ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И ЕЕ РОЛЬ В
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Прибыль, как показатель эффективности хозяйственной деятельности
предприятия 6
1.2. Виды прибыли и их состав 15
1.3. Распределение и использование прибыли на предприятии розничной
торговли 26
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПАО «МЕГАФОН» 30
2.1. Общая организационно-экономическая характеристика исследуемого
предприятия 30
2.2. Факторный анализ прибыли от реализации услуг ПАО «Мегафон» 37
2.3. Анализ рентабельности деятельности ПАО «Мегафон» 46
3. ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПАО «МЕГАФОН» 52
3.1. Предложения по повышению прибыли ПАО «Мегафон» за счет увеличения
реализации услуг путем расширения географии охвата 52
3.2. Предложения по повышению прибыли ПАО «Мегафон» за счет увеличения
реализации услуг путем изменения ценовой политики и привлечения новых клиентов 58
3.3. Влияние экономических санкций на деятельность ПАО «Мегафон» 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ А 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 79
ПРИЛОЖЕНИЕ В 81
Тема анализа прибыли предприятия очень актуальна и имеет решающее значение для предприятий всех размеров и отраслей промышленности. Анализ прибыли включает в себя изучение и оценку финансовых показателей компании с целью определения ее прибыльности и определения областей для улучшения. Это дает ценную информацию об эффективности бизнес -операций, помогает в принятии решений и направляет стратегическое планирование будущего роста.
Рыночная экономика устанавливает конкретные требования к системе управления предприятием. Нам необходимо быстрее реагировать на изменения экономической ситуации, чтобы поддерживать стабильное финансовое положение и постоянно наращивать производство в соответствии с меняющимися рыночными условиями.
В рыночных условиях компания самостоятельно планирует собственную деятельность и определяет перспективы развития с учетом спроса на продукцию. Показателем независимого планирования, помимо прочего, является прибыль.
Актуальность темы заключается в том, что анализ прибыли предприятия актуален для бизнеса, поскольку он обеспечивает всестороннее понимание финансовых показателей, помогает принимать решения, способствует повышению эффективности, поддерживает стратегическое планирование, облегчает сравнительный анализ и повышает доверие инвесторов. Это жизненно важный инструмент для процветания бизнеса, сохранения
конкурентоспособности и достижения долгосрочного успеха. Роль прибыли компании трудно переоценить, поскольку прибыль - это конечная экономическая выгода от работы компании. Он выступает в качестве источника финансирования финансовых ресурсов организаций. Увеличение прибыли является экономической основой для реализации расширенного воспроизводства компании и удовлетворения социальных и материальных потребностей.
Эффективность предприятия определяется не только достижением высокой прибыли и максимизацией объемов производства, необходимо также минимизировать издержки, поскольку именно от уровня издержек зависит себестоимость и в конечном итоге цена продукта.
Объект расследования- ПАО "МегаФон", российская
телекоммуникационная компания, предоставляющая услуги сотовой связи, а также местной телефонной связи, широкополосного доступа в Интернет, кабельного телевидения и ряд сопутствующих услуг.
Объект исследования: финансовые результаты и динамика прибыльности ПАО «МегаФон».
Предметом исследования работы является анализ прибыли и рентабельности исследуемого предприятия.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование процесса управления прибылью конкретного предприятия ПАО «МегаФон», а так же определение направлений его совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить сущность, виды и роль прибыли в рыночной экономике;
- провести анализ формирования прибыли ПАО «МегаФон»;
- разработать рекомендации по повышению прибыли предприятия.
Информационную основу дипломной работы составили законодательные акты Российской Федерации, результаты исследований, рассмотренных в трудах отечественных и зарубежных экономистов; материалы специальных журналов; справочные материалы, а также показатели коммерческой и финансовой деятельности ПАО "Мегафон ".
В соответствии с поставленными задачами выстраивается рабочая структура. В первой главе рассматриваются концепция, цели и содержание анализа финансовых результатов хозяйственная деятельность, рентабельность и рентабельность как показатели деятельности организации и методология анализа финансовых результатов.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы, приложений.
В первом разделе рассматривается экономическая сущность и функции, виды прибыли и рентабельности предприятия, рассматривается метод факторного анализа формирования резервов для увеличения прибыли и рентабельности предприятий; проводится сравнение отечественного и зарубежного опыта анализа результатов деятельности предприятия. прибыль и прибыльность компании.
Во втором разделе дается организационная характеристика предприятия, проводится анализ показателей прибыли и рентабельности, предельной выручки, проводится факторный анализ прибыли и рентабельности.
В третьем разделе были разработаны направления увеличения прибыли исследуемой компании, разработана программа оптимизации работ по увеличению прибыли, рентабельности ПАО "МегаФон» и рассчитан экономический эффект от реализации мероприятий.
В этой работе поставленная цель достигнута, и все необходимые задачи выполнены. Основываясь на результатах изучения методологии анализа прибыли и рентабельности, необходимо сделать ряд выводов и обобщений на примере компании ПАО «МегаФон».
В теоретической части работы было выявлено, что прибыль является конечным финансовым результатом деятельности компании и является ее основной целью.
Финансовый результат является оценочным показателем и выражает экономическую эффективность организации. Этот показатель определяется показателем прибылей или убытков, полученных за календарный год, и представляет собой разницу при сравнении сумм доходов и расходов организации.
Практическая часть данной работы была посвящена рассмотрению методологии анализа прибыли и рентабельности компании ПАО "МегаФон".
