Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лингвостилистические особенности создания психологического портрета героя в кинодискурсе (на материале кинофильма «The Picture of Dorian Grey»)

Работа №174261

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы55
Год сдачи2023
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ КИНОДИСКУРСА ...5
1.1. Кинодискурс и его структурные составляющие 5
1.1.1. Определение кинодискурса и его классификация 5
1.1.2. Структурные компоненты кинодискурса 10
1.1.3. Кинодискурс как интерпретация художественного
произведения 12
1.2. Особенности создания образа персонажа кинодискурса 14
1.2.1. Психологические типы личностей героев 14
1.2.2. Лингвистические и нелингвистические средства создания образа
героя 18
1.3. Речевая характеристика героя 22
1.4. Аудиовизуальные средства создания портрета героя 25
1.4.1. Психологические типы личностей 29
Выводы по первой главе 31
Глава 2. АНАЛИЗ ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ГЕРОЯ В КИНОДИСКУРСЕ «THE PICTURE OF DORIAN GREY» 34
2.1. Средства создания образа героя Оскаром Уайльдом в романе 36
2.2. Лингвостилистические средства создания психологического портрета
Лорда Генри Уоттона 38
2.3. Психологический тип личности Лорда Генри Уоттона 45
Выводы по второй главе 46
Заключение 48
Список использованной литературы 49


Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию лингвостилистических средств, создающих психологический портрет персонажей на материале кинодискурса «The Picture of Dorian Grey».
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что в настоящее время интерес к экранизациям литературных произведений быстро возрастает. Следовательно, и важно изучение передачи полноты как самого смысла, заложенного автором, так и способов раскрытия портретов персонажей со страниц оригинального текста. Для этого в кинематографе используются определенные лингвостилистические средства с целью максимального приближения к оригинальности характера персонажа, его внешности и психологического портрета в целом. Кинодискурс в качестве экранизации художественного произведения должен быть не только существенно приближенным к первоисточнику, но также необходимо, чтобы он был интересен и понятен реципиенту, поэтому исследование кинодискурса является важным.
Объектом исследования в данной работе выступает психологический портрет персонажа кинодискурса «The Picture of Dorian Grey».
Предмет исследования - лингвостилистические особенности создания портрета героя в кинодискурсе.
Цель работы - выявить особенности создания психологического портрета героя с помощью различных лингвостилистических средств в кинодискурсе «The Picture of Dorian Grey».
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
• изучить структурные элементы и классификацию кинодискурса;
• рассмотреть лингвостилистические средства, применяемых к созданию психологического портрета героя в кинодискурсе;
• изучить особенности создания психологического портрета персонажа;
• обозначить психологические типы личностей человека;
• исследовать особенности переработки литературного кинематографическую экранизацию;
• провести анализ лингвостилистических средств создания психологического портрета Лорда Генри Уоттона.
Материалом исследования выступает кинодискурс англоязычного фильма «The Picture of Dorian Grey» режиссёра Оливера Паркера, снятый в 2009 году по мотивам одноименного романа Оскара Уайльда «The Picture of Dorian Grey».
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы: метод наблюдения, методы теоретического анализа и синтеза, метод контекстуального и лингвостилистического анализа текста, метод сплошной выборки.
Методологической базой исследования послужили теоретические работы отечественных ученых Г.Г. Слышкина, М.А. Ефремовой, Ю.М. Лотмана А.Н. Зарецкой, Т. Салахиевой-Талал, В.Ю. Хартунга и А.В. Шевченко.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Во введении рассматривается тема настоящего исследования, определяются цели, задачи и методы, обосновывается актуальность.
В первой главе «Теоретические основания изучения кинодискурса» определяется значение кинодискурса, психологического портрета и лингвостилистических средств, а также изучается их классификация, обозначаются особенности переработки литературного текста в экранизацию. Так как объектом исследования выступает психологический портрет героя, то были рассмотрены психологические типы личностей с точки зрения психологии.
Во второй главе «Анализ лингвостилистических средств создания психологического портрета героя кинодискурса «The Picture of Dorian Grey»» проводится лингвостилистический анализ материала и выявляются его особенности, проводится описание характеристики психологического портрета героя в кинодискурсе.
В заключении подводятся итоги проведенной работы по достижению цели и осуществлению поставленных задач.
Апробация работы: Результаты исследования были представлены в виде доклада на тему «Лингвостилистические особенности создания портрета героя в кинодискурсе» на 12-й Всероссийской студенческой научно-практической конференции (с международным участием) «Мультикультурный мир: проблемы прикладных наук и коммуникаций», прошедшей 22 мая 2023 года с последующей публикацией статьи.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведённого исследования были изучены теоретические основы кинодискурса, психологического портрета персонажа и лингвостилистических средств создания портрета.
Благодаря теоретическому исследованию было выявлено определение кинодискурса, его структурные компоненты, особенности и функции. Так как кинодискурс является экранизацией литературного произведения, то были определены основные положения интерпретации книги на экран при помощи языка кинематографа.
Было рассмотрено явление психологического портрета, которое является отражением как внешнего, так и внутреннего мира персонажа в совокупности. В работе была представлена классификация психологических портретов и обозначены особенности каждого из них.
Психологический портрет героя создается посредством лингвистических и нелингвистических средств, которые также были рассмотрены в данной работе.
На базе представленной в первой главе классификации лингвостилистических средств была выполнена практическая работа. Результатом проведенного исследования является выявление лингвостилистических средств, которые применяются к созданию психологического героя Лорда Генри Уоттона в кинодискурсе. К ним относятся хиазм, метафора, лексический повтор, антитеза, эпитет и ирония.
Наиболее распространенным лингвостилистическим средством является хиазм, а также лексический повтор. При помощи данных приемов выражается образность персонажа, его характер и отражение философии, которую герой утверждает в качестве жизненного принципа


