Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Постмодернистские тенденции в ироническом детективе Джорджет Хейер

Работа №174182

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы66
Год сдачи2020
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Новые тенденции в детективном жанре литературы первой половины
ХХ века 7
1.1. История развития и жанровые признаки детектива 7
1.2. Традиция и преемственность в культуре ХХ века: постмодернизм 15
1.3. Ирония и игра как основные принципы литературы постмодернизма. .. 24
Глава 2. Постмодернистские тенденции в романах Джорджет Хейер 33
2.1. Творчество Джорджет Хейер и его основные особенности 33
2.2. Трансформация классического детектива под влиянием новых тенденций
в литературе первой половины XX века на примере романа «Кольцо - талисман» 36
2.3. Игра и ирония как основные принципы художественного повествования в
романе «Убийства на Чарлз-стрит» 46
Заключение 55
Примечания 59
Список использованной литературы 61


Жанр классического детектива долгое время является предметом исследования для многих отечественных и зарубежных литературоведов. На данный момент значительными исследованиями, которые посвящены изучению этого жанра, являются работы В. О. Шкловского [27], Я. К. Маркулан[15], Ю. К. Щеглова [28],О. Ю. Анциферовой [2], О. Ю. Ахманова[3], Н. Н. Вольского[8], Н. Ю. Георгиновой[9], Н. В. Киреевой[11], Н. М. Марусенко [16], Т. Г. Скребцовой[20]и др. В них рассматривается история развития детектива как жанра и выявляются характерные жанровые признаки. Например, в 1929 году В. О. Шкловский, изучая творчество А. Конан Дойля, вывел универсальную схему построения классического детектива, а в 1975 году Я. К. Маркулан в своей работе тщательно изучила морфологию различных видов детектива, определила его обязательные компоненты.
Из зарубежных исследователей необходимо особо отметить работы Г. К. Честертона[26], Дж. Симонса[18], У. Эко [29], С. С. Ван Дайна [6]и многих других. Ими исследовались романы Агаты Кристи, произведения А. Конан Дойля и других писателей этого жанра. С. С. Ван Дайн сформулировал двадцать правил, которых следует придерживаться авторам детективов, а Г. К. Честертон опубликовал работу с говорящим названием «В защиту детективной литературы».
Сегодня одним из объектов изучения истории литературы становится иронический детектив, условия и причины его возникновения. К ироническому детективу интерес у отечественных исследователей возник не так давно. Наиболее значимыми для данного исследования являются работы Е. В. Халтрин-Халтуриной [22] и В. А. Леонова[12, 13]. Е. В. Халтрин-Халтурина в 2016 году в статье «Элементы детектива в пародиях Джейн Остен» пришла к выводу, что иронический детектив - это одна из разновидностей более широкого понятия «детективный жанр». В. А. Леонов в статье «Дискурс ироничного детектива: игровой аттракцион под маской иронии» рассматривает дискурс ироничного детектива с точки зрения игры и иронии как доминант повествования.
Иронический детектив становится отражением новых художественных установок в культуре конца XIX - начала XX века. Особую значимость для данного исследования имеют работы, посвященные изучению модернизма и постмодернизма, массовой культуры. В их числе научные труды В. В. Ветрова[7], М. М. Адамовича[1],М. А. Черняк [25], Ю. С. Райнеке[17], Н. Г. Бобкова, Н. Б. Маньковская[4], В. В. Бычков[5], Л. И. Горбунова[10], И. В. Малышев[14], Г. Г. Слышкин[19], У. В. Смирнова [20], О. А. Толстых [21], У. Эко [29]. В них рассматривается связь и влияние общественно -культурной ситуации на литературу. В. В. Ветров в 2004 году опубликовал работу «Дискуссия о модерне и постмодерне в западной философии второй половины 20 - начала 21 веков», в которой показал тесную и неразрывную взаимосвязь этих двух периодов. М. М. Адамович рассматривал неоднозначность постмодернизма как культурного явления, выдвигая идею о «радикальной плюральности» постмодернистского текста в 2009 году. «Радикальная плюральность» является следствием постмодернистской картины мира: подвергаются сомнению любые ценности; в мире, понимаемом как текст, важны смыслы, зависящие от психоаналитической деятельности читателя». Иначе говоря, «радикальная плюральность» постмодернизма оказывается тем принципом, который порождает текст, рассчитанный на читателей разных культурных запросов. У. Эко в статье «Заметки на полях “Имени розы”» пишет, что «создание произведения, интересного и массовому и элитарному читателю, требует, чтобы сюжет существовал под видом цитирования других сюжетов, иронически осмысленных». В 2002 году Ю. С. Райнеке в своей работе отметила, что ранние исследователи постмодернизма выступали за сближение высокой и массовой литератур, за уничтожение границы между ними. О. А. Толстых написала работу по английскому постмодернистскому роману конца ХХ века, проследив взаимосвязь с викторианской литературой.
