Введение ………………………………………………………………….............4
1. Теория вопроса
1.1.Понятие о фразеологии и фразеологизмах………………………………….6
1.2.Виды классификаций фразеологических единиц………………………….13
1.3.Фразеологические словари………………………………………………….25
Выводы…………………………………………………………………………...27
2. Фразеологизмы, характеризующие интеллектуальные
качества человека (оппозиция «умный»/ «глупый»)
2.1. Фразеологизмы, в целом характеризующие интеллектуальные
качества человека………………………………………………………………. 29
2.2.Фразеологизмы, характеризующие высокий интеллектуальный
уровень человека («умный»)……………………………………………………33
2.3.Фразеологизмы, характеризующие низкий интеллектуальный
уровень человека («глупый») …………………………………………………..37
2.4.Фразеологизмы, косвенно характеризующие интеллектуальный
уровень человека («не слишком умного и не совсем глупого»)……………..40
Выводы…………………………………………………………………………...42
Заключение……………………………………………………………………...45
Список использованной литературы………………………………………..47
Исследование фразеологизмов не случайно находится постоянно в поле
зрения лингвистов. Особый интерес к их изучению связан с исследованием
концептов и прецедентных феноменов, к которым можно отнести и
фразеологические сочетания, т.к. они были когда-то кем-то сказаны, а потом
вошли естественным путем в наш язык и в нашу речь (то же относится и к
понятию «прецедентный феномен»); они отражают человеческое
представление о наиболее ценностных и дорогих ему понятиях (это
характеризует и концепт).
Фразеологизмы изучались учеными с разных сторон. Тем не менее,
фразеологические сочетания, характеризующие человека по умственным
способностям в оппозиции «умный»/«глупый», специально не
рассматривались, хотя такие фразеологизмы – одни из наиболее часто
встречающихся в речи. Поэтому выпускная квалификационная работа
отличается определенной степенью новизны и актуальности.
Цель работы – охарактеризовать и систематизировать фразеологизмы,
определяющие умственные способности человека.
Объект и предмет исследования – фразеологизмы, характеризующие
умственные способности человека (оппозиция «умный»/ «глупый»),
отраженные во фразеологических словарях.
Материал работы – фразеологизмы, характеризующие человека по
умственным способностям, зафиксированные во «Фразеологическом словаре
русского языка» под ред. А.И. Молоткова (свыше 500 фразеологических
сочетаний).
Задачи работы.
1. Выписать все фразеологизмы, обозначающие умственные способности
человека, зафиксированные во «Фразеологическом словаре русского языка»
А.И. Молоткова, и представить их характеристику...
В выпускной квалификационной работе рассмотрен большой и важный
раздел русского языка – фразеология, дано ее понятие и понятие
фразеологизмов, представлены их различные классификации, обращено
внимание на связь фразеологизмов с такими понятиями, как реминисценции,
прецедентные феномены и концепт, сделана попытка систематизации и
описания фразеологизмов, характеризующих интеллектуальные качества
человека (в оппозиции «умный» /«глупый»).
Для этого были привлечены теоретический и практический материал,
толковые и фразеологические словари (в первую очередь
«Фразеологический словарь под ред. А.И. Молоткова), отдельные отрывки
текстов из публицистических и художественных произведений.
Анализ и описание фразеологизмов, характеризующих человека по
интеллектуальным качествам, позволил сделать следующие выводы.
Данная группа фразеологизмов – самая большая среди всех
фразеологических оборотов и сочетаний (1/8 часть).
Все фразеологизмы, характеризующие интеллектуальные качества
человека, можно условно разделить на три группы: а) фразеологизмы,
характеризующие человека с высоким интеллектуальным уровнем (170
фразеологизмов); б) фразеологизмы, характеризующие человека с низким
интеллектуальным уровнем (более всего – 270 фразеологизмов); в)
фразеологизмы, косвенно характеризующие умственные способности
человека (70 фразеологизмов).
Фразеологизмы, характеризующие умственные способности человека, в
основном образные, используются в переносном значении, на основе
скрытого (или явного) сравнения. Характеризуются в первую очередь
умственные способности человека, связанные с его головой, умом,
мозгами, умением видеть, в целом с ним самим и даже его внешним
видом, а также с занимаемым им положением (или должностью)...
1.Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка. –
М.: Русский язык, 2001. – 568 с.
2.Алефиренко Н.Ф. Проблемы вербализации концепта. Текст. – Волгоград:
Перемена, 2003. – 95 с.
3.Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного
описания /Вопросы языкознания. – М.: Наука, 1995. – № 1. – С. 37-68.
4.Апресян Ю.Д. Избранные труды. Том 2. Интегральное описание языка и
системная лексикография. – М.: Языки русской культуры, 1995. – 767 с.
5.Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. – М.:
Либроком, 2010. – 448 с.
6. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. – М.: Языки русской культуры,
1999.– 896 с.
7.Аксенова Л.А. Займемся фразеологией/ Русский язык. – М.: 2004. – № 3-4.
8.Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники. – М.:
Либроком, 2009. – 264 с.
9.Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии:
историко-этимологический справочник. – СПб.: Фолио-пресс, 2001. – 704 с.
10.Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Русская фразеология.
Историко-этимологический словарь. – М.: АСТ, Астрель, 2007. – 704 с.
11.Болотнова Н. С., Болотнов А. В. Современный русский язык:
Лексикология. Фразеология. Лексикография. – М.: Флинта, 2009 г. – 224 с.
12.Большой фразеологический словарь русского языка. Значение.
Употребление. Культурологический комментарий / ответственный редактор
В. Н. Телия. – М.: АСТ-Пресс книга, 2006. – 784 с.
13.Вартаньян Э. А. Из жизни слов. – М.: Детская литература, 2009. – 240 с.
14.Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие/ 13-е изд.
– М.: Феникс, 2013. – 381 с.
15.Виноградов В.В. Основные типы фразеологических единиц в русском
языке/ В кн.: Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове/
Под ред. Г.А. Золотовой. Изд. 4-е. – М.: Русский язык, 2001.–С. 27-33.–720 с... 47