Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №17441

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы21
Год сдачи2009
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
736
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность исследования предопределена современным сложным состоянием Вооруженных Сил Российской Федерации в условиях борьбы с терроризмом и
системного мирового кризиса. В общественном сознании людей, прежде всего молодежи, усиливаются проявления духовной и нравственной опустошенности. Для многих молодых людей, поступающих в военные вузы, характерен нарастающий прагматизм, не подкрепленный патриотическим чувством. Поэтому радикальные преобразования в нашей стране и Вооруженных Силах предполагают поиск новых возможностей сохранения и повышения качества офицерского корпуса, как одной из основных
составляющих боевой готовности частей и подразделений. Воспитание будущего
офицера-патриота, защитника интересов своего Отечества, приобретает в таких условиях особую значимость.
Патриотизм – профессиональное качество офицерских кадров. Он входит в
структуру личностных качеств офицера, закрепленных законом, поэтому развитие
патриотизма предполагает особую систему мер, не сводимую только к воспитательным мероприятиям. Существующая система патриотического воспитания неэффективна. Она не обеспечивает в полной мере патриотическое воспитание курсантов как
будущих офицеров.
Постановка проблемы о педагогической деятельности по патриотическому воспитанию, в рамках которой протекает процесс такого воспитания, вызвала необходимость изучения широкого круга источников по данному вопросу. К ним относятся
труды В.Г. Афанасьева, Ю.К. Бабанского, А.В. Барабанщикова, В.П. Беспалько, Л.А
Бублика, В.И Вдовюка, В.Н. Герасимова, В.П. Давыдова, Н.С. Кравчука, В.И. Лутовинова, А.Д. Лопуха, Е.А. Пеньковского, С.Л. Рыкова. Разработанные ими теоретикометодологические основания патриотического воспитания военнослужащих, включающие характеристики его отдельных элементов, направления создания систем и
обоснования путей повышения их эффективности, обобщенный передовой педагогический опыт, методики педагогических экспериментов, результаты педагогических
изобретений и инноваций, стали теоретической основой выявления и обоснования
педагогических условий процесса патриотического воспитания курсантов.
Проблемы организации патриотического воспитания рассмотрены нами через
призму критического осмысления современного педагогического опыта (Ю.Г. Волков, Т.И. Гончарова, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, Е.Ю. Сазонов,
В.Ф. Шаталов, И.К. Шалаев). Это позволило найти оптимальное соотношение в логике трансформации процесса воспитания – взять лучшие элементы прошлого опыта,
отбросить устаревшие и отжившие, инновировать рациональные части современного
и на основе научного прогноза предложить оптимальную программу.
Анализу проблем эффективности патриотического воспитания способствовало
изучение трудов В.Г. Афанасьева, Ю.К. Бабанского, Л.Г. Борисовой, А.В. Мудрика,
Н.Д. Никандрова, И.А. Пригожина, П.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина, В.Н. Турченко, В.А. Ядова. В ходе изыскания были изучены материалы исследований, проведенных в области патриотического воспитания офицеров и курсантов досоветскими,
советскими и современными исследователями. К первым относятся труды русских
военных педагогов Н.Н. Головина, М.И. Драгомирова, П.Н. Игнатьева, М.Д. Скобелева, П.А. Режепо и других; ко вторым – исследования К.М. Амбарова, А.В. Барабанщикова, Д.А. Волкогонова, В.М. Пузика, В.В. Серебрянникова, Г.В. Средина,
С.И. Съедина; к третьим – материалы исследований С.В. Алешина, А.Д. Лопуха,
С.С. Бурды, В.Е. Косачева, С.Д. Мигачева, В.А. Песоцкого, Н.А. Печеня, П.М. Повесимо, А.В. Салихова, С.С. Соловьева, А.Б. Стрельченко, Б.А. Федулова, А.Г. Шабанова, других военных педагогов и социологов по проблемам современного состояния
офицерских кадров.
В национальной доктрине образования Российской Федерации (2000 г.) одной
из основных целей заявлено воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства. Гражданственность и патриотизм на государственном уровне в
нем провозглашаются духовно-нравственной и социально значимой ценностью.
Стратегическим документом, ориентирующим все образовательные учреждения
России на системное обеспечение патриотического воспитания молодежи, является государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг.».