Огромный вклад в изучение постмодернизма внесла канадская исследовательница Л. Хатчеон[35, 36], дав свое определение постмодернизма и проследив его истоки. Помимо этого, она активно изучала иронию в литературе, считая ее важным художественным приемом. Именно она в 1994 году дала определение иронии и рассмотрела механизмы ее действия. По мнению исследовательницы, необходимо уметь выделять и анализировать место иронии в общем пространстве.
Родоначальницей иронического детектива в Англии считается Джорджет Хейер, однако в этом ключе ее творчество практически не изучено. На родине писательницы исследователи К. Уомак[41], Дж. Ходж[34], М. Фаншток[30] и некоторые другие занимались изучением биографии Джорджет Хейер и ее творчеством в контексте романов об эпохе Регентства и любовных романов, которые принесли ей популярность. Иронический детектив Джорджет Хейер - явление ХХ века, которое требует исследования в различных аспектах.
Так как иронические детективы Джорджет Хейер стали доступны отечественному читателю совсем недавно, то и серьезных аналитических исследований российских ученых по этому вопросу найти нельзя. Несмотря на то, что в последние годы становится все больше и больше исследований, посвященных постмодернизму, модернизму, детективу, отечественных исследователей, предлагающих рассмотреть творчество именно Джорджет Хейер, не появляется. Изучение ее детективов становится особенно актуальным в свете повышенного интереса современной читающей публики к произведениям, которые находятся на грани массового и элитарного, имеют в том числе развлекательный характер.
Актуальность исследования обосновывается отсутствием серьезных критических работ по творческому наследию Джорджет Хейер.
Целью исследования является выявление основных тенденций жанра детектива в творчестве Джорджет Хейер и их связей с художественными установками культуры ХХ века.
Для достижения цели исследования ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть условия возникновения детектива как жанра, проследить историю его развития и выявить его жанровые признаки.
2. Дать характеристику новым направлениям развития литературы конца XIX - первой половины ХХ века - модернизму и постмодернизму, проанализировать причины их разрыва с классическими традициями.
3. Проанализировать причины использования художественных приемов иронии и игры в литературе конца XIX - первой половины ХХ века.
^Охарактеризовать особенности творчества Джорджет Хейер .
5. Критически проанализировать схему построения и основные художественные принципы романов Джорджет Хейер «Кольцо - талисман» и «Убийства на Чарлз - стрит».
6. Подвести итоги исследования, сделать выводы об особенностях рассматриваемых романов Джорджет Хейер.
Объектом исследования является детектив в контексте культуры XX века.
Предметом исследования являются постмодернистские тенденции в ироническом детективе Джорджет Хейер.
Материалом исследования послужили произведения Джорджет Хейер “ TheTalismanRing ’’(«Кольцо-талисман», 1936) и “ DuplicateDeath” («Убийства на Чарлз-стрит» (1951).Роман «Кольцо-талисман» - первый иронический детектив писательницы, поэтому представляет для нас особый интерес. Выбор романа «Убийства на Чарлз-стрит» обусловлен тем, что он был написан спустя пятнадцать лет с момента публикации первого ее иронического детектива, что позволяет увидеть динамику в развитии жанра. В работе были также использованы переводы этих романов на русский язык, выполненные В. Михалюк («Кольцо-талисман», 2005) и А. Ю. Кабалкиным («Убийства на Чарлз-стрит», 2018). Более ранние версии переводов не учитывались.
Методологической базой исследования являются труды зарубежных и отечественных исследователей, посвящённые вопросам, связанным с литературой периода постмодернизма в Англии, проблемами определения границ жанра иронического детектива, творческим наследием Джорджет Хейер, определением места данного автора среди других, писавших детективы, спецификой жанровой системы ее произведений и новаторским особенностям этой работы — идеи Л. Хатчеон, а также исследование Я. К. Маркулан.
