Актуальность исследования. В современных условиях развития общества, совершенствования технологий производства и глобализации экономики, к
подготовке инженеров предъявляются новые требования. Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования
1 выпускник технического вуза должен быть подготовлен к самостоятельному решению научно-исследовательских, проектно-конструкторских, производственно-технологических, организационно-управленческих задач и к эксплуатационной деятельности. Однако опрос преподавателей профильных дисциплин, руководителей курсовых проектов показал, что студенты недостаточно
готовы к решению этих задач, затрудняются в постановке и выборе путей их
решения. Результат проведенных опросов дает основание утверждать, что
большинство студентов при изучении физики слабо представляют ее связь с
будущей профессиональной инженерной деятельностью. Поэтому у студентов
отсутствует мотивация на решение профессиональных задач, не сформированы
умения постоянно учиться и адаптироваться к переменам. В процессе изучения
физики они не приучены к ответственности за выполненную работу. По мнению руководителей предприятий, сегодняшним выпускникам также необходимы умения: самостоятельно анализировать проблемные ситуации, применяя
фундаментальные знания, проектировать деятельность, работать в команде. Для
обеспечения профессиональной деятельности, в соответствии с требованиями
нормативных документов и требованиями времени, необходимы современные
подходы к подготовке выпускников, которые позволят сформировать при изучении физики готовность студентов технического вуза к профессиональной
деятельности в современном, многоаспектном понимании этого понятия.
На основании анализа работ (А.А. Вербицкий, И.В. Гришина, А.А. Деркач,
М.И. Дьяченко, В.И. Земцова, Л.А. Кандыбович, В.В. Лаптев, А.Н. Леонтьев,
Т.А. Платонова) можно сделать вывод об отсутствии единого подхода к пониманию термина «готовность», в частности понятия «готовности к профессиональной деятельности». Ученые, занимающиеся вопросами готовности студентов, указывают на то, что подготовка специалистов в высших учебных заведениях, являющаяся этапом профессионального становления, имеет немаловажное
значение для того, как быстро человек достигнет успехов в профессиональной
деятельности. Однако понятие готовности раскрывается педагогами в контексте
конкретного вида, формы, качества деятельности или в личностнодеятельностной плоскости. Такое понимание отражает далеко не все аспекты
готовности студентов технического вуза к профессиональной деятельности. Не
учитывается единство практической, теоретической, мотивационной составляющей и самостоятельной деятельности студентов.
В научно-педагогической литературе не представлены разработки, дающие возможность выйти на концептуально новые решения, которые позволили бы в
рамках уже сложившейся системы высшего профессионального образования
готовить студентов к профессиональной деятельности на основе изучения физики.
Решение проблемы формирования готовности студентов технического вуза
к профессиональной деятельности при изучении физики требует разработки таких педагогических условий обучения в техническом вузе, которые были бы
направлены на формирование фундаментальных знаний выпускника во взаимосвязи с будущей профессией, возникновение мотивации на профессиональную
деятельность, развитие ряда профессиональных умений, в частности проектных. Понимание сущности формирования готовности к профессиональной деятельности уже при изучении фундаментальных дисциплин особенно актуально,
так как позволяет скорректировать основные направления модернизации инженерного образования.
Наиболее эффективным для развития познавательных потребностей студентов, поиска новых знаний, формирования умений самостоятельно работать,
ориентироваться в информационном пространстве, по результатам исследования М.В. Кларина, В.В. Ларионова, Е.С. Полат, является метод проектов. Однако методу проектов в техническом вузе при изучении фундаментальных дисциплин не уделено должного внимания.
Анализ требований к подготовке инженеров, практики обучения студентов
фундаментальным дисциплинам на младших курсах и профильным дисциплинам на старших курсах позволил выявить противоречия между:
– потребностью государства и общества в подготовке инженеров для работы в
современных условиях и недостаточной разработанностью средств и методов
системы подготовки инженеров как специалистов, отвечающих современным
требованиям;
– существующим в теории и практике профессионального образования представлением о готовности студентов вуза к профессиональной деятельности и
недостаточной разработанностью способов формирования готовности к инженерной подготовке студентов технического вуза на основе изучения физики;
– востребованностью умений осуществлять проектную и аналитическую деятельность при изучении профильных дисциплин и несформированностью их в
процессе изучения базового предмета – физики.
Эти противоречия определили актуальность исследования и выбор его темы: «Формирование готовности студентов технического университета к профессиональной деятельности в процессе изучения физики».
Под готовностью студентов технического вуза к профессиональной деятельности мы понимаем наличие фундаментальных знаний по физике, способность использовать эти знания в проектной деятельности для решения задач
прикладного характера, учитывающих специфику специальности, наличие мотивации к решению профессиональных задач и умение работать в команде.
