Сопоставительный анализ речевых портретов телеведущих Ивана Урганта и Эллен Дедженерес
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования речевых портретов телеведущих 6
1.1. Понятие языковой личности в современной лингвистике 6
1.2. Языковой и речевой портрет: многоаспектность дефиниций ... 13
1.3. Особенности речевого портрета русскоязычного и
англоязычного тележурналиста 23
Выводы 31
Глава 2. Речевой портрет телеведущих Ивана Урганта и Элен Дедженерес 33
2.1. Лингвокогнитивный аспект анализа речевых портретов
телеведущих Ивана Урганта и Элен Дедженерс 33
2.2. Коммуникативный аспект анализа речевых портретов
телеведущих Ивана Урганта и Элен Дедженерс (ведущие коммуникативные стратегии) 49
2.3. Индивидуально-речевой аспект анализа речевых портретов
русскоязычного и англоязычного тележурналиста 67
Выводы по второй главе 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования речевых портретов телеведущих 6
1.1. Понятие языковой личности в современной лингвистике 6
1.2. Языковой и речевой портрет: многоаспектность дефиниций ... 13
1.3. Особенности речевого портрета русскоязычного и
англоязычного тележурналиста 23
Выводы 31
Глава 2. Речевой портрет телеведущих Ивана Урганта и Элен Дедженерес 33
2.1. Лингвокогнитивный аспект анализа речевых портретов
телеведущих Ивана Урганта и Элен Дедженерс 33
2.2. Коммуникативный аспект анализа речевых портретов
телеведущих Ивана Урганта и Элен Дедженерс (ведущие коммуникативные стратегии) 49
2.3. Индивидуально-речевой аспект анализа речевых портретов
русскоязычного и англоязычного тележурналиста 67
Выводы по второй главе 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Жанр «ток-шоу» формируется на российском телевидении под влиянием западных образцов в начале 90 -х годов XX века. Для ток- шоу «этот период стал очень плодотворным в плане появления, завоевания эфирного пространства и зрителей» [Могилевская 2006: электрон. ресурс]. Безусловно, он адаптировался к специфике российского телевидения и национальных особенностей общения. Можно утверждать, что жанр ток-шоу в России являлся трибуной для обсуждения действительно актуальных вопросов современности.
Ежедневно под рубрикой «ток-шоу» на многочисленных телестанциях выходят в эфир десятки передач, разнообразных по авторскому наполнению, тематике и функциям. Многие из них являются аналогом американских ток-шоу, поскольку жанр был интегрирован в отечественное телепространство именно благодаря нашим зарубежным коллегам, а впоследствии был адаптирован и трансформирован с учетом российских традиций и менталитета. С одной стороны, жанр ток -шоу является одним из самых популярных в России и за рубежом (большинство таких передач выходят в прайм - тайм). С другой стороны, этот жанр стал развиваться на российском телевидении относительно недавно, поэтому в теоретическом плане он еще до конца не осмыслен экспертами в области масс -медиа и лингвистики. Это обусловливает актуальность обращения к данному речевому материалу .
Актуальность нашей исследовательской работы определяется также и собственно лингвистическими причинами: смена научной парадигмы с системного на коммуникативный подход открывает широкие возможности для интерпретации разнообразного речевого материала. Телевизионная речь привлекает большое внимание современных лингвистов, которые осваивают междисциплинарные подходы к изучению коммуникации. Интерпретация речевого поведения телеведущего требует интегрированного подхода: необходимы знания из области психологии, журналистики, риторики, прагматики, семиотики, а также системной лингвистики. Также следует подчеркнуть важность изучения телевизионной речи в аспекте конфликтологии.
Объект исследования - речевые портреты телеведущих Ивана Урганта и Элен Дедженерес в авторских ток-шоу.
Предмет - сопоставительный анализ речевых стратегий и тактик, используемых телеведущими Иваном Ургантом и Элен Дедженерес .