В 2021 году. по сравнению с 2020 годом. на предприятии наблюдается снижение прибыли от реализации на 2 379 тыс. рублей, однако в 2022 году по сравнению с 2021 годом сумма прибыли увеличилась на 47 243 тыс. рублей.
Факторный анализ прибыли от реализации телекоммуникационных услуг ПАО «Мегафон» на российском рынке показал, что с за период с 2020 по 2021 годы негативное влияние на объем прибыли оказали изменение объема оказываемых услуг, изменение за счет структуры сдвигов в составе предоставляемых услуг, изменение себестоимости и изменение за счет структуры сдвигов в составе затрат - преобладающим оказалось действие факторов, оказавших негативное влияние на прибыль от продаж.
При этом в следующем анализируемом периоде негативными факторами, повлиявшими на прибыль от продаж ПАО «Мегафон» послужили только изменение объема услуг и изменение себестоимости.
В соответствии с факторным анализом прибыли от реализации услуг ПАО «Мегафон» на телекоммуникационном рынке за период с 2020 по 2022 год, одним из факторов, ежегодно оказывающих негативное влияние на указанный показатель, является изменение объема оказываемых услуг. С целью увеличения прибыльности компании предложена реализация комплекса мероприятий, направленных на увеличение объема услуг, предоставляемых ПАО «Мегафон».
В качестве основных направлений развития компании в рамках стратегической цели увеличения объема предоставляемых
телекоммуникационных услуг предлагается расширение географии покрытия мобильного интернета и сотовой связи в регионах России с наименьшим уровнем доступа к телекоммуникационным услугам.
В случае обеспечения всех малых населенных пунктов рассматриваемых регионов, включенных в федеральную программу «Устранение цифрового неравенства 2.0», вышками сотовой связи и доступом к сети Интернет (1394 вышки), на их строительство уйдет 8 364 000 тыс. руб. (стоимость установки одной вышки составляет в среднем 6 млн руб.). Такая мера приведет к привлечению до 304 025 новых абонентов - населения малых населенных пунктов.
В случае привлечения 304 025 новых клиентов, за месяц выручка компании может увеличиться на 220 570 тыс. руб., за год - на 2 646 841 тыс. руб. или на 0,8%. В таком случае прибыль составит +617 023 тыс. руб. или +0,8%.
Тем самым показывает, что мера по увеличению реализации услуг путем расширения географии охвата для повышения прибыли ПАО «Мегафон» представляется экономически целесообразной и позволяющей привлечь доверие со стороны пользователей сформировать положительный облик перед государством.
Так же в связи с тем, что по результатам факторного анализа объем предоставляемых услуг является фактором, оказывающим негативное влияние на показатели прибыли ПАО "Мегафон", представляется целесообразным рассмотреть меры по изменению ценовой политики компании. Установление 73
более конкурентоспособных цен на существующие планы обработки данных может привлечь больше клиентов и увеличить объем предоставляемых услуг.
Таким образом, снижение цены и предоставление качественных услуг может увеличить выручку до 339 732 437 тыс. руб. без изменения себестоимости услуг.
...
1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru (Дата обращения 22.01.2023)
2. Федеральный закон от 06.12.2012 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru (Дата обращения 22.01.2023)
3. Алексеева М. А. Планирование деятельности фирмы: учеб. пособие / М. А. Алексеева - М.: Финансы и статистика, 2019. - 544с.
4. Грибов, В. Д. Экономика предприятия : учебник. Практикум / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. - 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : КУРС : ИНФРА- М, 2023. — 448 с.
5. Иванов, И. Н. Экономический анализ деятельности предприятия : учебник / И.Н. Иванов. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 348 с.
6. Марголина, Е. В. Экономика предприятия. Практикум : учебное пособие / Е. В. Марголина, Т. А. Спицына. - Москва : Дашков и К, 2023. - 103 с.
7. Мануйленко, В. В. Управление прибылью в системе финансового
менеджмента корпораций: профессиональные, практические, научно -
исследовательские аспекты : учебное пособие / В. В. Мануйленко, Т. А. Садовская ; под науч. ред. д -ра экон. наук В.В. Мануйленко. - 2-е изд., с изм. - Москва : Финансы и Статистика, 2021. - 312 с.
8. Николаева, К. В. Экономика предприятия : учебно -методическое пособие / К. В. Николаева, И. В. Павлова, М. В. Райская. - Казань : КНИТУ, 2019. - 152 с.
9. Прыкина, Л. В. Экономический анализ предприятия : учебник для бакалавров / Л. В. Прыкина. - 2-е изд. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. - 252 с.
10. Суслова, Ю. Ю. Доходы предприятия торговли : учебное пособие / Ю. Ю. Суслова, Н. Н. Терещенко. - Москва : ИНФРА-М ; Красноярск : Сиб. федер. ун-т,2020. - 136 с.
11. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г. В. Савицкая. - 6-е изд., испр. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2023. - 378 с.
12. Трошин, А.Н. Финансовый менеджмент : учебник / А. Н. Трошин. - М. : ИНФРА-М,2018. - 331 с.
13. Фридман, А. М. Основы экономики, менеджмента и маркетинга предприятия питания : учебник / A.M. Фридман. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2021. — 229 с.
14. Шумак, О. А. Финансы предприятия: учет и анализ: Учебное пособие / Шумак О.А. - М. : ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА -М, 2019. - 191 с.
15. Годовой отчет ПАО «Мегафон» за 2022 год. Официальный сайт компании «Мегафон». Режим доступа: https://megafon.ru / (дата обращения 17.04.2023).
... всего 21 источников