Вместе с тем изучение программных и нормативно-правовых документов, психолого-педагогической литературы, анализ исследований и педагогической практики позволили выявить реально существующее противоречие между необходимостью повышения эффективности патриотического воспитания курсантов высших военноучебных заведений и недостаточной научной и практической разработанностью его
педагогических условий.
Обеспеченный таким образом научный подход к рассмотрению темы предопределил проблему исследования – выявление и обоснование педагогических условий
эффективности патриотического воспитания курсантов высших военно-учебных заведений.
Выявленное противоречие и сформулированная проблема послужили основанием для определения темы исследования: «Педагогические условия эффективности патриотического воспитания в системе высшего военного образования».
Объект исследования − патриотическое воспитание курсантов военно-учебных
заведений.
Предмет исследования – педагогические условия эффективности патриотического воспитания курсантов.
Цель исследования − выявить, теоретически обосновать и опытноэкспериментальным путем проверить эффективность совокупности педагогических
условий патриотического воспитания в высших военно-учебных заведениях.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении приводятся основные теоретические выводы диссертационного
исследования и его результативность. Формулируются научно-практические рекомендации, направления повышения эффективности процесса воспитания, соответствующие современной российской действительности и определяются перспективы ее
развития.
Основные теоретические выводы диссертационного исследования:
1. Выявлено: состав и структура понятия «патриотизм военных кадров: социальное чувство (любовь к Отечеству и верность Отечеству); патриотическая идеология
(выражение интересов своего народа, не во всем совпадающих, а порой противоречащих интересам других этносов); духовная ценность (одна из базовых ценностей
общегосударственного уровня, реализующая готовность к выполнению конституционных обязанностей); итог этнической самоидентификации (не обязательно по принципу тождества расы или национальности); профессионально обязательное качество;
морально-нравственные установки и убеждения; вектор практического поведения,
предполагающий наличие личной готовности к практическим патриотическим действиям.
Для военных кадров патриотизм, кроме вышеуказанного, является: а) фактором
выбора военной профессии; б) критерием профессиональной пригодности; в) профессионально обязательным качеством; г) социальной ответственностью по защите интересов Родины и населяющих ее народов.
2. Обосновано: патриотизм − одно из наиболее значимых, непреходящих качеств,
присущее всем сферам жизни общества и государства, являющееся важнейшим духовным достоянием личности, характеризующее высший уровень ее развития и проявляющееся в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотическая воспитанность курсанта выступает как сложное интегративное свойство
личности, развитие которого происходит в процессе обучения в вузе, представляющее собой внутренне согласованную, устойчивую систему осознанных побуждений,
мотивационно-ценностных аспектов, целей, интересов, знаний и установок. Качественные характеристики патриотической воспитанности личности курсанта обусловлены спецификой военной профессии, высоким уровнем социальной ответственности
военнослужащего, связанной с выполнением задач по обеспечению государственных
интересов Российской Федерации, строгой регламентацией воинского труда.
3. Развитие патриотических качеств курсантов осуществляется в ходе образовательного процесса в ввузе, включающего: применение творческих методов (анализ
конкретных ситуаций, решение проблемных задач, деловые (ролевые) игры, методы
круглого стола, индивидуальные практикумы, метод мозгового штурма) и форм обучения (учебно-плановые, служебно-плановые, внеслужебные, специфические), планирование и реализацию организационных форм и методов воспитания. 4. В ходе исследования избранной проблемы было доказано влияние на успешное
развитие уровня патриотической воспитанности курсантов следующих педагогических условий: общегосударственные ценности патриотической направленности; учет
социальных и этнических особенностей воспитуемых в педагогической практике;
гуманизация военно-служебных отношений; наличие эффективных мотиваций патриотического поведения; минимизация негативных влияний среды; оптимизация
компонентов системы; надежное управление компонентами системы воспитания патриотизма и воспитательным процессом; педагогическое взаимодействие, осуществляемое на субъект - субъектной основе; использование в патриотическом воспитании
информационно-компьютерных технологий; разработка и создание современной базы
воспитания.
5. Для оценки сформированности уровня патриотической воспитанности применялись критерии эффективности патриотического воспитания курсантов разработанные в ходе педагогического эксперимента и внедренные в практику: профессионально-деятельностный; морально - психологический; мировоззренческий.
6. Приведенные показатели позволяют судить об уровне развития патриотических
качеств у курсантов и их готовности к осуществлению профессиональной деятельности.