Цель нашей исследовательской работы заключается в описании речевых портретов телеведущих Ивана Урганта и Элен Дедженерес.
Достижение цели требует решения ряда задач:
1. Рассмотреть понятие языковой личности;
2. Проанализировать и структурировать существующие знания в
области лингвопрагматики, лингвоперсонологии и лингвоконфликтологии, определив ключевые термины и параметры описания речевого материала;
3. Описать особенности речевых портретов телеведущих Ивана Урганта и Элен Дедженерес.
4. Произвести сопоставительный анализ речевых стратегий и тактик, используемых телеведущими Иваном Ургантом и Элен Дедженерес .
Материалом исследования стали расшифровки видеозаписей авторских ток-шоу телеведущих Ивана Урганта и Элен Дедженерес . На первом этапе анализа материал члени лся на относительно крупные тематические фрагменты, в рамках которых реализуется определенная интенция ведущего ток-шоу. Элементарной единицей анализа стал фрагмент реплики коммуниканта, соответствующий определенному речевому действию.
Цель телеведущего заключается в том, чтобы раскрыть личность героя программы, мотивировать его на объяснение поступков, действий, описание чувств или рассуждение на конкретную тему
Новизна работы обусловлена введением нового исследовательского материала.
Практическая ценность работы определяется возможностью использования результатов исследования в научной и профессиональной деятельности журналистов, лингвистов, психологов. Материалы исследования могут быть использованы в преподавании курсов по практической риторике, лингвоконфликтологии, технологии ведения интервью и т.д.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Ежедневно под рубрикой «ток-шоу» на многочисленных телестанциях выходят в эфир десятки передач, разнообразных по авторскому наполнению, тематике и функциям. Многие из них являются аналогом американских ток-шоу, поскольку жанр был интегрирован в отечественное телепространство именно благодаря нашим зарубежным коллегам, а впоследствии был адаптирован и трансформирован с учетом российских традиций и менталитета. С одной стороны, жанр ток -шоу является одним из самых популярных в России и за рубежом (большинство таких передач выходят в прайм - тайм). С другой стороны, этот жанр стал развиваться на российском телевидении относительно недавно, поэтому в теоретическом плане он еще до конца не осмыслен экспертами в области масс -медиа и лингвистики. Это обусловливает актуальность обращения к данному речевому материалу .
Актуальность нашей исследовательской работы определяется также и собственно лингвистическими причинами: смена научной парадигмы с системного на коммуникативный подход открывает широкие возможности для интерпретации разнообразного речевого материала. Телевизионная речь привлекает большое внимание современных лингвистов, которые осваивают междисциплинарные подходы к изучению коммуникации. Интерпретация речевого поведения телеведущего требует интегрированного подхода: необходимы знания из области психологии, журналистики, риторики, прагматики, семиотики, а также системной лингвистики. Также следует подчеркнуть важность изучения телевизионной речи в аспекте конфликтологии.
Объект исследования - речевые портреты телеведущих Ивана Урганта и Элен Дедженерес в авторских ток-шоу.
Предмет - сопоставительный анализ речевых стратегий и тактик, используемых телеведущими Иваном Ургантом и Элен Дедженерес .
Цель нашей исследовательской работы заключается в описании речевых портретов телеведущих Ивана Урганта и Элен Дедженерес.
Достижение цели требует решения ряда задач:
1. Рассмотреть понятие языковой личности;
2. Проанализировать и структурировать существующие знания в
области лингвопрагматики, лингвоперсонологии и лингвоконфликтологии, определив ключевые термины и параметры описания речевого материала;
3. Описать особенности речевых портретов телеведущих Ивана Урганта и Элен Дедженерес.
4. Произвести сопоставительный анализ речевых стратегий и тактик, используемых телеведущими Иваном Ургантом и Элен Дедженерес .
