Введение 3
1 Инициатива «Один пояс-один путь» на Ближнем Востоке 5
1.1 История отношений Китая со странами Ближнего Востока 5
1.2 Основные цели и принципы стратегии 11
2 Особенности стратегии КНР на Ближнем Востоке 20
2.1 Экономическое сотрудничество 20
2.2 Военно-политическое присутствие Китая на Ближнем Востоке 29
2.3 Потенциальные риски и вызовы для Китая в регионе Ближний
Восток 33
Заключение 37
Список использованных источников 39
Приложение А 43
Актуальность исследования. Ближний Восток играет ключевую роль в глобальной политике и экономике, являясь критически важным регионом из-за своего геополитического положения, обилия энергетических ресурсов, а также сложной сети политических и религиозных конфликтов. В контексте стратегии "Один пояс - один путь" Ближний Восток представляет особый интерес для Китая, так как на этом регионе сходятся множество его стратегических целей и амбиций.
Энергетическая безопасность - один из ключевых аспектов интересов Китая на Ближнем Востоке. Регион Ближнего Востока является крупнейшим производителем нефти и природного газа, что делает его важным для обеспечения энергетической безопасности Китая. Поэтому стратегическое партнерство с основными производителями энергоресурсов на Ближнем Востоке имеет для Китая огромное значение.
Другим важным аспектом является расширение экономического влияния. Ближний Восток представляет большой потенциал для развития торгово-экономических отношений с Китаем. Реализация проектов по инфраструктурному и транспортному сотрудничеству в контексте инициативы "Один пояс - один путь" может открыть для Китая новые рынки сбыта и обеспечить доступ к ресурсам и инвестициям.
Таким образом, актуальность Ближнего Востока для интересов стратегии КНР "Один пояс - один путь" связана с его значимостью как источника энергетических ресурсов, перспективами развития экономического сотрудничества, а также его влиянием на глобальную политику и безопасность.
Однако еще стоит отметить то, что, разрабатывая политику и стратегию в отношении этого региона, Китай сталкивается с различными вызовами, включая нестабильность региона, контроль над энергетическими ресурсами, расширение экономического влияния и привлечение новых рынков для своих товаров и услуг. В данной работе автор рассматривает, каким образом планирует действовать Китай в отношении стратегии "Один пояс - один путь" в контексте своих интересов на Ближнем Востоке, а также какие вызовы и возможности предстоят на пути реализации данной стратегии.
Цель исследования: влияние стратегии "Один пояс - один путь" на интересы и стратегию Китая на Ближнем Востоке.
Задачи:
1. Проанализировать основные компоненты и принципы стратегии "Один пояс - один путь" Китая.
2. Изучить актуальные политические, экономические и геополитические факторы на Ближнем Востоке, влияющие на интересы Китая.
3. Определить основные вызовы и возможности, с которыми сталкивается Китай при реализации своей стратегии на Ближнем Востоке.
Эмпирическая база:
- Труды зарубежных и отечественных ученых в области политологии, международных отношений, в том числе, монографии, статьи, научноисследовательские работы;
- Данные Российских и зарубежных интернет-библиотек;
- Новостные события отечественных и зарубежных СМИ;
- Официальные информационные порталы международных организаций.
Методология исследования. Методологию исследования составили совокупность институционального метода, исторического метода, метода системного анализа, метода анализа статистических данных, контент-анализа, метода прогнозирования и др.
Объект исследования: стратегия Китая "Один пояс - один путь" на Ближнем Востоке.
Предмет: влияние интересов и стратегии Китая на региональную динамику на Ближнем Востоке, в контексте инициативы "Один пояс - один путь".
В заключение исследования можно отметить, что отношения между Китаем и странами Ближнего Востока в рамках инициативы "Один пояс-один путь" представляют собой сложный и многофакторный процесс, который оказывает значительное влияние на геополитическую карту региона.
Анализируя экономические, политические и социокультурные аспекты сотрудничества, можно сделать вывод о том, что существует значительный потенциал для углубления взаимовыгодного партнерства между Китаем и странами Ближнего Востока. Экономические выгоды, инфраструктурные проекты и обмен опытом способствуют укреплению связей и расширению сотрудничества в различных областях.
Однако, необходимо учитывать ряд вызовов и препятствий, таких как политическая нестабильность, а также культурные различия, которые могут затруднить полноценное развитие отношений между сторонами. Кроме того, конкуренция с другими мировыми державами за влияние в регионе также играет свою роль в формировании динамики сотрудничества.
Так же следует отметить ряд ключевых моментов:
1. Инициатива ОПОП выступила как значимый вектор внешней политики КНР с экономическими и стратегическими импликациями. Проекты, реализуемые в рамках инициативы на Ближнем Востоке, способствуют расширению торговых связей, созданию инфраструктурных объектов и усиливают геополитическое присутствие Китая в регионе.
2. Ближний Восток, обладая значительными энергоресурсами и
стратегическим расположением, занимает ключевое место в стратегии расширения глобального влияния Китая через ОПОП. Это сотрудничество выгодно обеим сторонам: КНР обеспечивается доступ к энергетическим ресурсам и новым рынкам, в то время как страны региона получают инвестиции в инфраструктуру и экономику.
