ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 5
1.1 Самостоятельная работа учащихся на уроках математики как основа их учебной деятельности 5
1.2 Роль самостоятельной работы учащихся в процессе формирования регулятивных универсальных учебных действий 18
1.3 Критерии и уровни сформированности регулятивных универсальных учебных действий учащихся 28
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 36
2.1 Методика проведения самостоятельной работы на уроках математики в 7 классах 36
2.2 Анкетирование как средство диагностики уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий учащихся 50
2.3 Оценка влияния самостоятельной работы учащихся на уроках математики на формирование регулятивных учебных действий 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
Приоритетным направлением существующих образовательных стандартов является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение мотивации и интереса к учёбе.
В связи с этим, важнейшей задачей современной системы образования является формирование регулятивных универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самосовершенствованию [46].
Идеальным результатом обучения становится достижение такого уровня, когда учащийся готов к самообразованию, самовоспитанию, что невозможно без универсального качества личности - самостоятельности.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что современная парадигма образования предусматривает значительное увеличение доли самостоятельности ученика как субъекта учебного процесса, способного успешно самореализоваться в стремительно изменяющемся мире, и осуществлять непрерывное образование в течение всей жизни.
Поэтому главным принципом работы учителя математики является организация деятельности школьников, направленной на формирование не только предметных знаний и умений, но и на развитие самостоятельности и творческой активности учащихся [4].
Цель исследования: выявить влияние самостоятельной работы учащихся на уроках математики на степень обладания ими регулятивными универсальными учебными действиями.
Объект исследования: самостоятельная работа учащихся на уроках математики.
Предмет исследования: диагностика формирования регулятивных универсальных учебных действий учащихся в процессе их самостоятельной работы на уроках математики.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать основные задачи данной работы:
1. изучить литературу по проблемам организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики;
2. определить роль самостоятельной работы учащихся в формировании регулятивных универсальных учебных действий;
3. определить критерии и уровни сформированности регулятивных универсальных учебных действий учащихся на уроках математики;
4. разработать методику организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики в 7 классе;
5. отобрать и актуализировать оценочные средства диагностики регулятивных универсальных учебных действий учащихся;
6. осуществить диагностику формирования регулятивных универсальных учебных действий учащихся в процессе их самостоятельной работы на уроках математики.
В ходе выполнения работы исследовано влияние самостоятельной работы учащихся на уроках математики на степень сформированности регулятивных универсальных учебных действий.
Была разработана и реализована методика организации самостоятельной работы в 7 классах, реализующая не только функцию контроля, но и вовлечения всех учащихся в активную самостоятельную деятельность. Предложенные к выполнению задания учитывают индивидуальный подход к способностям и уровню подготовки каждого учащегося, то есть реализуют дифференцированный подход в обучении математике.
В качестве метода диагностики уровня овладения учащимися регулятивными универсальными учебными действиями выбрано анкетирование, так как оно имеет количественный характер, то есть каждому диагностируемому ставится в соответствие определенный балл, характеризующий степень сформированности регулятивных универсальных учебных действий. Количественный характер метода позволяет выполнить статистический анализ влияния самостоятельной работы на формирование регулятивных универсальных учебных действий.
В качестве инструментария реализации данного метода был выбран личностный опросник Кеттелла. В качестве примера рассмотрены два фактора: «Самоконтроль» и «Самооценка», соответствующие показателям сформированности регулятивных универсальных учебных действий.
Обследованы учащиеся - ученики 7 класса (21 человек).
По результатам опроса выполнен статистический анализ. В качестве инструментария выбран критерий Манна-Уитни, позволяющий выявлять существенность различий между показателями двух выборок. Выбор данного критерия обусловлен тем, что в отличие от критерия Стьюдента, критерий Манна-Уитни не требует нормального распределения рассматриваемых совокупностей и не требует равенства выборочных дисперсий, что избавило нас от дополнительных расчетов.
Данный критерий показал, что самостоятельная работа оказывает влияние на степень сформированности универсальных учебных действий, так как по фактору «Самоконтроль» критерий установил существенные различия в результатах опроса до и после проведения самостоятельной работы.
Для выявления характера влияния найдены математические ожидания исследуемого показателя. Выявлено, что после проведения самостоятельной работы, уровень самоконтроля повышается. Последнее говорит о положительной роли организованной самостоятельной работы на овладение учащимися регулятивными универсальными учебными действиями.
1. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. — М.: Просвещение, 2007.
2. Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. — 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
3. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. — М.: Просвещение, 2007. — 112с.
4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. — М.: Просвещение, 2008. — 159с.
5. Баранова В.В. мониторинг качества образовательного процесса // Образование в современной школе, 2008. №1. С.3-8.
6. Беликов, В.А. Образование учащихся на основе учебно-познавательной деятельности: методическое пособие / В.А. Беликов, Н.Г. Кривошапова, Л.А. Савинков. — М.: Владос, 2006. — 394с.
7. Берестнева О.Г., Муратова Е.А. Компьютерный анализ данных. — Томск: Издательство ТПУ, 2010. — 223с.
8. Беркалиев Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. — СПб.: КАРО, 2007. — 126с.
9. Беспалько В.П. Инструменты диагностики качества знаний учащихся / Школьные технологии, 2006. №2. С. 138-150.
10. Болотов В.А. Об оценке качества образования / Воспитание школьников, 2007. №3. С.2-6.
11. Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Стандарт третьего поколения. Учебник для ВУЗов. — СПб.: Питер, 2013. — 614с.
12. Взаимное расположение графиков линейных функций. / Шаповалова С.В. Электронная версия журнала Математика, 2015. №1. С.28-35 https: //my.1september.ru/preview/free/flash/mat/index.html
13. Воровщиков С.Г. Системным проблемам — системные решения: универсальные учебные действия, общеучебные умения и «бритва оккама»/ Управление современной школой, 2014. №5. С.58-74
14. Габай Т.В. Педагогическая психология. Учебник. — М.: Академия, 2014. — 243с.
15. Головичер Г.В. Теория и практика проведения мониторинга качества знаний обучающихся образовательных учреждений региона / Управление качеством образования, 2008. №2. С.48-58...(50)