ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты конфликтного коммуникативного взаимодействия в диалогах художественных произведений 6
1.1 Конфликтные диалоги в рамках коммуникативно-парадигматической
лингвистики 6
1.2 Конфликтный дискурс как элемент семантического пространства
художественного текста 13
Выводы по Главе 1 21
Глава 2. Практический анализ речевого поведения в конфликтных ситуациях в англоязычных художественных произведений второй половины XX века 233
2.1 Типология речевого конфликтного поведения оппонентов конфликтного
дискурса в англоязычных художественных произведениях 23
2.2 Анализ лингвистических и семантических особенностей и эмоционально -
экспрессивной лексики конфликтных диалогов в англоязычных художественных произведениях 366
Выводы по Главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 555
Актуальность исследования обусловлена тем, что конфликтные диалоги в художественных произведениях позволяют изучать язык в тесной связи с человеческим мышлением, что позволяет более глубоко исследовать коммуникативно-функциональные характеристики целого текста. Речевое поведение в конфликтных ситуациях является отражением конфликтных алгоритмов, формирующихся в человеческом мышлении, и в рамках когнитивной лингвистики особенно актуальным является изучение внутренней языковой картины мира человека через анализ языковых средств.
Изучение вопросов конфликтного коммуникативного взаимодействия в художественных произведениях позволили выделить отдельное лингвистическое направление для изучения - конфликтный дискурс, который направлен на выявлении стратегии и тактики речевого поведения коммуникантов в различных конфликтных ситуациях.
Лингвистическая специфика конфликтного диалога заключается в том, что данный вид поведения является интегральной частью художественного произведения и продуктом креативной деятельности автора произведения. Изучение должно идти не только в направлении изучения речевого поведения героев в конфликтной ситуации, но в направлении поиска видов взаимодействия конфликтного диалога с сюжетом произведения.
Практическая актуальность работы заключается в том конфликтные ситуации отличаются по интенсивности конфронтации, что отражается на разных стратегиях речевого поведения и на применении различных языковых средств в конфликтном диалоге. Конфликтное взаимодействие интересно тем, что позволяет изучить лингвистического своеобразие и различные языковые средства, которые используются коммуникантами в конфликтных ситуациях. Анализ речевого поведения в конфликтных ситуациях позволит более глубоко изучить конфликтный дискурс в текстах художественных произведений.
Теоретическая база исследования. В исследовании были изучены статьи, диссертации, учебники таких авторов, как Барташова О.А., Ватолина Т.Г., Глухов В.П., Дадян С.Р., Енина Л.В., Иванова Д.В., Ковшиков В.А., Кокшарова Н.Ф., Полякова С.Е., Рубцова А.С., Садохин А.П., Уфимцева Н.В.
Цель исследования - определить особенности речевого поведения в конфликтных диалогах художественных произведений, чтобы выявить специфику применения различных лингвистических средств ведения диалога в ситуации конфликта...
Проведенный практический анализ речевого поведения в конфликтных ситуациях в англоязычных художественных произведений второй половины XX века позволил сделать следующие основные выводы.
В работе был сделан вывод, что поведение в конфликты в англоязычных художественных произведениях второй половины XX века могут быть различных типов, примеры речевого поведения рассматривались в типологии, основанной на функциональных особенностях конфликтного дискурса:
- конфликты (столкновение) интересов, намерений, желаний;
- конфликты оценок и самооценок
- конфликты речевых установок,
- этикетные конфликты (конфликты норм поведения).,
- конфликты мнений,
- информационные конфликты.
Конфликт (столкновение) интересов, намерений, желаний является одним из наиболее распространенных и его можно наблюдать во многих примерах в англоязычных художественных произведениях второй половины ХХ века. В данном виде конфликта ведущими речевыми стратегиями являются стратегия вербального насилия и стратегия коммуникативного саботажа. В рамках конфликта столкновения интересов и намерений один из участников стремится побудить другого к совершению или не совершению определенных действий. Конфликт выражается в том, что другой участник ситуации отстаивает свои интересы и отказывается совершать или не совершать действия. Конфликт выражается в речевом поведении посредством неповиновения, протеста, уклонения, возражения, настаивания, оскорбления оппонента и др.
Конфликт оценок и самооценок отличается от конфликта интересов, намерений и желаний. В рамках конфликта оценок и самооценок коммуникант пытается унизить или оскорбить собеседника, для чего применяются стратегии дискредитации и стратегии коммуникативного саботажа...
1. Бабенко, Л.Г., Казарин, Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. - Москва: Флинта, 2005.
- 292 с.
2. Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Литературно¬критические статьи. - М.: Художественная литература, 1986. С.428-472.
3. Белоус, H.A. Конфликтный дискурс в коммуникативном пространстве: семантические и прагматические аспекты: специальность: 10.02.19 «Теория языка» : диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. - Краснодар, 2008. - 342 с.
4. Блох, М.Я. Принципы коммуникативно-парадигматической лингвистики // Язык, культура, речевое общение: Сборник материалов международной конференции. - М.: МПГУ, №2. С.5-11.
5. Ватолина, Т. Г. Стратегии коммуникативного поведения персонажей в ситуации «межличностный конфликт» в англоязычном кинодискурсе // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 8. - С. 21-25.
6. Глухов, В. П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности: учебное пособие / В. П. Глухов, В. А. Ковшиков. - Москва : АСТ: Астрель, 2017.
- 318 с.
7. Гумовская, Г.Н. Научная школа профессора М.Я. Блоха: коммуникативно-парадигматическая лингвистика // Язык, культура, речевое общение: Сборник материалов международной конференции. - М.: МПГУ, №2. С.23-28.
8. Дадян, С.Р. Конфликтный диалог в художественном произведении: на материале англоязычной художественной литературы XX - начала XXI в.: специальность 10.02.04 «Германские языки» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Ростов-на-Дону, 2012. - 188 с.
9. Енина, Л. В. Речевая агрессия и речевая толерантность в СМИ : монография. - Москва : Толерантность, 2016. - С.15-22.5.
10. Иванова, Д. В. Особенности речевого поведения в ситуации преодоления конфликта (на материале русских и американских киносценариев) // Филология и человек. - 2008. - № 3. - С. 15-17.
11. Кокшарова, Н.Ф. Лекции по стилистике (английский язык): учебное пособие / Кокшарова, Н.Ф - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. - 104 с.
12. Маслова, В. А. Лингвистический анализ текста. Экспрессивность : учебное пособие / В. А. Маслова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 201 с.
13. Мулькеева, В.О. Речевые стратегии конфликта и факторы, влияющие на их выбор: диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. - Санкт-Петербург, 2005. - 176 с.
14. Рубцова, А. С. Речевое поведение личности в экстремальной ситуации (на материале англоязычной художественной литературы) // Rhema. Рема. - 2012. - №4. - С.61-69.
15. Садохин, А. П. Введение в межкультурную коммуникацию:
монография / А. П. Садохин. - Москва : Гардарика, 2015. - 262 с...40