3. Инвестиции КНР в экономику и инфраструктуру стран Ближнего Востока
способствовали значительным социально-экономическим преобразованиям в этих странах, но также привели к усилению зависимости от китайского финансирования и технологий.
4. Обеспокоенность западных стран по поводу усиливающегося влияния КНР на Ближнем Востоке, особенно в контексте традиционного доминирования США в регионе, обостряет геополитическую конкуренцию и подчеркивает необходимость балансирования интересов в глобальной политике.
5. Исследование продемонстрировало, что проекты ОПОП на Ближнем
Востоке имеют не только экономические, но и стратегические аспекты, что свидетельствует о комплексном подходе Китая к наращиванию своего влияния в регионе.
В заключение можно отметить, что инициатива "Один пояс - один путь" активно переформатирует геополитические и экономические реалии Ближнего Востока, повышая роль Китая как ключевого игрока на международной арене. Оставшиеся проблемы и вызовы требуют дальнейшего наблюдения и анализа, поскольку ситуация продолжает развиваться. Дипломное исследование подчеркнуло динамичность мировой политики и важность осмысления новых тенденций в глобализирующемся мире.
1. Базанова, Е. А. Основные этапы сотрудничества КНР с арабскими странами Ближнего Востока в 1980-2010 гг. / Е. А. Базанова // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. - 2011. - №4. - С. 84-93.
2. Бюллетень «Перспектив развития мировой экономики» // МВФ :
официальный сайт. - URL:
https://www.imf.org/ru/Publications/WEO/Issues/2024/01/30/world-economic- outlook-update-january-2024 (дата обращения 07.04.2024).
3. В Пекине состоялось заседание круглого стола 2-го Форума
высокого уровня по международному сотрудничеству в рамках Пояса и пути // Портал «Пояс и путь» : [сайт]. - 2019. - 28 апреля. - URL: https://rus.yidaiyilu.gov.cn/news/focus/88360.htm (дата обращения:
03.04.2024).
4. Выступление председателя КНР Си Цзиньпина в Совете
народных представителей Индонезии. // Портал «Пояс и путь» : [сайт]. -
2019. - URL: https://rus.yidaiyilu.gov.cn/ydylzt.htm (дата обращения:
03.04.2024).
5. Глазунов, О. Н. Особенности и приоритеты внешней политики Китая в странах Ближнего Востокам / О. Н. Глазунов, А. Л. Савченко // Общество: политика, экономика, право. - 2018. - №3. - С. 22-26.
6. Дикарев, А. Д. Круглый стол «Стратегия Китая в XXI веке». Россия и мир / А. Д. Дикарев // Вестник Дипломатической академии МИД России. - 2017. - №3 (13). - С. 13-14.
7. Дорожная карта «Одного пояса, одного пути» // Портал «Пояс и путь» : [сайт]. - 2019. - URL: https://rus.yidaiyilu.gov.cn/ydylzt.htm (дата обращения: 03.04.2024).
8. Евроазиатский транспортный коридор (проект ТРАСЕКА) //
МИД РФ : Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. -
URL: https: //www. mid.ru/foreign_policy/economic_diplomacy/ism_communicatio n/- /asset_publisher/fajfwCb4PqDA/content/id/607688 (дата обращения:
03.04.2024).
9. Инициатива совместного строительства «Одного пояса и одного
пути»: прогресс, вклад и перспективы // Портал «Пояс и путь» : [сайт]. - 2019. - 24 апреля -
URL: https://rus.yidaiyilu.gov.cn/document/issue/87094.htm (дата обращения: 03.04.2024).
10. Карта шести экономических коридоров инициативы // Ориент :
[сайт]. - URL: https://orient.tm/iniciativa-poyasa-i-puti-evrazijskij-i/ (дата
обращения: 07.04.2024).
11. Крылов, А. В. Ближний Восток в фокусе политической аналитики: сборник научных трудов к 15-летию Центра ближневосточных исследований / А. В.Крылов, А. В.Федорченко, Д. А.Марьясис, Н. М.Сорокина // Московский Государственный Институт Международных Отношений МИД России, институт международных исследований; Центр ближневосточных исследований. — 2019. — С. 548.
12. Лапчук, К. А. Китай и Ближний Восток в рамках проекта «Один пояс, один путь» / К. А. Лапчук // Минск : БГУ. - 2018. - С. 280 - 282.
13. Мегапроект «Один пояс - один путь» отмечает десятилетие //
Kazakhstan Today : [сайт]. - 2023. - 08 августа. - URL:
https://www.kt.kz/rus/authors_column/megaproekt_odin_poyas_- _odin_put_otmechaet_desyatiletie_1377954227.html (дата обращения:
25.04.2024).
14. О китайской инициативе «Один пояс, один путь // МИД РФ :
Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. - 2021. - 17 февраля. -
URL: https://www.mid.ru/ru/activity/coordinating_and_advisory_body/head_of_su bjects_council/materialy-o-vypolnenii-rekomendacij-zasedanij-sgs/xxxvi- zasedanie-sgs/1767163/ (дата обращения: 17.04.2024).
15. Один пояс - один путь // НИУ «Высшая Школа Экономики» : Официальный сайт. - URL: https://globalcentre.hse.ru/OBOR (дата обращения: 12.03.2024)....28