Актуальность исследования. В последние десятилетия
в российском обществе предпринимаются активные действия, направленные на возрождение духовной культуры, в том числе и ключевой ее
составляющей – религиозного сознания, о путях и направлениях обновления которого ведутся оживленные дискуссии. Это актуализирует философскую рефлексию свершившихся трансформаций религиозного
сознания в контексте отечественной культуры. В истории культуры известны переломные моменты, когда предпринимались попытки трансформации религиозного сознания, в том числе и те, результаты которых
были далеки от изначальных целей трансформации.
Рассмотрение религиозного сознания в переломные моменты развития дает также широкие возможности для изучения самого сознания:
именно в эти периоды структура религиозного сознания, способы и направленность его изменения, становятся наиболее очевидными. Особую
значимость в плане анализа религиозного сознания имеет исследование
сакральных, в том числе богослужебных, текстов: объектом научных
изысканий сакральный текст делает не только то, что он содержит основные элементы характерного для данной религии сознания, но и возможность верификации полученных научных результатов, благодаря
разработанности семиотической методологии.
Анализ сакрального текста дает возможности не только для изучения структур религиозного сознания, но и для понимания процессов
трансформации этого сознания, в случаях, когда объектом исследования
становится текст в аспекте его изменения. Это позволяет системно представить как процесс, так и направленность трансформации религиозного
сознания. Примером серьезных и масштабных изменений богослужебного текста является литургическая реформа патриарха Никона
(1653–1666 гг.), которая по своей масштабности практически не имеет
прецедента в истории Русской церкви. В результате этой реформы
в течение 10–12 лет «исправлению» подверглись все богослужебные
тексты без исключения. Реформа имела далеко идущие культурные и
социальные последствия (религиозный раскол церкви и общества
на старообрядцев и «новообрядцев»), а также во многом определила
дальнейшее развитие православного религиозного сознания в России.
Вот почему исследование влияния изменения текста на трансформацию
религиозного сознания является оптимальным именно на материале
этой реформы.
Степень теоретической разработанности проблемы. Проблемы
взаимосвязи сакрального, в том числе богослужебного, текста и религиозного сознания нередко рассматриваются как в философии, так и в других областях науки. Значение сакрального текста в различных религиях анализируется в работах Р. Н. Беллы, У. Джеймса, Б. М. Гаспарова,
А. П. Забияко, И. А. Ильина, Н. И. Толстого, В. Н. Топорова, Д. Фрэзера и
других исследователей. Связь богослужебного текста c религиозным
сознанием применительно к восточному христианству в общем виде затрагивают в своих работах В. В. Болотов, Л. П. Карсавин, А. В. Карташев,
П. М. Минин, М. Э. Поснов, Г. В. Флоровский, С. Л. Франк, В. Ф. Эрн.
Немало работ философов и богословов посвящены также конкретным
вопросам символизма в православном богослужении: это труды архиеп.
Вениамина (Краснопевкова), Н. Антонова, С. Булгакова, И. Бухарева,
Н. Никольского, А. Рудакова, и ряда других авторов. Большой интерес
вызывают православные богослужебные тексты и у современных исследователей (С. С. Аванесов, Н. К. Гаврюшин, Н. Л. Мусхелишвили). Роль
богослужебного текста в формировании религиозного менталитета и
системы ценностей в последние годы все чаще признается в рамках исторической науки: так, подчеркивается тесная связь повседневной жизни с богослужебной практикой, в особенности у крестьянства, в работах
И. В. Поздеевой, Е. В. Градобойниковой, М. М. Громыко, М. В. Гусевой,
И. В. Дергачевой, М. В. Корогодиной, Е. М. Сморгуновой, Л. Б. Сукиной,
Л. А. Тимошиной, Е. В. Шапиловой. В целом можно констатировать,
что на сегодняшний день в науке общепризнанным является наличие
тесной и непосредственной связи сакрального, в том числе богослужебного текста с религиозным сознанием, что, как мы видели, показано исследователями различных направлений. Эта общепринятая позиция находится в рамках преобладающего в последние десятилетия взгляда
на сознание как текстоцентричное, что обусловило активное развитие
герменевтической методологии, основанной на понимании сознания как
языкового.
Именно в качестве языкового понимают сознание В. Гумбольдт,
Х. Г. Гадамер, В. Дильтей, П. Рикёр, М. Хайдеггер, Ф. Шлейермахер.
В России герменевтика получила развитие в трудах как философов, так
и лингвистов. Идеи, сходные с идеями В. Гумбольдта и Ф. Шлейермахера, высказывали, в частности, Ф. И. Буслаев и А. А. Потебня, А. Ф. Лосев,
Г. Г. Шпет, П. А. Флоренский. В русле герменевтической методологии
находятся и труды ученых тартусско-московской семиотической школы
– Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского, А. Я. Гуревича, Ф. М. Гершковича,
Ю. К. Лекомцева, и диалоговый метод понимания сознания через текст,
в наибольшей степени разработанный М. М. Бахтиным, В. С. Библером,
М. Бубером. Различные методологические подходы, близкие к герменевтике, получают распространение в рамках исторической науки,
лингвистики (О. Н. Бахтина, Т. И. Вендина, Е. М. Верещагин, И. Н. Данилевский, Е. Е. Дутчак, А. М. Камчатнов, А. Л. Юрганов).