных заданий
в процессе изучения физики; обеспечение участия преподавателя физики и
преподавателей профильных дисциплин в проектной и аналитической деятельности студентов.
4. Показана эффективность разработанных и внедренных в практику педагогических условий, подтвержденная по ряду показателей: повышение уровня усвоения теоретического материала, профессионально-ориентированных проектных умений, мотивации к профессиональной деятельности.
Результаты опытно-поисковой работы в целом подтвердили выдвинутую
гипотезу диссертационного исследования, доказали эффективность модели
формирования готовности студентов технического университета, функционирование которой обеспечено комплексом педагогических условий. Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены. В качестве перспективных направлений исследования могут выступать вопросы разработки пособий нового типа по физике для технических вузов в виде
профессионально-значимых задач-проектов совместно с профилирующими
кафедрами.
Результаты научного исследования могут быть использованы в технических, классических и педагогических вузах.
По теме диссертационной работы опубликовано более 30 работ. Ниже приводятся наиболее существенные из них.
получены следующие результаты и выводы:
1. Подтверждена необходимость и возможность решения проблемы формирования готовности студентов технического университета к профессиональной
деятельности с позиции непрерывности перехода от предметной к профессиональной подготовке, при условии осуществления перевода учебной деятельности решения физических задач в проектную деятельность.
2. Разработана модель формирования готовности студентов технического университета к профессиональной деятельности в процессе изучения физики, состоящая из взаимосвязанных и взаимообусловленных блоков: целеполагающего; теоретико-методологического; организационно-деятельностного; оценочного, способствующая повышению уровней усвоения теоретического материала,
профессионально-ориентированных проектных умений, повышения мотивации
к профессиональной деятельности. Созданная модель послужила основой для
разработки и создания учебно-методических материалов для изучения физики
студентами технических вузов всех специальностей.
3. Выявлена совокупность педагогических условий, а именно: осуществление
многоуровневого мониторинга формирования готовности студентов технического вуза к профессиональной деятельности в процессе изучения физики посредствам информационных и коммуникационных технологий; включение элементов профессиональной деятельности при формировании проектных заданий
в процессе изучения физики; обеспечение участия преподавателя физики и
преподавателей профильных дисциплин в проектной и аналитической деятельности студентов.
4. Показана эффективность разработанных и внедренных в практику педагогических условий, подтвержденная по ряду показателей: повышение уровня усвоения теоретического материала, профессионально-ориентированных проектных умений, мотивации к профессиональной деятельности.
Результаты опытно-поисковой работы в целом подтвердили выдвинутую
гипотезу диссертационного исследования, доказали эффективность модели
формирования готовности студентов технического университета, функционирование которой обеспечено комплексом педагогических условий. Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены. В качестве перспективных направлений исследования могут выступать вопросы разработки пособий нового типа по физике для технических вузов в виде
профессионально-значимых задач-проектов совместно с профилирующими
кафедрами.
Результаты научного исследования могут быть использованы в технических, классических и педагогических вузах.
По теме диссертационной работы опубликовано более 30 работ. Ниже приводятся наиболее существенные из них.
Подобные работы
- Педагогическое образование к организации проектной деятельности школьников при обучении физике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Адаптация студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - Средства развития готовности к профессиональному самообразованию у бакалавров направления "Педагогическое образование"
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СРЕДСТВАМИ СИСТЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - РАЗРАБОТКА И МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНОГО ВИДЕОСОПРОВОЖДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОЧНИКОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - Управление процессом профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020 - Практико-ориентированные формы организаций занятий в профессиональной
образовательной организации (на примере ГАПОУ «Альметьевский
политехнический техникум»).
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016



