Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ КИНОДИСКУРСА ...5
1.1. Кинодискурс и его структурные составляющие 5
1.1.1. Определение кинодискурса и его классификация 5
1.1.2. Структурные компоненты кинодискурса 10
1.1.3. Кинодискурс как интерпретация художественного
произведения 12
1.2. Особенности создания образа персонажа кинодискурса 14
1.2.1. Психологические типы личностей героев 14
1.2.2. Лингвистические и нелингвистические средства создания образа
героя 18
1.3. Речевая характеристика героя 22
1.4. Аудиовизуальные средства создания портрета героя 25
1.4.1. Психологические типы личностей 29
Выводы по первой главе 31
Глава 2. АНАЛИЗ ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ГЕРОЯ В КИНОДИСКУРСЕ «THE PICTURE OF DORIAN GREY» 34
2.1. Средства создания образа героя Оскаром Уайльдом в романе 36
2.2. Лингвостилистические средства создания психологического портрета
Лорда Генри Уоттона 38
2.3. Психологический тип личности Лорда Генри Уоттона 45
Выводы по второй главе 46
Заключение 48
Список использованной литературы 49
Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию лингвостилистических средств, создающих психологический портрет персонажей на материале кинодискурса «The Picture of Dorian Grey».
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что в настоящее время интерес к экранизациям литературных произведений быстро возрастает. Следовательно, и важно изучение передачи полноты как самого смысла, заложенного автором, так и способов раскрытия портретов персонажей со страниц оригинального текста. Для этого в кинематографе используются определенные лингвостилистические средства с целью максимального приближения к оригинальности характера персонажа, его внешности и психологического портрета в целом. Кинодискурс в качестве экранизации художественного произведения должен быть не только существенно приближенным к первоисточнику, но также необходимо, чтобы он был интересен и понятен реципиенту, поэтому исследование кинодискурса является важным.
Объектом исследования в данной работе выступает психологический портрет персонажа кинодискурса «The Picture of Dorian Grey».
Предмет исследования - лингвостилистические особенности создания портрета героя в кинодискурсе.
Цель работы - выявить особенности создания психологического портрета героя с помощью различных лингвостилистических средств в кинодискурсе «The Picture of Dorian Grey».
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
• изучить структурные элементы и классификацию кинодискурса;
• рассмотреть лингвостилистические средства, применяемых к созданию психологического портрета героя в кинодискурсе;
• изучить особенности создания психологического портрета персонажа;
• обозначить психологические типы личностей человека;
• исследовать особенности переработки литературного кинематографическую экранизацию;
• провести анализ лингвостилистических средств создания психологического портрета Лорда Генри Уоттона.
Материалом исследования выступает кинодискурс англоязычного фильма «The Picture of Dorian Grey» режиссёра Оливера Паркера, снятый в 2009 году по мотивам одноименного романа Оскара Уайльда «The Picture of Dorian Grey».
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы: метод наблюдения, методы теоретического анализа и синтеза, метод контекстуального и лингвостилистического анализа текста, метод сплошной выборки.
Методологической базой исследования послужили теоретические работы отечественных ученых Г.Г. Слышкина, М.А. Ефремовой, Ю.М. Лотмана А.Н. Зарецкой, Т. Салахиевой-Талал, В.Ю. Хартунга и А.В. Шевченко.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Во введении рассматривается тема настоящего исследования, определяются цели, задачи и методы, обосновывается актуальность.
В первой главе «Теоретические основания изучения кинодискурса» определяется значение кинодискурса, психологического портрета и лингвостилистических средств, а также изучается их классификация, обозначаются особенности переработки литературного текста в экранизацию. Так как объектом исследования выступает психологический портрет героя, то были рассмотрены психологические типы личностей с точки зрения психологии.
Во второй главе «Анализ лингвостилистических средств создания психологического портрета героя кинодискурса «The Picture of Dorian Grey»» проводится лингвостилистический анализ материала и выявляются его особенности, проводится описание характеристики психологического портрета героя в кинодискурсе.
В заключении подводятся итоги проведенной работы по достижению цели и осуществлению поставленных задач.
Апробация работы: Результаты исследования были представлены в виде доклада на тему «Лингвостилистические особенности создания портрета героя в кинодискурсе» на 12-й Всероссийской студенческой научно-практической конференции (с международным участием) «Мультикультурный мир: проблемы прикладных наук и коммуникаций», прошедшей 22 мая 2023 года с последующей публикацией статьи.
В результате проведённого исследования были изучены теоретические основы кинодискурса, психологического портрета персонажа и лингвостилистических средств создания портрета.
Благодаря теоретическому исследованию было выявлено определение кинодискурса, его структурные компоненты, особенности и функции. Так как кинодискурс является экранизацией литературного произведения, то были определены основные положения интерпретации книги на экран при помощи языка кинематографа.
Было рассмотрено явление психологического портрета, которое является отражением как внешнего, так и внутреннего мира персонажа в совокупности. В работе была представлена классификация психологических портретов и обозначены особенности каждого из них.
Психологический портрет героя создается посредством лингвистических и нелингвистических средств, которые также были рассмотрены в данной работе.
На базе представленной в первой главе классификации лингвостилистических средств была выполнена практическая работа. Результатом проведенного исследования является выявление лингвостилистических средств, которые применяются к созданию психологического героя Лорда Генри Уоттона в кинодискурсе. К ним относятся хиазм, метафора, лексический повтор, антитеза, эпитет и ирония.
Наиболее распространенным лингвостилистическим средством является хиазм, а также лексический повтор. При помощи данных приемов выражается образность персонажа, его характер и отражение философии, которую герой утверждает в качестве жизненного принципа