Введение ……………………………………………………………………….….3
ГлаваI.Теоретические основы исследования градационных конструкций в
лингвистике………………………………………………………………………..7
1.1. Понятия градации и градационных конструкцийв лингвистике………7
1.2. Средства выражения градационных отношений в русском языке…….10
1.3. Поздравление как речевой жанр………………...........………………...22
1.4. Тематика поздравлений в русской речевой культуре…………………27
Выводы по главе I……………………………………………………….……...32
Глава II. Анализ градационных конструкций речевого жанра поздравления
(на примере текстов поздравлений с Новым годом и днём
рождения)……………………………………………………………………...…35
2.1. Языковые особенности речевого жанра поздравления в русской
языковой картине мира………..………………...……………………..….........35
2.2. Градационные конструкции в текстах поздравлений с Новым
годом………………….………..…………......……………………………45
2.3. Градационные конструкции в текстах поздравлений с днём
рождения…..............................................................................................51
Выводы по главе II………………………………………………….….…….....61
Заключение………………………………………………………………….…..63
Список использованной литературы…………………………...…………..…68
Приложение……………………………………………………………..…………
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению
особенностей градационных конструкций, использующихся в речевом жанре
письменного поздравления.
В настоящее время в лингвистических исследованиях наблюдается
интерес к изучению различных аспектов так называемой «живой»
коммуникации», в частности, лингвисты всё чаще обращаются к текстам,
представляющим естественную письменную русскую речь. Среди таких
текстов выделяется речевой жанр письменного поздравления.
Речевой жанр письменного поздравления широко используется в
разных лингвокультурах, поскольку является этикетным и фатическим и
играет важную роль в установлении и нормализации межличностных
отношений. В рамках русской коммуникативной культуры, как и в других
лингвокультурах, он имеет разработанную риторическую форму,
вбирающую в себя другие речевые жанры (комплимент, благопожелание и
т.д.).
Поздравления имеют характер коммуникативно-прагматической
направленности. При этом типы поздравлений, выделяемые именно на
данной основе, практически для всех культур одинаковы. Любое событие,
способное быть поводом для поздравления, формирует вокруг себя
коммуникативные потоки, структура которых во многом зависит от
специфики повода. На основании этого выделяются персональные и
групповые поводы т. е. поводы, затрагивающие конкретного человека или
общие для членов малой социальной группы (День учителя, удачное участие
организации в каком-либо конкурсе). Кроме того, выделяются общие
поводы, охватывающие всю культуру в целом, например, Новый год,
Рождество и др...
Целью данной работы было выявление и описание особенностей
градационных конструкций в речевом жанре письменного поздравления.
В первой главе, посвящённой теоретическим аспектам изучения
речевого жанра письменного поздравления, мы рассмотрели понятие
градации, проанализировали особенности функционирования градационных
конструкций в русском языке, рассмотрели понятие поздравления как
речевого жанра, проанализировали работы, в которых речевой жанр
письменного поздравления описывается в лингвистическом контексте.
Во второй главе, посвящённой анализу градационных конструкций в
текстах письменных поздравлений, мы обосновывали критерии отбора
письменных поздравлений, выявили и проанализировали градационные
конструкции, использующиеся в письменных поздравлениях.
В результате проведенного исследования мы сделали следующие
выводы:
1. Категория градуальности – универсальная языковая категория.
Сущность градационных отношений заключается в передаче меры степени,
меры действия, меры качества в сопоставлении с нормой (точкой отсчета).
2. Традиционно категория градуальности трактуется как логикосемантическая, лексико-грамматическая, лексико-семантическая. Она
включается в состав языковой категории интенсивности и коммуникативнопрагматической категории усиления. Основой выделения градационных
отношений в современной лингвистике считается наличие неравнозначных
компонентов в предложении. Неравная значимость членов градационного
ряда определяется так называемой дотекстовой сравнительной оценкой...
1. Абрамова А. Б. «Гибридные» слова с градуальной семантикой в
современном русском языке: наречия-частицы: автореф. дис. . канд.
филол. наук. М., 2004. 24 с.
2. Анисимова Т.В. О принципах классификации риторических
жанров // Речевое общение (Теоретические и прикладные аспекты
речевого общения). Специализированный вестник. – Красноярск,
2000.
3. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика,
М.: Воронеж, 2004.
4. Арутюнова Н. Д. Прагматика [Текст] / Н. Д. Арутюнова //
Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой.
– М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. – С. 389–390.
5. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. –
М.: Наука, 1988.
6. Байдуж Л. М. Конструкции с союзом «тем более что» и их место в
системе средств выражения причинно-следственных отношений (на
материале современного русского языка): автореф. дис. . канд. филол.
наук. Томск, 1983. 24 с.
7. Бакалова 3. Н. Системная организация сложносочиненных
предложений с союзами «а» и «но» и их соотносительность: автореф.
дис... канд. филол. наук. Томск, 1980. 17 с.
8. Баранов А. Н., Плунгян В. А., Рахилина Е. В. Путеводитель по
дискурсивным словам русского языка. М., 1993. 207 с.
9. Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров. М., 1996.
10.Белоглазова Е. В. Градуальная функция разноуровневых средств языка
в формировании диктумного содержания предложения: автореф. дис. .
канд. филол. наук. М., 2003. 20 с.
11.Белошапкова В. А. Современный русский язык: Синтаксис:
Учеб.пособие для филол. специальностей ун-тов. М.: Высш. шк., 1977.
248 с.
12.Беляева Е. И. Функционально-семантические поля модальности в
английском и русском языках. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та,
1985. 180 с.
13.Береговская Э. М. Система синтаксических фигур: к проблеме
градации //ВЯ№3, 2003. С. 79-91.
14.Богуславский И. М. Исследования по синтаксической семантике. М.:
Наука, 1985. 175 с.
15.Богуславский И. М. Сфера действия лексических единиц. М.: Школа
«Языки русской культуры», 1996. 460 с... 85