Материалом исследования стали расшифровки видеозаписей авторских ток-шоу телеведущих Ивана Урганта и Элен Дедженерес . На первом этапе анализа материал члени лся на относительно крупные тематические фрагменты, в рамках которых реализуется определенная интенция ведущего ток-шоу. Элементарной единицей анализа стал фрагмент реплики коммуниканта, соответствующий определенному речевому действию.
Цель телеведущего заключается в том, чтобы раскрыть личность героя программы, мотивировать его на объяснение поступков, действий, описание чувств или рассуждение на конкретную тему
Новизна работы обусловлена введением нового исследовательского материала.
Практическая ценность работы определяется возможностью использования результатов исследования в научной и профессиональной деятельности журналистов, лингвистов, психологов. Материалы исследования могут быть использованы в преподавании курсов по практической риторике, лингвоконфликтологии, технологии ведения интервью и т.д.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Исследование структуры и особенностей речевого портрета вызвало необходимость изучить архивы ток-шоу «Вечерний Ургант», «Шоу Эллен Дедженерс» и теоретические источники на эту тему. Наша цель - установить структуру и особенности авторской телепередачи - была выполнена. В параграфах мы:
- дали определение авторской телепередаче ;
- обозначили феномен авторской телепередачи;
- выявили структуру авторской телепередачи и обосновали ее особенности ;
- проанализировали телевизионное творчество И. Урганта и
Э.Дедженерис, выделили их основные речевые стратегии и тактики, разобрали структурные компоненты программ ;
- описали результаты исследования.
В данной исследовательской работе были использованы материалы теоретиков, а также другие имеющиеся пособия по тележурналистике и психолингвистики.
Тема авторской телепередачи стоит отдельным звеном в изучении телевизионного ремесла с точки зрения науки. Большинство пособий описывают информационные жанры с точки зрения их правил, авторская же программа - это, правилом, сложившийся новый проект, формат которого создает сам автор и, как в нашем случае, ведущий.
В профессиональной телевизионной среде давно существует понятие «формат», пока не устоявшееся в теории тележурналистики как термин. Это определение обозначает упаковку телевизионного эфира, сумму его отдельных частей, формирующих оригинальную собственную природу проекта.
Категория автора здесь вбирает в себя знакомство с историей персонификации на отечественном телевидении, ее мере, а также отражается в философии имиджа и смыслового заполнения программы. Необходимо изучать и внимательным образом отсматривать авторские программы на федеральных каналах. Часто это является знаком качества, как в случае с проанализированными нами проектами. Когда тележурналист осознает, что его информация может возыметь персонифицированность, и имеет совестливость и высокие кодексы чести при этом, его работа будет интересной и полезной. Каждый из ведущих высказывает замечание, что его программа - именно авторская, несет ответственность и отвечает сам за себя. Они идут на осознанный риск, не представляя интересы стороннего лица и не отвечая чужим рекомендациям, сами ведут каждый эфир без оправданий, ссылок, ужимок.
Юмористическая составляющая ток-шоу Ивана Урганта и Элен Дедженерес разнятся, оба ведущих привносят в передачу свою манеру ведения и особенности репрезентации контента. Сценарное построение двух шоу совпадает, но российские телепроизводители стараются разнообразить и уйти от знакомого американским зрителям формата - для этого они используют вставки из закулисного пространства, предваряющие основной блок передачи и расширенную систему рубрикации.
Смещение акцента российской адаптации к общественной и культурной жизни и превалировании политических героев в американском оригинале также дает возможность к развитию российского формата в отдельное шоу.
Научаясь чему-либо, человек может потерять интерес к развитию в этой области , известной ему по своему опыту. Однако все три автора, рассмотренные в этой работе, долгое время и по сей день работают на Первом канале, привнося своей индивидуальной фигурой интересное и важное.