1. Айзенк Г.Ю. Структура личности. — СПб.: Ювента; М.: КСП+, 1999. — 464 с.
2. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1958. — 462 с.
3. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981 — 325 с.
4. Григорьянц Е.И. Книга в контексте современной культурной коммуникации // Книга: исследования и материалы. Сб. 82. М., 2004. —С.51-59.
5. Головня А.Д. Мастерство кинооператора М.: Искусство 1965. — 240 с.
6. Горюнова Н.Л. Художественно-выразительные средства экрана М.; 2000. — 254 с.
7. Горшкова В.Е. Перевод в кино. Иркутск: ИГ- ЛУ, 2006. — 278 с.
8. Кабанова И.В. Зарубежная литература XX века: практические занятия/ Под ред. И.В. Кабановой. - М.: Флинта Наука, 2009. - 314 с.
9. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1997. — 304 с.
10. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: Изд- во РХГА, 2006. — 384 с.
11. Коржова Е.Ю. Путеводитель по жизненным ориентациям: Личность и ее жизненный путь в художественной литературе. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2004. — 468 с.
12. Маслова Н.Н. Виды кинопересказа литературного текста М.:Искусство. СПб., 2010.- 159 с.
13. Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: курс лекций. М.: Академия, 2004. - 193 с.
14. Мильдон В.И. Другой Лаокоон, или О границах кино и литературы: эстетика экранизации / В.И. Мильдон. - М.: РОССПЭН, 2007. - 223 с.
15. Познин В.Ф. Изобразительное решение аудиовизуального произведения - учебное пособие:/ Санкт-Петербургский гуманитарный ун-т профсоюзов, Фак. искусств, Каф. режиссуры мультимедиа; сост.: под общ. ред. Сошникова В.Д.- Санкт-Петербург: СпбГУП, 2007. — 201с.
16. Соколянский М.Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества / Соколянский М.Г. - К., Одесса: Лыбидь, 1990. -121 с.
17. Тишунина Н.В. Западноевропейский символизм и русская литература последней трети XIX - начала XX века. - СПб.: ЛОИУУ, 1994. - С. 101.
18. Уайльд О. Портрет Дориана Грея. - М.: Эксмо, 2011. - С. 288.
19. Юнг К.Г. / Психика: структура и динамика; [пер.: Спектор А. А.]. - Москва: АСТ; Минск: Харвест, 2005. — 414 с.
Словари:
20. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.]; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва:АСТ; Санкт- Петербург: Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.
21. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов, Назрань: Пилигрим, 2010.- 488 с.
22. Лингвистический энциклопедический словарь / [Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. энцикл.", Ин-т языкознания АН СССР]; Гл. ред. В. Н. Ярцева. - Москва: Сов. энцикл., 1990. - 682с.
23. Психология в кино: создание героев и историй / Татьяна Салахиева- Талал. - Москва: Альпина нон-фикшн, 2019. - 347 с.
Учебники и учебные пособия:
24. Акимова О.В. Этика и эстетика Оскара Уайльда: Учебное пособие/ Акимова О.В.; под ред. Дьяконовой Н.Я. - СПб.: Алетейя, 2008. — 157с.
25. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов; Москва: Флинта, 2002. — 201 с.
26. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / учеб. пособие / Ю. М. Лотман. - Таллин: ЭэстиРаамат, 1973. - 137 с.
27. Приходько В.К. / Выразительные средства языка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с.
28. Соколова Е.К. Экранизация классической литературы. Проблема соотношения литературы и кино. Русский язык и литература для школьников, 2008.- № 6.-С. 40-45.
