Введение 3
ГЛАВА 1. Историко-литературный контекст сборника М.И. Цветаевой
«После России» 10
1.1 Биографический контекст: жизнь М.И. Цветаевой в эмиграции 10
1.2 Эстетическая модель мира М.И. Цветаевой 13
1.3 Понятие мотива в литературе 21
ГЛАВА 2. Анализ сквозных мотивов в сборнике «После России»
М.И.Цветаевой 26
2.1 Зарождение и развитие мотивов в «Тетрадке первой: Берлин» сборника
«После России» 26
2.2 Развитие мотивной структуры в «Тетрадке первой: Прага» 34
2.3 Развитие мотивов в «Тетради второй» сборника «После России» 38
Заключение 43
Список использованной литературы 47
Марина Цветаева - поэт с многогранным творчеством, в котором переплетаются и сочетаются различные культурные слои: от русского фольклора до немецкой, французской и русской романтической поэзии, от традиций классицизма до античной поэзии. В ее стихах органично сочетаются высокий слог и просторечие, традиционная стилистика и смелые эксперименты, которые никогда не являлись для нее самоцелью. Цветаева - одна из самых противоречивых и исключительных фигур в отечественной литературе. Споры вызывает вопрос о слиянии ее поэтической и биографической личностей. Ее судьба и все перипетии жизненного пути: от счастливого детства через невзгоды революции, Гражданской войны и эмиграции до возвращения в Россию, и последующее самоубийство, - все это прослеживается в творчестве Цветаевой и находится в центре внимания многих литературоведов, занимающихся изучением творческого наследия поэта.
В статье И.В. Кудровой «Чара цветаевской лирики» говорится о современном восприятии творчества Марины Ивановны. По мнению исследователя, привлекательность поэзии Цветаевой - в сильном и страстной характере поэта, прорывающемся сквозь строки ее стихов. Вся цветаевская поэзия пронизана напряжением и энергией по отношению к миру и человеку. Истинная Цветаева есть там, где нет наблюдений со стороны, нет умиротворенности, её правда там, где все чувства накалены до предела [22].
«Странности стиля» - еще одна статья И.В. Кудровой о возникновении диалогов, живых сцен и реалий из глубин памяти в цветаевской прозе. Цветаева виртуозно владела словом и стилем, мастерски использовала оттенки юмора, иронии, сарказма и глубокого лиризма...
Сборник «После России» Марины Цветаевой представляет из себя не
просто набор стихов, написанный в эмиграции. Это трагическая исповедь поэта,
оторванного от родной земли и переживающего глубокий душевный кризис.
Анализ сквозных мотивов позволяет понять исторический контекст эмиграции и
глубину духовных переживаний Цветаевой. Он открывает нам двери в поэтический мир и дает возможность стать свидетелем решения внутреннего
конфликта лирической героини.
Тоска по России, одиночество, изгнанничество, неприятие новой
реальности, память о прошлом, гибель близких – все это переплелось нитями в
стихах Цветаевой. В Сборнике она ищет смысл в потери, пытается понять, как
жить в изгнании, не теряя себя. Она не ищет утешения. Эмиграция не сломала
Цветаеву, а подтолкнула к переосмыслению своей жизни, роли в мире и своего
голоса. Несмотря на все трудности, она никогда не переставала писать, не
утратила веру в свою поэтическую миссию.
Мотив одиночества – один из ведущих сквозных мотив в сборнике «После
России», представляющий из себя личный и философский опыт, который
отражает тяжелое душевное состояние Марины Цветаевой в эмиграции.
Одиночество в ее стихах базируется на разлуке с близкими, отчуждении и
оторванности от родного ей мира. Основными аспектами мотива одиночества
являются тяжелая разлука с детьми, она оказывается в чужой стране с чужими и
далекими ей людьми. Она чувствует непонимание в эмиграции. Ее творчество не
находит отклика. Единственное чего желает душа женщины – почувствовать
себя дома. Отсюда вытекает мотив мотив тоски по Родине. Цветаева пишет о
потере Родины, о дорогой и любимой ею все сердцем России.
Мотив поиска рождается из желания найти свое место в мире, он вплетен
в одну связку с мотивами жизни и смерти. На страницах лирической книги
неоднократно поднимается вопрос о пути души, о ее развитии. Цветаева ищет
смысл жизни, пытается открыть для себя тайны бытия. Она переживает глубокий
душевный кризис, и решаемый ею конфликт мы наблюдаем с первого и до
последнего стиха...
1. Агеносов В.В. Русская литература конца XIX – начала ХХ века.
Серебряный век: материалы к уст. и письм. экзамену / [В.В. Агеносов и др.];
под ред. В.В. Агеносова. – Москва: АСТ: Астрель, 2004. – 415 с.
2. Афанасьева Н.А. Авторский символ и его роль в смысловой организации
художественного текста (на материале языковой модели мира М. Цветаевой)
// Принципы и методы исследования в филологии: конец XX века / [Редкол.:
К.Э. Штайн (отв. ред.) и др.]; Сб. статей научно-методического семинара
«TEXTUS». – Вып. 6. – СПб.; Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – С. 380-384.
3. Бабушкина С.В. «Поэтическая онтология Марины Цветаевой: 1926-1941
гг. 1998. – 20 с.
4. Бавин С., Семибратова И. – Судьбы поэтов «серебряного века» /
С. Бавин, И. Семибратова; Рос. гос. б-ка. – Москва: Кн. палата, 1993. – 475,
[1] с.
5. Бродский о Цветаевой / Иосиф Бродский. – М.: Независимая Газета,
1997. – 207 с.
6. Ветловская В.Е. Анализ эпического произведения: Проблемы поэтики. –
СПб.: Наука, 2002. – 213 с.
7. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы [Текст]: избранные труды
/ В.В. Виноградов; [ред.: М.П. Алексеев, А.П. Чудаков]; Акад. наук СССР,
Отд-ние лит. и яз. – Москва: Наука, 1976. – [4], 511 с.
8. Воспоминания о Марине Цветаевой / [Сост. Л.А. Мнухин,
Л.М. Турчинский]. – Москва: Сов. писатель, 1992. – 586, [1] с.
9. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки рус. лит. XX в. /
Б.М. Гаспаров. – Москва: Наука: Изд. фирма «Вост. лит.», 1994. – 303,[1] с.
10. Гаспаров М.Л. Избранные статьи. О стихе. О стихах. О поэтах. – М.:
Новое литературное обозрение, 1995. – 478 с.
11. Гаспаров М.Л. Марина Цветаева: от поэтики быта к поэтике слова // В
кн.: О русской поэзии. Анализы. Интерпретации. Характеристики. – СПб.:
Азбука, 2001. – С. 136 – 149.
12. Геворкян Т. М. Ещё раз о книге Марины Цветаевой «После России» //
Вопросы литературы, 2012, № 1. – С. 432-475.
13. Ельницкая С. «Возвышающий обман». Миротворчество и
мифотворчество Цветаевой // Марина Цветаева. Симпозиум, посвященный
100-летию со дня рождения. Нортфилд, Вермонт, 1992.
14. Жолковский А.К. Работы по поэтике выразительности: инвариантытема-приемы-текст: сборник статей / А.К. Жолковский, Ю.К. Щеглов;
предисл. М.Л. Гаспарова. – Москва: Прогресс: Юниверс, 1996. – 341, [2] с.
15. Зубова Л.В. Поэзия Марины Цветаевой: лингвистический аспект. Д.,
1989. С. 74... 54