Проведенное подробное исследование речевых портретов телеведущих Ивана Урганта и Элен Дедженерес в очередной раз доказывает, что данные лингвистического анализа могут подтверждать целый ряд рассуждений политологического и психологического плана, и это в свою очередь создает комплексную, многоаспектную картину языковой личности телеведущего. Такой подход многократно увеличивает ценность наблюдений сугубо дескриптивного характера, которыми наполнены некоторые работы современных языковедов, и переводит их в разряд достижений прикладной лингвистики, делая их большим подспорьем в анализе самого широкого спектра проблем лингвистики.
Подводя итоги, хочется сказать, что анализ речевого портрета тележурналиста до сих пор остается одним из наиболее перспективных исследований в лингвистике, и он требует от ученого знаний в разных областях гуманитарного знания.
- дали определение авторской телепередаче ;
- обозначили феномен авторской телепередачи;
- выявили структуру авторской телепередачи и обосновали ее особенности ;
- проанализировали телевизионное творчество И. Урганта и
Э.Дедженерис, выделили их основные речевые стратегии и тактики, разобрали структурные компоненты программ ;
- описали результаты исследования.
В данной исследовательской работе были использованы материалы теоретиков, а также другие имеющиеся пособия по тележурналистике и психолингвистики.
Тема авторской телепередачи стоит отдельным звеном в изучении телевизионного ремесла с точки зрения науки. Большинство пособий описывают информационные жанры с точки зрения их правил, авторская же программа - это, правилом, сложившийся новый проект, формат которого создает сам автор и, как в нашем случае, ведущий.
В профессиональной телевизионной среде давно существует понятие «формат», пока не устоявшееся в теории тележурналистики как термин. Это определение обозначает упаковку телевизионного эфира, сумму его отдельных частей, формирующих оригинальную собственную природу проекта.
Категория автора здесь вбирает в себя знакомство с историей персонификации на отечественном телевидении, ее мере, а также отражается в философии имиджа и смыслового заполнения программы. Необходимо изучать и внимательным образом отсматривать авторские программы на федеральных каналах. Часто это является знаком качества, как в случае с проанализированными нами проектами. Когда тележурналист осознает, что его информация может возыметь персонифицированность, и имеет совестливость и высокие кодексы чести при этом, его работа будет интересной и полезной. Каждый из ведущих высказывает замечание, что его программа - именно авторская, несет ответственность и отвечает сам за себя. Они идут на осознанный риск, не представляя интересы стороннего лица и не отвечая чужим рекомендациям, сами ведут каждый эфир без оправданий, ссылок, ужимок.
Юмористическая составляющая ток-шоу Ивана Урганта и Элен Дедженерес разнятся, оба ведущих привносят в передачу свою манеру ведения и особенности репрезентации контента. Сценарное построение двух шоу совпадает, но российские телепроизводители стараются разнообразить и уйти от знакомого американским зрителям формата - для этого они используют вставки из закулисного пространства, предваряющие основной блок передачи и расширенную систему рубрикации.
Смещение акцента российской адаптации к общественной и культурной жизни и превалировании политических героев в американском оригинале также дает возможность к развитию российского формата в отдельное шоу.
Научаясь чему-либо, человек может потерять интерес к развитию в этой области , известной ему по своему опыту. Однако все три автора, рассмотренные в этой работе, долгое время и по сей день работают на Первом канале, привнося своей индивидуальной фигурой интересное и важное.
Проведенное подробное исследование речевых портретов телеведущих Ивана Урганта и Элен Дедженерес в очередной раз доказывает, что данные лингвистического анализа могут подтверждать целый ряд рассуждений политологического и психологического плана, и это в свою очередь создает комплексную, многоаспектную картину языковой личности телеведущего. Такой подход многократно увеличивает ценность наблюдений сугубо дескриптивного характера, которыми наполнены некоторые работы современных языковедов, и переводит их в разряд достижений прикладной лингвистики, делая их большим подспорьем в анализе самого широкого спектра проблем лингвистики.
Подводя итоги, хочется сказать, что анализ речевого портрета тележурналиста до сих пор остается одним из наиболее перспективных исследований в лингвистике, и он требует от ученого знаний в разных областях гуманитарного знания.



