Введение..................................................................................................................3
Глава I. Критический реализм как художественное течение XIX века.....6
1.1. Зарождение «критического реализма», его особенности.............................6
1.2. Представители «критического реализма» во французской литературе....10
1.3. Оноре де Бальзак как представитель «критического реализма». Его роман
«Евгения Гранде»..................................................................................................13
1.4. Приёмы создания портретных характеристик.............................................17
Выводы по первой главе....................................................................................19
Глава II. Евгения Гранде как типичный представитель французского
общества XIX века...............................................................................................20
2.1.Общество города Сомюр……………………………………………………20
2.2.Семейство Гранде……………………………………………………………23
2.3. Художественные средства отображения психологического и физического
портрета Евгении Гранде......................................................................................27
2.4 Проблематика романа О. де Бальзака «Евгения Гранде»............................36
Выводы по второй главе....................................................................................38
Заключение..........................................................................................................39
Список литературы............................................................................................41
Приложение.........................................................................................................44
Первым произведением цикла «Человеческая комедия», в котором Оноре де Бальзак последовательно воплотил черты критического реализма как
целостной эстетической системы, стал роман «Евгения Гранде». Это
произведение вышло в свет в 1833 году, и во многом определило новую веху
в творческом развитии Оноре де Бальзака.
Предметом изображения в романе стала буржуазная повседневность
французского города Сомюр. Действующие лица – сомюрские обыватели,
интересы которых ограничены узким кругом каждодневных забот, мелкими
дрязгами, сплетнями да погоней за золотом. В романе представлены два
именитых семейства города, и читатель может наблюдать соперничество этих
семейств города – Крюшо и Грассенов, борющихся за руку героини романа
Евгении, наследницы многомиллионного состояния «папаши Гранде».
Однообразная жизнь семьи и города становится фоном трагедии Евгении,
трагедии нового типа – «буржуазной… без яда, без кинжала, без крови, но для
действующих лиц более жестокой, чем все драмы, происходившие в
знаменитом роде Атридов» [5, с. 24].
Данная научная работа посвящена рассмотрению приемов создания
художественного образа на примере образа Евгении Гранде в романе Оноре де
Бальзака «Евгения Гранде». В синтезе они образуют определенный образ
героини, отвечающий определённой идее, проблематике и сюжетной линии
текста.
Объект данного исследования: портрет Евгении Гранде в одноименном
романе Оноре де Бальзака.
Предмет работы: система языковых и образных средств, используемых
для создания портретной характеристики героини писателем.
Актуальность исследования: данная тема недостаточно рассмотрена в
научных исследованиях.
Отметим, что раскрытие одного, пусть и характерного образа,
невозможно без рассмотрения основ художественного стиля писателя...
В данной исследовательской работе, посвященной изучению портрета
главной героини романа Оноре де Бальзака «Евгения Гранде», были решены
задачи, стоящие перед автором высшей квалификационной работы.
Во-первых, была изучена научно-исследовательская литература,
касающаяся творчества Бальзака и, в частности, его романа «Евгения Гранде»,
входящего в цикл романов «Человеческая комедия». Теоретическую основу
исследования составляют работы, дающие обоснование литературному
направлению, к которому принадлежал Бальзак – критического реализма. В
частности, это труды С. Цвейга, Б.Г. Ремизова, Д. Д. Обломиевского.
Во-вторых, первым произведением цикла «Человеческая комедия», в
котором Оноре де Бальзак последовательно воплотил черты критического
реализма как целостной эстетической системы, стал роман «Евгения Гранде»
(1833). Этот роман основан на драматических событиях, переживаемых его
персонажами, и автор работы сделал попытку показать общую атмосферу, в
которой живёт Евгения Гранде.
Кроме того, в ходе работы были изучены труды М. Б. Храпченко, А. В.
Карельского, В. Ф. Стениной и др., в которых были исследованы творческий
метод писателя для создания характеристик наиболее ярких персонажей
произведения, к которым, несомненно, относится и Евгения Гранде.
В-третьих, автором ВКР произведена попытка раскрыть характер
Евгении Гранде. В романе представлен психологический портрет героини.
Писатель исследует противоречивую человеческую натуру в ситуациях,
требующих от героя непростого выбора. В образе Евгении реализован
принцип становления и изменения личности под влиянием жизненных
обстоятельств.
Одна из задач, стоящая перед исследователем, состояла в том, что надо
было дать описание внешнего портрета героини романа. Описание внешности
также способствовало раскрытию характера нашей героини. Во многом
внешний облик героини явился отражением ее внутренних качеств...
1. Абрамов С.Н. Литература Франции 18-19 вв. / Учебное пособие. Нижний
Новгород: – Нижегородский государственный педагогический университет,
2014. – 204 с.
2. Алябьева Л. А. Литературная профессия в Англии в XVI-XIX вв. М.:
НЛО, 2004. – 400 с.
3. Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в
западноевропейской литературе. М. – СПб.: Университетская книга, 2000. –
560 с.
4. Бальзак О. де. Собрание сочинений: в 24-х т. / пер. с фр. Ю. Верховского
/ Т. 7 – М.: Правда, 1960. – 475 с.
5. Бальзак О. де. Евгения Гранде. – СПБ.: «Лениздат», 2012. – 388 с.
6. Басин Е. Я. Искусство и личностный магнетизм: антология. – М.: Слово,
2013. – 195 с.
7. Варламова Е.А. Преломление шекспировской традиции в творчестве
Бальзака: «Отец Горио» и «Король Лир» : дис. ... канд. филол. наук. – М., 2003.
– 171 с.
8. Гинзбург Л. Я. О литературном герое. – М.: Советский писатель, 1979. –
223 с.
9. Евдокимова А.А. Концепт «счастье» в творческой интерпретации И.С.
Тургенева и О. де Бальзака // Филологические чтения ЯРГУ им. П.Г. Демидова
: материалы конф. – Ярославль : ЯРГУ, 2018. – С. 37–41.
10. Карельский А. В. Метаморфозы Орфея. Беседы по истории западных
литератур. – М.: РГГУ, 1998. Вып. 1. Французская литература XIX века. –
279 с.
11. Кожевников В. М., Николаев П. А. Литературный энциклопедический
словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752 с.
12. Литейко О.П. Бальзак и его персонажи. // Вестник Костромского
государственного университета. – № 4, 2017. – С. 34-47.
13. Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака / пер. с фр. Я. Лесюка, Н.
Немчиновой. – Киев: Вища школа, 1986. – 525 с.
14. Обломиевский Д. Д. Бальзак. Этапы творческого пути. – М.: ГИХЛ,
1961. – 590 с.
15. Реизов Б. Г. Французский роман XIX в. – М.: Высшая школа, 1977. –
313 с... 30