Методы исследования :историко-литературный метод с использованием элементов культурно-исторического и сравнительно-сопоставительного методов.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы данного исследования могут быть использованы при разработке лекционных курсов по истории английской литературы, введению в литературоведение, культурологии, а также в преподавании спецкурсов по литературе постмодернизма и детективу XX века.
Содержание исследование изложено на 59 страницах текста и включает введение, две главы, сопровождающиеся выводами, заключение, библиографический список и приложение. Список использованной литературы состоит из 41 наименований, из них 14 на иностранных языках.
Апробация работы результаты исследования были представлены в виде доклада на тему «Становление жанра иронического детектива и его особенности» на студенческой научной конференции РГГМУ 8 апреля 2020 года

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Художественная литература как вид искусства многофункциональна и жизненно необходима. Ее можно назвать курсом человековедения. Читая художественную литературу, мы приобретаем бесценный опыт, находя ответы на свои вопросы, экономя свое время и силы, пытаясь глубже постичь человеческую сущность.
Литература отражает те изменения, которые происходят во всех сферах жизни общества, привлекает внимание к наиболее острым его проблемам, ищет способы разрешения конфликтов. Литературные жанры как составляющие литературы находятся в развитии, то есть подвергаются изменениям. История возникновения и развития детективного жанра, имеющего разновидности, является тому подтверждением. Качественно написанный детектив сочетает в себе логику и анализ, яркие характеры и живые диалоги, стремительно развивающийся сюжет, особые методы и приемы, используемые автором, что обеспечивают детективу устойчивый читательский интерес.
Имеющий четкую структуру (обязательно включает такие элементы, как «убийство», «расследование», «анализирование фактов, объяснение» ), детектив позволяет читателю реализовать собственный рефлексивный потенциал: как развивающая игра, детектив заставляет читателя аналитически мыслить, выстраивать вместе с автором стратегию повествования. Ощущение игры избавляет читателя и от излишнего эмоционального напряжения (облегчение чувства вины, преодоление страхов). Э. По, основоположник детективного жанра в Англии, находил пользу детектива в движении от недоумения к ясности: интеллектуальная игра, заканчивающаяся раскрытием тайны.
Таким образом, детектив способствует удовлетворению психологических и социо - культурных потребностей читателя.
В условиях индустриального общества формируется массовая культура. Ее особенностью является занимательность: она обращена к таким сторонам жизни и эмоциям, которые понятны большинству людей, вызывают неизменный интерес, а иногда и шокируют публику (любовь, семейные проблемы, приключения, ужасы). Потребность в «интенсивном отдыхе», позволяющем быстро восстановиться психологически, побуждала людей искать произведения, легкие для восприятия. В литературе наблюдается смещение акцентов с интеллектуальной компоненты на развлекательную. Легкость и занимательность многих произведений в жанре детектива делают его продуктом массовой культуры.
Жанр иронического детектива формируется как следствие кризиса классического детектива, в основе которого лежат ценности стабильного буржуазного общества. В ироническом детективе расследование описывается с юмористической точки зрения, пародирует шаблоны классического детектива, однако сам детектив строится по четко определенной формуле. Сюжет направлен на создание комического эффекта: нетипичные главные герои случайно оказываются в центре событий, попадают в абсурдные ситуации, отсюда -^профессиональность методов расследования и забавность самих ситуаций, которая нивелирует возникающее напряжение. Героям простительно ошибаться, пугаться своих ошибок и снова их совершать, что не мешает благополучному завершению расследования (это непременно), а читателю несложно идентифицировать себя с такими героями. Это важно для читателя: он переживает то, что ему понятно, знакомо, при этом он словно попадает в сказку, где герои немного удачливее, чем он сам, и добро всегда побеждает. Экспрессивные слова, имена собственные и заглавия - своеобразные маркеры иронических детективов.
Признаки иронического детектива мы наблюдаем и в произведениях писательницы XX века Джорджет Хейер, считающейся основоположницей этого жанра в Англии. В своих романах «Кольцо - талисман» и «Убийства на Чарлз-стрит» Д. Хейер в ироничном тоне повествует о жизни высшего общества Англии XVII - XVIII веков, в котором традиционные ценности ничего не стоят, точнейшим образом описывает реалии жизни, быт, исторические детали. Любовная линия в романах часто пересекает линию детективную, и читатель получает возможность составлять собственные прогнозы развития дальнейших событий. Используемый Д. Хейер прием игры (и с читателем, и с текстом) позволяет читателю почувствовать себя соучастником описываемых событий, даже очень далеких.