В ходе исследования решены поставленные задачи, доказана гипотеза и
получены следующие результаты и выводы:
1. Подтверждена необходимость и возможность решения проблемы формирования готовности студентов технического университета к профессиональной
деятельности с позиции непрерывности перехода от предметной к профессиональной подготовке, при условии осуществления перевода учебной деятельности решения физических задач в проектную деятельность.
2. Разработана модель формирования готовности студентов технического университета к профессиональной деятельности в процессе изучения физики, состоящая из взаимосвязанных и взаимообусловленных блоков: целеполагающего; теоретико-методологического; организационно-деятельностного; оценочного, способствующая повышению уровней усвоения теоретического материала,
профессионально-ориентированных проектных умений, повышения мотивации
к профессиональной деятельности. Созданная модель послужила основой для
разработки и создания учебно-методических материалов для изучения физики
студентами технических вузов всех специальностей.
3. Выявлена совокупность педагогических условий, а именно: осуществление
многоуровневого мониторинга формирования готовности студентов технического вуза к профессиональной деятельности в процессе изучения физики посредствам информационных и коммуникационных технологий; включение элементов профессиональной деятельности при формировании проектных заданий
в процессе изучения физики; обеспечение участия преподавателя физики и
преподавателей профильных дисциплин в проектной и аналитической деятельности студентов.
4. Показана эффективность разработанных и внедренных в практику педагогических условий, подтвержденная по ряду показателей: повышение уровня усвоения теоретического материала, профессионально-ориентированных проектных умений, мотивации к профессиональной деятельности.
Результаты опытно-поисковой работы в целом подтвердили выдвинутую
гипотезу диссертационного исследования, доказали эффективность модели
формирования готовности студентов технического университета, функционирование которой обеспечено комплексом педагогических условий. Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены. В качестве перспективных направлений исследования могут выступать вопросы разработки пособий нового типа по физике для технических вузов в виде
профессионально-значимых задач-проектов совместно с профилирующими
кафедрами.
Результаты научного исследования могут быть использованы в технических, классических и педагогических вузах.
По теме диссертационной работы опубликовано более 30 работ. Ниже приводятся наиболее существенные из них.
Лисичко, Е.В. Методика проектно-задачного обучения физике в аудиториях с
обратной связью / Е.В. Лисичко, В.В. Ларионов // Вестник ЧГПУ. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2008. – № 1. – С. 82–92. (0,51 п.л.; авт. 80%).
2. Лисичко, Е.В. К вопросу о формализации процесса решения задач в интерактивной системе на базе новых информационных технологий / Е.В. Лисичко,
Н.Г. Созоров // Омский научный вестник. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. –
№ 2 (56) – С. 152–154. (0,35 п.л.; авт. 70%).
3. Лисичко, Е.В. Опыт проектно-ориентированного обучения физике студентов
электротехнического института ТПУ / В.В. Ларионов, Е.В. Лисичко,
С.И. Твердохлебов // Физическое образование в вузах. – Москва: Изд-во
МФО, 2009. – Т. 15. – № 2. – С. 33–42. (0,45 п.л.; авт. 75%).
Основные работы, опубликованные в других изданиях
4. Лисичко, Е.В. Методика проектной деятельности студентов при обучении
физике в техническом университете // Современные проблемы теории и методики обучения физике, информатике и математике: материалы Международной
научно-практической конференции, Часть 1. – Екатеринбург: Изд-во УрГПУ,
2009. – С.102–106. (0,38 п.л.)
5. Лисичко, Е.В. Методика сочетания практических методов обучения физике с
проектной деятельностью студентов // Интеграция традиционных и инновационных процессов в современной системе образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2009. – С.
232–237. (0,38 п.л.)
6. Лисичко, Е.В. Практические методы обучения физике как средство подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности // Физическое образование: проблемы и перспективы развития: материалы Международной научно-методической конференции, Часть 3. – Москва: Изд-во МПГУ, 2009. –
С.38–40. (0,18 п.л.)
7. Лисичко, Е.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в вузе при проектно-ориентированном обучении физике / В.В. Ларионов,
Е.В. Лисичко, С.И. Твердохлебов, Е.И. Постникова // Новые информационные
технологии в образовании «НИТО - 2008»: материалы Международной научнопрактической конференции. – Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2008. – С. 133–
135. (0,18 п.л., авторских 60%).2 3
8. Лисичко, Е.В. Опыт подготовки школьников к поступлению в вуз на основе
личностно-ориентированного обучения с использованием новых информационных технологий / Е.В. Лисичко, Е.И. Постникова // Физика в школе и вузе:
Международный сборник научных статей. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – С. 40–44. (0,20 п.л., авторских 70%).
