Введение. 3
Глава 1. История линогравюры.6
1.1 Обращение к истории линогравюры. Культурно -исторический путь
развития линогравюры. 6
1.2 Методика работы над гравюрой по линолеуму. Правила и приёмы в
технике линогравюры.Способы печати линогравюры. 21
Глава 2. Теоретическая часть. Методика проведения цикла занятий. Тема:
«Линогравюра. Декоративные цветы. 28
2.1 Методики преподавания творческих дисциплин. Цели и задачи. 28
2.2 Методика преподавания линогравюры в системе дополнительного
художественного образования. 32
Глава 3. Методическая часть. Предложение по разработке учебно -
методического пособия. 46
3.1 Понятие мастер-класса. 46
3.2 Методическая разработка по теме: «Мастер-классов по созданию
линогравюры" 54
Заключение. 65
Список использованной литературы.
Приложение.
Линогравюра - гравюра, то есть отпечаток с рисунка, вырезанного на
линолеуме или на сходном с ним пластическом материале. Вообще создание
линогравюры - это поистине интересное занятие.
Причин, по которым я решил а обратиться к данной тематике
несколько.Линогравюра как графическая техника очень привлекательна для
художников, благодаря своим отличительным качеством, выделяющим её
среди других видов эстампа, таким, как ясность, выразительность и лаконизм
художественного языка. Одно из главных его достоинств - возможность
печатания с одной доски большего, по сравнению с другими техниками,
количества оттисков. Поэтому в своей работе я остановлю свое внимание на
технике линогравюры, на использовании и специфики подготовительного
материала, правил и приемов в техник е линогравюры, способов печати
линогравюры, а также расскажу о ее истории возникновения в российском и
зарубежном изобразительном искусстве, остановлюсь на этапах создания
линогравюр. Так же постараюсь рассмотреть особенности становление
графических умений школьников, рассмотреть методические рекомендации по
линогравюре.
Во-первых, с данным видом искусства я знакомил ась ещё в
художественной школе, на уроках графики и мне очень понравился
сампроцесс вырезания на линолеуме различных картинок разными фактурами .
Во-вторых, в процессе обучения, в ходе выполнения учебных заданий,
мне неоднократно приходилось использовать подготовительный материал,
наработанный на пленэрной практике...
В работе в первой главе раскрывается такое понятие, как «эстамп», то есть
имеющий самостоятельное значение графический лист, а также историю развития
линогравюры. Вторая глава содержит информацию о разновидностях гравюры и о
работе над гравюрой по линолеум у. Существует всего три вида гравюр - на
дереве, на металле или камне, на линолеуме. Но эти виды делятся ещё на
подвиды. Гравюра на дереве может быть продольная или обрезная и торцовая.
Гравюра на металле - офорт включает в себя множество разновидностей. В ообще
- это изображение, нанесённое на медную или цинковую пластинку, покрытую
кислотоупорным грунтом темного цвета. Рисунок процарапывается иглами
разной толщины, после чего травят в кислоте. Другой вид офорта - «сухая игла».
Здесь изображение процарапыва ется на доске, лишённой грунта, и затем не
подвергается травлению. При чем, нужно учитывать, что и гравюра на линолеуме,
и на дереве, и на металле может быть напечатана тремя способами: высокая
печать, глубокая и плоская.
Для работы над гравюрой необходимы линолеум, резцы или штихеля, валик,
краски и бумага, а также такие подсобные средства, как ножи, стекло, олифа и др.
Самый ответственный этап работы - это создание эскиза. Эскиз должен быть
хорошо продуман и проработан, обязательно нужно разобрать, где бу дет свет, а
где - темные места. Желательно сделать это черными красками или хотя бы
карандашом. Далее необходимо эскиз перевести на линолеум. Переведенныйрисунок нужно обвести тушью, чтобы он не стерся в процессе работы. Тонкие
линии обводятся пером, а большие черные пятна закрашиваются кистью.
Переводя рисунок, надо помнить, что все, изображенное на линолеуме, при
печати получится в обратном, «зеркальном» изображении. Углубления на
линолеуме делаются штихелями - резцами различных профилей и размеров
(грабштихель, мессерштихель, шпицштихель, болтштихель, флахштихель,
фаденштихель, тонштихель). Половина успеха в гравировании зависит от остроты
резца...