Язык - речевой инструмент, помогающий нам познавать мир, и коммуникация между автором и читателем. Литературоведы и лингвисты уделяют внимание изучению дискурса детектива, в том числе иронического. Игра и ирония, по их мнению (и мы его разделяем), являются доминантами повествования в ироническом детективе. Эти художественные приемы Д. Хейер часто использует для создания диалогов героев.
Творчество Д. Хейер пришлось на тот период ХХ века, когда буржуазное массовое искусство отступало перед новыми направлениями - модернизмом, а затем, постмодернизмом. Этим объясняется присутствие в ее романах постмодернистских тенденций.
Ирония в постмодернизме выступает важнейшим условием возможности творчества. Иронический детектив в дискурсе постмодернизма сквозь призму игры высмеивает классические каноны жанра, играет с ним и и интерпретирует их по-своему.
Переоценивание и переосмысление норм и традиций в ироничном ключе - один из признаков постмодернистского мироощущения. Литература постмодернизма, обращенная и к элитарному, и к массово му читателю, способствует появлению нового типа писателя, обладающего широкими познаниями в различных областях. Д. Хейер известна тем, что всегда проводила тщательную подготовительную работу, подробно изучая быт и нравы эпохи, о которой писала, и старательно исследовала все детали сюжета .
Сегодня на русский язык переведены не только любовные романы Д. Хейер, но и ее детективы, что позволяет ознакомиться с ее творчеством более широкому кругу читателей. Однако пока оно не заинтересовало никого из отечественных исследователей, поэтому дальнейшее изучение творческого наследия как самой Д. Хейер, так и современных авторов, работающих в этом же жанре, через призму творчества Д. Хейер, может рассматриваться в качестве перспективы исследования по данной теме.



1. Адамович, М. М. Юдифь с головой Олоферна. Псевдоклассика в русской литературе 90-х Текст. / М. М. Адамович // Новый мир. - 2001. - №7. - С. 165 - 174.
2. Анциферова О.Ю. Детективный жанр и романтическая художественная система // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX-XX веков. Проблема жанра. Иваново, 1994. С. 21-36.
3. Ахманов, О. Ю. Жанровая стратегия детектива в творчестве Питера Акройда : специальность 10.01.03 « Литература народов стран зарубежья (английская литература)» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Ахманов Олег Юрьевич ; Татарский государственный гуманитарно -педагогический университет. - Казань, 2011. - 22 с.
4. Бобкова, Н. Г. Функции постмодернистского дискурса в детективных романах Бориса Акунина о Фандорине и Пелагии : специальность 10.01.01 «Русская литература» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Бобкова Наталия Георгиевна ; Бурятский государственный университет. - Улан - Удэ, 2010.- 10 с.
5. Бычков, В. В., Маньковская, Н. Б. К проблеме типологии современной художественной культуры // Философия и этика: сборник научных трудов к 70-летию академика А. А. Гусейнова. - Москва : Альфа-М, 2009. - С. 326-335.
6. Ван Дайн, С. С. Двадцать правил для писания детективных романов // Как сделать детектив. - Москва, 1990. - С. 38-41.
7. Ветров, В. В. Дискуссия о модерне и постмодерне в западной философии второй половины 20 - начала 21 веков : специальность 09.00.03 «История философии» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Ветров Владимир Викторович ; Тверской государственный университет. - Тверь, 2004. - 24 с.
8. Вольский Н.Н. Загадочная логика. Детектив как модель диалектического мышления // Вольский Н.Н. Легкое чтение: Работы по теории и истории детективного жанра. Новосибирск, 2006.
9. Георгинова, Н. Ю. История появления и становления детективного жанра в литературе. // «Библиотечное дело». - 2018. - № 1. - С. 2-6.
10. Горбунова, Л. И. Постмодерн как тенденция развития культуры XX века // Вестник МГТУ, том 14. - 2011. - №2. - С.265 - 271.
11. Киреева, Н. В.Трансформация жанровых конвенций автобиографии и детектива в прозе американского постмодернизма : специальность 10.01.03 «Литература народов стран зарубежья (европейская и американская литературы)» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук / Киреева Наталия Владимировна ; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. - Москва, 2011. - 51 с.
12. Леонов, В. А. . Дискурс ироничного детектива: игровой аттракцион под маской иронии // Вестник КГУ. - 2018. - № 2.
13. Леонов, В. А.. Игровая сущность иронического детектива: дискурсивно - семиотический аспект // Вестник МГЛУ. - 2015. - № 10.
