Введение............................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические основы исследования текстов фэшн-индустрии... 7
1. 1 Мода как объект исследования гуманитарных наук .............................. 7
1. 2 Дискурс моды : его особенности и функции ........................................ 13
Выводы по первой главе................................................................................. 21
Глава 2. Анализ текстов фэшн-индустрии с точки зрения когнитивного
наполнения и стилистических особенностей......................................................... 22
2.1 Частотные номинации терминов сферы фешн-индустрии................... 22
2.2 Функционально-стилистические особенности текстов фешниндустрии................................................................................................................... 26
Выводы по второй главе................................................................................. 42
Заключение ...................................................................................................... 44
Список использованной литературы ............................................................ 49
Мода – важнейший механизм, регулирующий жизнедеятельность
общества. Согласно уже установившейся традиции мода представляется
объектом научного внимания, исследованием которого занимались социологи
(П. Спенсер [40], Г. Тард [41] и др.), политологи (Т. А. Есина), философы (Г.
Зиммель [22], Р. Барт [9] и др.), психологи (Б. Ф. Поршнев, Л. В. Петров [35]), а
также культурологи (В. И. Казаринова [24], Т. В. Козлова [27]). На сегодня
довольно остро ощущается важность рассмотрения данного феномена с
позиции лингвистики. В современной лингвистике мода считается достаточно
новым и неизученным объектом. За рубежом данный феномен стали
исследовать еще с середины XX века в рамках французского структурализма, в
частности, в работах Р. Барта. Отечественная лингвистика обратилась к
изучению данного феномена лишь на рубеже XXI века. Как результат, мода все
еще остается не до конца изученным явлением с точки зрения лингвистики.
Согласно утверждению Л. О. Чернейко, цель лингвистических исследований
заключается в выявлении значимых для культуры ценностей, которые являются
отражением культурного и исторического опыта социума [44]. Изучение
текстов о моде, представленных разными жанрами является достаточно
значимым со стороны лингвистики, так как данные исследования позволяют
выявить особенности дискурса моды.
На сегодня феномен моды не был в полной мере исследован, несмотря на
то, что он имеет выраженную лингвокогнитивную специфику. Дискурс моды
демонстрирует существенную необходимость в целостном научном подходе,
что определяет актуальность данной работы.
Объектом настоящего исследования является письменный англоязычный
дискурс моды.
Предметом исследования - состоит в определение функционально -
стилистических особенности текстов фешн - индустрии...
Изучением проблемы дискурса ученые занимались с середины XX века,
но в последние десятилетия интерес к данному явлению возрос. Это связано с
тем, что формирование новой антропоцентрической парадигмы привело к
расширению сферы изучения реализаций языковых фактов в направлении их
более детального анализа и обусловило необходимость выработки адекватных
методов и принципов лингвистических исследований.
Понятие дискурс является многозначным. Его изучают во многих
дисциплинах, таких как лингвистика, семиотика, литературоведение,
этнология, социология, философия, антропология, а также он предполагает
изучение функционирования языка. Изучением дискурса занимались Н.Д.
Арутюнова, Э. Бенвенист, Э. Бюиссанс, А. Греймас, Ж. Деррида, В.И. Карасик
[26], Ю. Кристева, Е.С. Кубряков [30], М. Пешё [36], Ф. де Соссюр, М. Фуко,
Ю. Хабермас [43] и мн. др.
Анализируя определения дискурс, можно прийти к выводу, что под ним
понимается процесс и результат языковой деятельности. Также его можно
представить в виде формулы: что именно говорят, кто и где. То есть для
понимания дискурса необходимо знать в какой обстановке производится
коммуникативный акт, кто его совершает и что говорит.
В лингвистике существуют разные виды дискурса: политический,
медицинский, юридический, деловой, религиозный, спортивный, модный и
другие.
Феномен моды, без сомнения, занимает важное место среди прочих
социальных явлений, он давно находится в поле зрения психологов,
социологов, искусствоведов, философов и культурологов. Мода формирует
динамичную ценностную систему, обладающую уникальной способностью
постоянно транслировать социокультурные и эстетические ценности. В связи с
этим постоянный интерес профессионалов в сфере журналистики, экономики,
бизнеса и в целом представителей разных категорий социума не перестают
интересовать знаковые события моды и скрытые пружины...
1. Аброзе, Е. А. Индустрия моды в условиях глобализации культуры :
дис. … канд. филол. культурологии – СПБГУКИ, 2006. - 168 с.
2. Алексеева, И. С. Введение в переводоведение : монография / И. С.
Алексеевна. – Москва : Изд-во «Академия», 2004. – 352 с.
3. Алимов, В. В. Теория перевода: пособие для лингвистовпереводчиков / В. В. Алимов. – Москва : Ленанд, 2015. – 240 с.
4. Алпатов, В. М. История лингвистических учений : монография / В.
М. Алпатов. – 2-е изд., - Москва : «Языки русской культуры», 1999. – 368 с.
5. Аракелова, А. Р. Типология дискурса. Дискурс моды.
Профессиональная коммуникация: актуальные вопросы лингвистики и
методики / А. Р. Аракелова // Пятигор. гос. линг. ун-та. – Пятигорск, 2013. -
Вып. 6. - 198 с.
6. Арнольд, И. В. Основы научных исследований в лингвистике :
монография / И. В. Арнольд. – Москва : Высшая школа, 2013. – 140 с.
7. Арнольд, И. В. Лексикология современного английского языка :
монография / И. В. Арнольд. – Москва : Высшая школа, 2003. - 302 с.
8. Арутюнова, Н. Д. Дискурс / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический
энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – Москва : Советская
энциклопедия, 2015. – С. 136 – 137.
9. Барт, Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры : пер. с фр.,
вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина / Р. Барт. – Москва : Издательство им.
Сабашниковых, 2003. - 512 с.
10. Башкатова Д. А. Современный русский дискурс моды : автореф.
дис. … канд. филол. наук – ФГОУ ВПО «Моск. гос. ун-та им. М. В.
Ломоносова», 2010. 25 с.
11. Болотова, Ю. С. Аксиологический аспект дискурса моды / Ю. С.
Болотова // Вестник МГОУ. Серия "Лингвистика". – 2011. – №4. – С. 17-19.
12. Болотова, Ю. С. О стратегиях и тактиках дискурса моды / Ю. С.
Болотова, Н. Ю. Мороз // Вестник московского государственного лингвистического университета. гуманитарные науки. – Москва : Московский
государственный лингвистический университет, 2016. – С. 23–32.
13. Вайсбергер, Л. Дьявол носит Prada : пер. с англ. / М. Д. Малкова и
Т. Н. Шабаевой. – Москва : АСТ, 2004. - 424 с.
14. Василюк, А. С. Специфика дискурса моды и особенности его
перевода с английского на русский язык / Вестник ТГПУ, 2014. – С. 15-18.
15. Грусман, М. В. Мода как феномен культуры и средство
социокультурной коммуникации : автореферат дис. ... канд. культурологии –
СПБГУ,2010. - 22 с... 50