29.Зарецкая А.Н. Особенности реализации подтекста в кинодискурсе: Челябинск, 2010. — 180 с.
Авторефераты и диссертации:
30. Духовная Т.В. Субтитры как элемент кинодискурс: лингвистический и паралингвистический аспекты: дис. ... канд. филол. наук. -Краснодар,
2018. -215 с.
31. Иванова Е.Б. Интертекстуальные связи в художественных фильмах: дис. ... канд. филол. наук / Иванова Екатерина Борисовна. - Волгоград, 2001. - 178 с.
32. Интертекстуальные связи в художественных фильмах: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.02.19 / Волгогр. гос. пед. ун-т.- Волгоград, 2001. -16 с.
33. Назмутдинова С. С. Гармония как переводческая категория (на материале русского, английского, французского кинодискурса):21 автореф. дис. ... канд. филол. наук / Назмутдинова Светлана Сергеевна. - Тюмень, 2008. - 18 с.
34. Самкова М.А. Кинотекст и кинодискурс: к проблеме разграничения понятий / М.А. Самкова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2011. - Вып. 1(8). - С. 135-137.
35. Слышкин Г. Г. Кинотекст (опыт лингвокультурологического анализа) [Текст]: учеб. пособие / Г. Г. Слышкин, М. А. Ефремова. - М.: Водолей Publishers., 2004. - 153 с.
36. Титова С.В. Лингвопоэтическая значимость словосочетания в описания внешности персонажа. Автореф. дис. ...канд. филол. наук. М., 1989.¬271 с.
Статьи из сборников научных трудов и материалов конференции:
37. Анисимова Е.Е. О целостности и связности креолизованного текста (к постановке проблемы) // Филол. науки. - 1996. - № 5. - С. 74-84.
38. Виноградов В. В. Язык художественного произведения. «Вопросы языкознания» №5, 1954. - С. 14-16.
39.Зайченко С.С. Некоторые особенности кинодискурса как знаковой системы // Филологические науки. Вопросы теории практики. Тамбов: Грамота, 2011- С. 82-86.
40. Козлов Л.К. О некоторых вопросах истории киноязыка // Что такое язык кино / ВНИИ киноискусства Госкино СССР. - М.: Искусство, 1989. - С. 57-77.
41. Лавриненко И. Н. Критерии классификации кинодискурса [Текст] /И. Н. Лавриненко // Дискурсология: семантика и прагматика. - 2012.- С. 41-44.
42. Федотова И.П. Структура лингвистической системы фильма // Вестник 2016 Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2016. - С. 252-256.
43. Хартунг В.Ю., Шевченко А.В. Речевая характеристика персонажа на различных уровнях текста как средство интерпретации художественного образа (на материале произведений Р. Даля) - Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Нижний Новгород: Научно-издательский центр «Открытое знание», 2019.-С.47-57.
Электронные ресурсы:
44.Овечкина Е.А., Васильева С.С. Речевая характеристика персонажа как средство создания художественного образа // Вестник Волго- Modern Studies of Social Issues 2022. Серия 8: Литературоведение. Журналистика.
2019. -С.18-22.[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://soc- journal.ru.
45. Уайльд О. Критик как художник [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://e-libra.ru/read/352691-kritikkak-hudozhnik.html
46. The Picture of Dorian Grey (2009): [Кинофильм] - Режим доступа: https://lenglish.ru/filmy/dorian-grei-na-anglijskom- yazykessubtitrami/?ysclid=lj2hoegd8463811193


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