14. Малышев, И. В. Западное искусство ХХ. 10 эссе о ХХ веке. Москва, 2003.
15. Маркулан, Я. К. Зарубежный кинодетектив. Опыт изучения одного из жанров буржуазной массовой культуры. Ленинград : Искусство, 1975. - С. 6-50.
16. Марусенко, Н. М., Скребцова Т. Г. Типичное и нетипичное в структуре детектива. // Мир русского слова. - 2013. - №4. - С. 74-79.
17. Райнеке, Ю. С. Исторический роман постмодернизма и традиции жанра: Великобритания, Германия, Австрия : специальность 10.10.03 «Литература народов стран зарубежья» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Райнеке Юлия Сергеевна ; Московский государственный открытый педагогический . университет им. М. А. Шолохова. - Москва, 2002. - 198 с.
18. Симонс, Дж. Из книги «Кровавое убийство» // Как сделать детектив. — Москва: «Радуга», перевод с английского Г. Анджапаридзе, 1990. — С. 225-246.
19. Слышкин, Г. Г. Лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. - Москва :Academia, 2000. - 139 с.
20. Смирнова, У. В. Опыт лингвосемиотического анализа симулякра в контексте времени культуры (на материале англо -американского массмедийного дискурса): автореф. дис. канд. филол. наук: - Иркутск, 2008. - 21 с.
21. Толстых, О. А.Английский постмодернистский роман конца XX века и викторианская литература: интертекстуальный диалог: на материале романов А.С. Байетт и Д. Лоджа : специальность 10. 01.03 «Литература народов стран зарубежья (английская литература)» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Толстых Ольга Анатольевна ; Уральский государственный университет им. А. М. Горького. - Екатеринбург, 2008. - 24 с.
22. Халтрин-Халтурина, Е. В. Элементы детектива в пародиях Джейн Остен // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2016. - № 5.
23. Хейер, Д. Кольцо-талисман : перевод с английского В. Михалюк. - Харьков, Белгород : Клуб семейного досуга, 2012. - 304 с.
24. Хейер, Д. Убийства на Чарлз-стрит. Кому помешал СэмпсонУорренби? : перевод с английского А. Кабалкин. - Москва : Издательство АСТ, 2018. - 576 с.
25.Черняк, М. А. Феномен массовой литературы XX века Текст. / М.А. Черняк Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена. - 2005. - 466 с.
26.Честертон Г. К. В защиту детективной литературы // Как сделать детектив, Москва : «Радуга», 1990. — С.18.
27. Шкловский, В. О теории прозы. Москва : Федерация, 1929. - С. 125 - 142.
28. Щеглов Ю.К. К описанию структуры детективной новеллы // Щеглов Ю.К. Поэзия. Проза. Поэтика: Избранные работы. М., 2012. С. 86 -107.
29.Эко, У. Заметки на полях «Имени розы» 2008. Электронный ресурс. URL: www.philosophy.ru/Library/eco/zametki.html
30. Fahnestock-Thomas, M. Georgette Heyer: A Critical Retrospective :Prinnyworld Press, 2001. - 544 p.
31. Fletcher L. Historical Romance Fiction: Heterosexuality and Performativity Ashgate Publishing, Ltd., 2013. - 186p.
32. Heyer, G. Duplicate death. - New York : Holt, Rinehart, and Winston, 1985. - 194 р.
33. Heyer, G. The talisman ring. - New York : Fawcett Crest, 1964. - 272 p.
34. Hodge, J. A. The Private World of Georgette Heyer : The Bodley Head, 1984.
35. Hutcheon L. Irony, Nostalgia and the Postmodern : N. Y.: Routledge, 1994. - 342 р.
36. Hutcheon L. The Poetics of Postmodernism: History, Theory, Fiction. - N. Y.: Routledge, 1988. - 231p.
37.Sage, L., Greer, G., Showalter, E. Heyer, Georgette. The Cambridge Guide to Women's Writing in English : Cambridge U niversity Press, 1999.
38.Spillman, K. E. The "Managing Female" in the Novels of Georgette Heyer.
39.Stade, G., Karbiener, K. Encyclopedia of British Writers, 1800 to the Present. Facts on File, 2009.
40.Strehle S., Carden M. P. Doubled Plots: Romance and History : Univ. Press of Mississippi, 2003. - 232 p.
41.Womack, K. "Heyer, Georgette (1902-1974)". Oxford Dictionary of National Biography : Oxford University Press, 2004.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