7. Итоги педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что в ряде экспериментальных подразделений не были достигнуты ожидаемые положительные результаты. Вместе с тем отрицательное влияние на формирование патриотических качеств курсантов оказывают: отсутствие общегосударственных идеологии и ценностей; проведение в российском обществе линии на внедрение чуждых российскому
менталитету западных идеологий и ценностей, отсутствие государственного механизма защиты от негативных идеологических и информационно-психологических
воздействий. Задачи диссертационного исследования выполнены, подтвердилась его
гипотеза. Предложенные в работе подходы предполагают возможность дальнейшего
теоретического исследования и экспериментальной реализации результатов исследования. Концепция системы воспитания патриотизма военных кадров может быть реализована во исполнение требований Государственной программы «Патриотическое
воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы» в рамках проводимой реформы Вооруженных Сил России. Таковы основные теоретические выводы проведенного исследования, которые в развернутом и полном виде представлены в соответствующих главах и параграфах диссертации. Проведенное нами исследование не является исчерпывающим, в дальней шей разработке нуждаются проблемы использования в патриотическом воспитании возможностей СМИ, подготовки специалистов воспитательных
структур и другие.


Финский, И.П. Система патриотического воспитания курсантов военных вузов
[Текст] / И.П. Финский// Философия образования. – Новосибирск: Изд-во СО РАН,
2007. – № 2. – С. 368-374.
2. Финский, И.П. Компоненты системы патриотического воспитания и их характеристика [Текст] / И.П. Финский// Сибирский педагогический журнал. –2007. – №
7. – С. 21-29.21
Материалы опубликованные в научных сборниках, научных конференциях,
учебные, учебно-методические пособия:
3. Финский, И.П. О современном содержании понятия «патриотизм» [Текст] /
И.П. Финский//Сборник научных трудов. Новосибирск: НВИ, 2000. – № 8. –С. 69-
73.
4. Финский, И.П. Проблемы воспитания патриотизма в ВУЗах. Материалы научнопрактической конференции «Военно-исторические знания в системе обучения и
воспитания» [Текст] / И.П. Финский// Новосибирск: НВИ, 2002. – С. 11-17.
5. Финский, И.П. Патриотическое воспитание в системе подготовки офицерских кадров. Материалы межвузовской научно-теоретической конференции «Наука, образование и воспитание офицеров внутренних войск МВД России: комплексная
оценка деятельности вуза» [Текст] / И.П. Финский// Новосибирск: НВИ МВД,
2003. – С. 55-58.
6. Финский, И.П. Патриотизм неотъемлемое качество Российского воина. Материалы
всероссийской научной конференции «Патриотическое воспитание как условие
возрождения России» [Текст] / И.П. Финский// Екатеринбург, 2003. – С. 264-270.
7. Финский, И.П. Особенности патриотического воспитания курсантов на современном этапе. Материалы военно-научной конференции «Военный профессионал XXI
века: облик, качество, проблемы подготовки» [Текст] / И.П. Финский// Новосибирск: НВИ, 2004. – С. 94-95.
8. Финский, И.П. Формирование патриотизма курсантов [Текст] / И.П. Финский//Сборник научных трудов. Новосибирск: НВВКУ, 2005. –№14. – С. 107-120.
9. Финский. И.П. Основы морально-психологического обеспечения деятельности
подразделений. Учебное пособие [Текст] / С.Ю. Ступин, И.П Финский, С.А. Чернов //Новосибирск, НВВКУ, 2006. – с. 120 (авторское участие 2 п.л.).
10. Финский, И.П. Система воспитания патриотизма в ВВУЗе. Материалы международной научно-практической конференции «Педагогический профессионализм в
современном образовании» [Текст] / И.П. Финский// Новосибирск: Изд. НГПУ,
2006. – Ч.2. – С. 220 - 228
11. Финский, И.П. Компоненты системы патриотического воспитания курсантов.
Сборник научных трудов [Текст] / И.П. Финский// Новосибирск: НВВКУ, 2007. –
№ 16– С. 226-234.
12. Финский, И.П. Патриотизм как средство морально - психологической адаптации
выпускников военно-учебных заведений к служебно-боевой деятельности. Материалы межвузовской научно-теоретической конференции «Механизм моральнопсихологической адаптации выпускников военно-учебного заведения к служебнобоевой деятельности в ВВ МВД РФ» [Текст] / И.П. Финский//Новосибирск: НВИ
МВД , 2007. – С. 77-84.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