Введение 3
1 Теоретические и методические основы разработки маркетинговой стратегии
предприятия 5
1.1 Понятие и виды маркетинговой стратегии предприятия 5
1.2 Этапы разработки и реализации маркетинговой стратегии предприятия 13
2 Анализ системы маркетинговой деятельности ООО «Сочипиво» 22
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 22
2.2 Анализ маркетинговой среды и системы маркетинга ООО «Сочипиво» 29
3 Совершенствование маркетинговой стратегии ООО «Сочипиво» 37
3.1 Основные направления разработки комплекса маркетинга предприятия 37
3.2 Оценка эффективности предлагаемой маркетинговой стратегии 45
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Приложение
Большое значение изменений в стратегии развития временной компании обусловлено несовпадением целей предприятия и реальной ситуации на рынке. В связи с этим все большее значение для жизнедеятельности компании приобретает стратегическое планирование.
Применение методов стратегического управления не зависит от масштабов предприятия, но дает менеджменту возможность уверенно действовать в критической ситуации, дает уверенность в будущем компании.
В последние годы маркетинговые стратегии приобретают все большее значение. На протяжении нескольких лет в стратегический маркетинг вводилось прежде всего определение общей стратегии деятельности компании, ориентированной на будущее и рефлексирующей на внешние изменения. В последнее время основное внимание уделяется формированию рыночной эффективной организационно-управленческой системы и распределению управленческих ресурсов в соответствии с этим принципом.
Суть маркетинга в современной рыночной экономике заключается в приоретизации индивидуальных потребностей человека над всем производственным процессом предприятия. Соответственно маркетинг должен рассматриваться не в качестве отдельного элемента управления, а в качестве глобального принципа, направляющего весь процесс производственно-сбытовой деятельности компании.
Актуальность исследования заключается в том, что современный маркетинг приобретает, прежде всего, направленность, повышается научная обоснованность маркетинговых решений, краткосрочные цели и задачи все чаще основываются на долгосрочных программах развития, определяющих глобальную стратегию деятельности предприятия на рынке.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является ООО «Сочипиво».
Предметом исследования является организация маркетинговой деятельности предприятия.
Целью выпускной квалификационной работы является совершенствование маркетинговой стратегии ООО «Сочипиво».
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические и методические основы маркетинговой стратегии.
2. Провести анализ организационно-экономической деятельности ООО «Сочипиво».
3. Дать оценку маркетинговой среды и системы маркетинга предприятия.
4. Разработать направления совершенствования маркетинговой стратегии ООО «Сочипиво».
5. Провести оценку эффективности предлагаемых мероприятий.
Структура работы сформирована в соответствии с поставленной целью и определенными для ее достижения задачами исследования. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, определяется объект и предмет исследования, раскрываются цель и задачи. В первой главе рассматриваются теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия. Во второй главе проведен анализ системы маркетинга ООО «Сочипиво». В третьей главе представлены предложения по совершенствованию маркетинговой стратегии ООО «Сочипиво» и проведен расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий.
Теоретической и методической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных авторов, посвященные проблемам маркетинговой деятельности предприятия.
Что касается информационной базы исследования, то в этой связи были использованы статистические материалы различных источников, а также документация самого предприятия.
Общий объем работы составляет 56 страниц, в том числе 10 таблиц и 4 рисунка. Так же в работе использованы 2 приложения.
На сегодняшний день, руководство любым предприятием должно понимать, что никакие затраты на техническое перевооружение, ни самый квалифицированный персонал, ни огромные затраты на переподготовку и повышение квалификации сотрудников не смогут гарантировать значительный уровень производительности труда, высочайшее качество продукции. Намного более эффективным и результативным будет использование управленческих ресурсов для развития предприятия.
Поэтому сегодня жизнедеятельность любого предприятия невозможно представить активной маркетинговой деятельности. Для того, чтобы быть лидеров на рынке, грамотно использовать свои конкурентные преимущества, менеджерам и управляющим компанией необходимо применять в своей работе все имеющиеся инструменты маркетинговой деятельности.
Современная рыночная экономика предполагает большое количество различных предприятий, но ни одно из них не может обходиться без службы маркетинга. Конечно, экономисты выделают различные направления повышения эффективности деятельности предприятия, но большинство из них делают особый акцент именно на маркетинговой деятельности предприятия, на том, каким образом маркетологи занимаются разработкой и реализацией маркетинговых стратегий, и тем самым повышают эффективность и прибыльность предприятия.
Маркетинговая политика предприятия является следствием всестороннего анализа внешней и внутренней среды. Маркетинг определяет, сопровождает и контролирует продукцию компании на всем ее жизненном пути, начиная от создания и заканчивая послепродажным обслуживанием.
В результате изучения деятельности ООО «Сочипиво» нами сделаны следующие выводы:
1. ООО «Сочипиво» является экономически эффективным предприятием. За исследуемый период наблюдается рост выручки на 25%, прибыль от продаж увеличилась на 60%, чистая прибыль выросла на 77%.
2. Разработкой и осуществлением маркетинговой стратегии занимается отдела маркетинга предприятия.
3. Маркетинговый анализ показал, что целевой аудиторией компании является рынок пива Краснодарского края, основные конкуренты - «Балтика», «Сан Инбев», «Хайнекен», «Саб Миллер», «Эфес».
4. Маркетинговая деятельность ООО «Сочипиво» направлена, в первую очередь, на рекламу компании через сеть Интернет.
5. Предприятие не уделяет должного внимания взаимодействию с клиентами в процессе реализации продукции.
В целях совершенствования маркетинговой деятельности ООО «Сочипиво» нами разработаны следующие предложения:
1. Расширить сбытовую кампанию, в частности через модернизацию интернет-сайта - добавления возможности оформления заказа напрямую, минуя торговых представителей.