9. Лисичко, Е.В. Формирование современных компетенций у студентов по направлению «Электротехника, электромеханика и электроэнергетика» на базе
новых педагогических технологий / Е.В. Лисичко, Н.Г. Созоров,
С.И. Твердохлебов // Электромеханические преобразователи энергии: сборник
научных докладов Международной научно-практической конференции. –
Томск: Изд-во ТПУ, 2007. – С. 397–398. (0,20 п.л., авторских 70%).
10. Лисичко, Е.В. Индивидуальные траектории переподготовки кадров по направлению «Электроэнергетика» в интерактивной обучающей среде как основа
непрерывного инженерного образования / Е.В. Лисичко, О.А. Мастерова,
Н.Г. Созоров // Электромеханические преобразователи энергии: сборник научных докладов Международной научно-практической конференции. – Томск:
Изд-во ТПУ, 2007. – С. 395–396. (0,20 п.л., авторских 65%).
11. Лисичко, Е.В. Автономный блок, как средство реализации общедидактического принципа преемственности по естественнонаучной подготовке учащихся
средней школы и студентов вуза / Е.В. Лисичко, Н.Г. Созоров // Инновационные технологии в системе непрерывного образования. Достижения, проблемы,
перспективы: сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции. – Новосибирск: Изд-во НГТУ 2007. – С. 115–117.
(0,13 п.л., авторских 70%).
12. Лисичко, Е.В. Некоторые аспекты индивидуального подхода к студентам
первого курса на базе интерактивного учебного курса по физике / Е.В. Лисичко,
Н.Г. Созоров // Новые информационные технологии в университетском образовании: материалы XI Международной научно-методической конференции. –
Кемерово: Изд-во КемГУ, 2006. – C. 148–149. (0,10 п.л., авторских 65%).
13. Лисичко, Е.В. Компьютерные и информационные технологии в физическом
образовании студентов ТПУ / А.Г. Каренгин, Е.В. Лисичко, Н.Г. Созоров,
Е.И. Постникова, С.И. Твердохлебов // Наука и образование - 2005: материалы
Международной научно-технической конференции. – Мурманск: Изд-во
МГТУ, 2005. – часть IY, С. 55–56. (0,12 п.л., авторских 60%).
14. Лисичко, Е.В. Задачный подход на базе инновационной организационнотехнологической среды, как средство формирования компетенций современного специалиста / Е.В. Лисичко, Н.Г. Созоров // Инновационные процессы в
высшей школе: материалы XIII юбилейной Всероссийской научнопрактической конференции. – Краснодар: Изд-во ГОУ ВПО КубГТУ, 2007. –
С.140–141. (0,12 п.л., авторских 70%).).
15. Лисичко, Е.В. Внедрение инновационных методов обучения по курсу физики / Е.В. Лисичко, Н.Г. Созоров, Е.И. Постникова, С.И. Твердохлебов // Физика
в системе современного образования(ФССО – 05): материалы восьмой Между-2 4
народной конференции. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – С. 81–
82. (0,10 п.л., авторских 60%).
16. Лисичко, Е.В. Методологический подход в информатизации образования на
факультете естественных наук и математики ТПУ / Е.В. Лисичко,
Е.И. Постникова, С.И. Твердохлебов // Новые информационные технологии в
университетском образовании: тезисы XI Международной научнометодической конференции. – Кемерово: Изд-во КемГУ, 2006. – C. 147–148.
(0,10 п.л., авторских 60%).
17. Лисичко, Е.В. Подход к разработке интерактивного учебного курса по физике с использованием АСУ ПДС / Е.В. Лисичко, Н.Г. Созоров // Повышение
качества непрерывного профессионального образования: материалы Всероссийской научно-методической конференции.– Красноярск: Изд-во КГТУ, 2006.
– С. 246–248. (0,14 п.л., авторских 70%).
18. Лисичко, Е.В. Проблемы студентов, находящихся в высокоинформатизированной среде и пути их воспитания / Е.Е. Швецов, Е.В. Лисичко,
Е.И. Постникова // Проблемы учебно-методической и воспитательной работы в
вузе: материалы третьей межрегиональной научно-практической конференции.
– Сургут: Изд-во СурГУ, 2006. – С. 72–76. (0,22 п.л., авторских 70%).
19. Лисичко, Е.В. Внедрение инновационных методов обучения по курсу физики / Е.В. Лисичко, Н.Г. Созоров, Е.И. Постникова, С.И. Твердохлебов // Физика
в системе современного образования (ФССО – 05): материалы восьмой Международной конференции. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – С. 81–
82. (0,13 п.л., авторских 60%)