Введение 5
Глава 1. Теоретический подход к проблеме изучения безэквивалентных грамматических явлений английского языка 9
1.1 Исторический обзор существующих методов преподавания иностранных языков. Место и роль грамматики при использовании различных методов 9
1.2. Особенности безэквивалентных грамматических явлений английского языка как предмета изучения 14
1.3. Анализ различных подходов к преподаванию грамматики английского
языка на базе существующих исследований 20
1.4. Характеристика продуктивных методов объяснения и отработки
грамматических правил 26
1.5. Выводы по главе 1 31
Глава 2. Способы повышения эффективности изучения безэквивалентных грамматических явлений английского языка в средней школе 32
2.1. Принципы и элементы необходимые в процессе обучения грамматике
английского языка в средней школе для повышения эффективности её изучения 32
2.2. Преподавание безэквивалентных грамматических явлений с
применением выявленных принципов и элементов обучения грамматике английского языка 37
2.2.1. Преподавание времён групп Perfect и Continuous 37
2.2.2. Формирование грамматического навыка владения артиклями
английского языка 39
2.2.3. Особенности преподавания темы «герундий» в средней школе 41
2.3. Разработка серии упражнений на запоминание, отработку и проверку
степени усвоения учениками пройденного материала на коммуникативной основе 43
2.4. Выводы по главе 2 47
Заключение 49
Список использованной литературы 53
Приложение 1 58
Приложение 2 60
Приложение 3 61
Проблема обучения грамматике в средней школе занимает важное место в современной методике преподавания английского языка. Основной целью обучения грамматике является формирование грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений: говорения, аудирования, чтения и письма.
В отечественной и зарубежной науке этой проблеме посвящено большое число исследований (Бим, Вайсбурд, Гальскова, Гез, Гуревич, Зимняя, Кузовлёв, Соловова, Пассов, Хомский, Лангакер, Пенни и др.). Тем не менее существующие подходы к преподаванию грамматики часто противоречат и взаимоисключают друг друга. В последнее время широкое распространение получил коммуникативный подход, отвергающий целенаправленное обучение грамматике. Отсутствие планомерного объяснения грамматических явлений здесь компенсируется подражанием речи учителя или носителя языка. Такой подход подразумевает освоение грамматики изучаемого языка параллельно с запоминанием определенных речевых образцов (так называемых паттернов (англ. pattern)). Любая же попытка изменить, расширить или дополнить заученные модели предложений приводит к появлению большого количества грамматических ошибок. Однако применение коммуникативного подхода показывает высокие результаты овладения учениками коммуникативной компетенцией, так как согласно такому подходу темы обсуждений затрагивают самые актуальные вопросы, выполняются групповые задания, поощряется живое общение на изучаемом языке, все задания носят характер реальных речевых ситуаций. Учитывая положительный опыт применения коммуникативного подхода, мы выдвигаем гипотезу о том, что упражнения, направленные на формирование соответствующих грамматических навыков, должны быть основаны на коммуникативной основе...
В данном исследовании была рассмотрена проблема преподавания грамматического материала английского языка, не имеющего аналога в русском (мы называем такой материал безэквивалентным), при обучении в средней общеобразовательной школе. Учитывая возрастные и психологические особенности аудитории, мы пришли к выводу, что именно этот учебный материал вызывает значительные трудности в восприятии из-за невозможности сопоставить его с аналогичным в родном языке.
Целью данного исследования было установить наиболее оптимальные способы преподавания безэквивалентного грамматического материала, позволяющие добиться наиболее успешного усвоения учениками такого материала. Для достижения указанной цели в ходе исследования нами были решены следующие задачи:
1. На базе существующих исследований были рассмотрены и систематизированы различные подходы и методы преподавания грамматики английского языка, в том числе проведён исторический обзор и анализ применяющихся ранее методов преподавания. В результате был сделан вывод о том, что изучение грамматики должно быть осознанным и систематизированным (согласно концепциям коммуникативно-когнитивного подхода), что при высоком усвоении учениками грамматического материала ведёт к наиболее успешному формированию грамматического навыка как одного из важнейших компонентов речевых умений.
2. Также были рассмотрены и проанализированы безэквивалентные грамматические явления английского языка, а именно времена групп Perfect и Continuous, артикли и герундий, с точки зрения предмета обучения. Далее, с учётом возрастных и психологических особенностей учеников они были представлены в виде учебного материала для средней общеобразовательной школы. Как результат, были выявлены наиболее сложные для восприятия данных явлений моменты, что позволило сформулировать максимально простые их объяснения, что в свою очередь призвано служить обеспечению полного их понимания...
1. Азимов, Э. Г., Щукин, А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М. : ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Бим, И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку / И. Л. Бим. - М. : Просвещение, 1988. - 255 с.
3. Бим, И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника / И. Л. Бим. - М. : Русский язык, 1977. - 288 с.
4. Вайсбурд, М. Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке / М. Л. Вайсбурд. - М. : Титул, 2001.
- 128 с.
5. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - 3-е изд. - М. : Академия, 2006. - 336 с.
6. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова. - М. : АРКТИ, 2004. - 192 с.
7. Григоренко, С. Е., Сагалаева, И. В. Основные положения и критерии коммуникативно-когнитивного обучения иностранному языку // Педагогическое образование в России - Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2014, выпуск №8. 261 - 265 с.
8. Гуревич, В. В. Теоретическая грамматика английского языка. Сравнительная типология английского и русского языков / В. В. Гуревич.
- 2-ое изд. - М. : Флинта, Наука, 2004. - 168 с.
9. Гусевская, Н. Ю. Эволюция методов обучения иностранному языку // Учёные записки государственного забайкальского университета - Чита : Забайкальский государственный университет, 2013, выпуск №6. - с. 167¬172.
10. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2001. - 432 с.
11. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. - М. : Просвещение, 1991. - 222 с.
12. Иванова, И. П. Теоретическая грамматика современного английского языка / И. П. Иванова, В. В. Бурлакова, Г. Г. Почепцов. - М. : Высш. Школа, 1981. - 285 с.
13. Кашина, Е. Г. Традиции и инновации в методике преподавания иностранного языка / Е. Г. Кашина. - Самара : Изд-во «Универс-групп», 2006. - 75 с.
14. Концепция 12-ти летней школы по иностранным языкам / В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова, М. З. Биболетова и др. // Иностранные языки в школе - М. : 2000. - № 6
15. Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. - 3-е изд. - М. : Смысл, 1999. - 365 с...46