2. Для того чтобы ежеквартально проводить исследования покупательского спроса нами разработана анкета, по которой можно выделить отдельные сегменты потребителей и отследить изменения спроса и предпочтений покупателей.
3. Внедрить CRM-систему Битрикс24, чтобы данные от маркетинговых исследований учитывались централизованно, и можно было выстраивать более продуктивные отношения с клиентами.
4. Провести рекламную кампанию посредством размещения 5 новых рекламных вывесок, раздачи буклетов, брендированных календарей, флаеров с опросом потребителей.
Общие затраты на проведение предлагаемых мероприятий составляют 285920 рублей. Экономический эффект от внедряемых мероприятий заключается в увеличении выручки предприятия. Основываясь на отечественном и международном опыте данный комплекс мероприятий позволит увеличить объем продаж на 2-3%, а чистую прибыль компании от 381 до 740 тыс. руб.
1. Аакер, Д . А. Маркетинговые исследования: учеб. пособие / Д. А. Аакер, В. Улар. - СПб.: Питер, 2016. - 356 с.
2. Авдокушин, Е.Ф. Маркетинг в международном бизнесе. учеб. пособие / Е.Ф. Авдокушин. - М.: Дашков и К, 2015. - 328 с.
3. Альтшуллер, И. П. Стратегия и маркетинг: две стороны одной медали, или просто - о сложном: учеб. / И. П. Альтшуллер. - М.: Дело, 2017. - 434с.
4. Багиев, Г. Л. Маркетинг: учеб. для студентов вузов / Г. Л. Багиев. - СПб. : Питер, 2018. - 576 с.
5. Баззел, Р.Д. Информация и риск в маркетинге / Р.Д. Баззел, Д.Ф. Кокс, Р.В. Браун. - М.: Финстатинформ, 2017. - 496 с.
6. Баканов, М. И. Теория экономического анализа: учеб. / М. И. Баканов. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 388 с.
7. Баркан, Д. И. Управление продажами: учеб. / Д. И. Баркан. - М.: КНОРУС, 2016. - 608 с.
8. Басовский, Л. Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Л. Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 366 с.
9. Беляевский, И. К. Маркетинг: учеб. / И. К. Беляевский, Л. А. Данченок, А. В. Коротков, А. А. Романов. - М.: МЭСИ, 2016. - 388 с.
10. Виханский, О. С. Менеджмент: учеб. для студентов вузов / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - М.: Гардарики, 2015. - 528 с.
11. Горузинов, В. П. Экономика предприятия: учеб. / В. П. Горузинов, В. Д. Грибов, З. Е. Кузьменко. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 408с.
12. Дэй, Дж. Стратегический маркетинг: учеб. для студентов вузов / Дж. Дэй.
- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2016. - 640 с.
13. Коротков, А. В. Управление маркетингом: учеб. / А. В. Коротков. - М.: Юнити, 2018. - 463 с.
14. Котлер, Ф., Маркетинг: учеб. пособие / Ф. Котлер. - М.: ИНФРА - М, 2015. - 469 с.
15. Кумар, Н. Маркетинг как стратегия: учеб. / Н. Кумар. - М.: Претекст, 2018. - 342 с.
16. Любанова, Т. П. Современный маркетинг: учеб. пособие для студентов вузов / Т. П. Любанова, К. М. Повловская, А. В. Румяецев. - М.: ИКЦ «Март», 2017. - 474 с.
17. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учеб. / под ред. проф. В. А. Алексунина. - 3-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. - 716 с.
18. Морозов, Ю. П. Организация производства на предприятии: учеб. пособие для вузов / Ю. П. Морозов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 356 с.
19. Наумов, В. Н. Маркетинг сбыта: учеб. пособие / В. Н. Наумов. - СПб.: Питер, 2015. - 346 с.
20. Ноздрева, Р. Б. Маркетинг: учеб., практикум и учеб.-методический комплекс по маркетингу: учеб.-метод. пособие / Р. Б. Ноздрева, Г. Д. Крылова, М. И. Соколова, В. Ю. Гречков. - М.: Юристъ, 2018. - 568 с.
21. Орлова, Т. М. Основы маркетинга: учеб. / Т. М. Орлова, А. П. Горохова. - М.: ИНФРА - М, 2017. - 319 с.
22. Перова, К. С. Анализ и диагностика хозяйственной деятельности предприятия: учеб. / К. С. Перова. - СПб.: СПбУЭФ, 2017. - 525 с.
23. Романов, А. Н. Маркетинг: учеб. / А. Н. Романов. - М.: ЮНИТИ, 2017. - 446 с.
24. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. для студентов вузов / Г. В. Савицкая. - Мн.: ИП «Экоперспектива», 2017. - 672 с.
25. Сребник, Б.В. Маркетинг / Б.В. Сребник. - М.: Высшая школа, 2019. - 360 с.
26. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический маркетинг: учеб. / Р. А. Фатхутдинов. - М.: Юнити-Дана, 2017. - 640 с.
27.Черняховская, Т. Н. Маркетинговая деятельность предприятия: теория и практика: учеб. для студентов вузов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2017. - 533 с.
28. Шмелев Н. А. Стратегический маркетинг: учеб. пособие / Н. А. Шмелев. - М.: МФПА, 2017. - 377 с.
29. Шонесси, Дж. Конкурентный маркетинг. Стратегический подход / Дж. Шонесси. - М.: Питер, 2018. - 242 с.
30.Эванс, Дж.Р. Маркетинг / Дж.Р. Эванс, Б. Берман. - М.: Экономика, 2015. - 352 с.