ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. КОНЦЕПТ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Проблема определения понятия «концепт»
1.2. Концепт в жанре научной фантастики
Выводы по главе I
ГЛАВА II. ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПТА «БУДУЩЕЕ» В РОМАНЕ ФРАНСИСА КАРСАКА «ПРИШЕЛЬЦЫ НИОТКУДА»
2.1 Описание концепта «будущее» в романе Франсиса Карсака «Пришельцы
ниоткуда»
2.1.1 Технический прогресс как одна из составляющих концепта .
2.1.2. Государственный строй как одна из составляющих концепта
«будущее»
2.1.3. Ландшафт как одна из составляюших концепта «будущее»...
2.1.5. Духовный мир инопланетян как составляющая концепта
«будущее»
2.1.6. История внеземных планет, культура, религия как составляющая
концепта «будущее»
2.1.7. Одна из составляющих концепта «будущее» - борьба против врагов
2.2. Результаты, полученные в ходе исследования концепта «будущее» в романе Франсиса Карсака «Пришельцы ниоткуда»
Выводы по главе 2
Заключение 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена интересом к проблеме понятия концепт «будущее» в романе Франсиса Карсака «Пришельцы ниоткуда», относящемуся к литературному жанру «научная фантастика», которая остаётся до настоящего времени неисследованной литературоведами.
Новизна данного исследования заключается в том, что научно-фантастический роман “Пришельцы ниоткуда” до настоящего времени не был исследован с точки зрения формирования концепта “будущее”.
Объектом нашего исследования является произведение французского писателя - фантаста Франсиса Карсака «Пришельцы ниоткуда».
Предмет исследования - языковые средства, реализующиеся в концепте «будущее» в произведении Франсиса Карсака «Пришельцы ниоткуда».
Цель настоящего исследования состоит в выявлении художественных средств в произведении Франсиса Карсака «Пришельцы ниоткуда», являющихся составной частью концепта «будущее».
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1) изучить проблему определения понятия «концепт»;
2) выявить роль и значение концептов в художественном произведении на базе исследованной научной литературы;
3) провести анализ отобранного фактического материала;
4) выявить художественные средства, входящие в концепт «будущее» из произведения «Пришельцы ниоткуда»;
5) описать полученные результаты...
Итак, в данной работе была изучена проблема определения понятия «концепт».
Проблема состоит в том, что понятие «концепт» используется как в лингвистическом плане, так и в литературоведческом. В нашей работе мы придерживаемся литературоведческого подхода к определению понятия «концепт».
Выявлена роль и значение концепта в художественном произведении на базе исследованной научной литературы, которая заключается в том., что понятие концепта в литературоведении выступает как абстрактное семантическое образование. Оно может подвергаться изменениям и отражать в зависимости от общекультурных, ментальных и индивидуальных факторов разницу потенциального смысла слова в языке. Реализация этого смысла может осуществляться в синонимических и антонимических отношениях, которые включаются в круг составляющих значение концепта «будущее».
Одной из задач было выявить художественные средства, определяющие концепт «будущее». Такими художественными средствами явились: эпитеты, неологизмы, метафоры, авторские ремарки, автокоммуникации, перефразы, аллюзии, антитеза, гипербола, антонимы, синонимы, риторический вопрос, риторическое восклицание.
Все художественные средства были выявлены с помощью анализа отобранного фактического материала методом сплошной выборки.
В результате аналитической деятельности делается вывод о наполняемости концепта «будущее». Можно констатировать, что он включает в себя: научно - технический прогресс, государственный строй, межличностные отношения, описание ландшафта, языки, поэзию, музыку, борьбу за процветание против сил зла.
Выявлены и проанализированы художественные средства, определяющие концепт «будущее» из произведения «Пришельцы ниоткуда».
Полученные результаты в ходе анализа были описаны.
Франсис Карсак использует различные составляющие концепта, чтобы показать свой взгляд на окружающий мир и отражает этот взгляд в жанре научной фантастики. С помощью художественных и лексических средств он описывает свое понимание будущего. Благодаря тропам, которые так важны в роли элемента художественного мышления, можно увидеть, что автор словно говорит, что земная жизнь, люди, на ней живущие должны для себя взять в качестве примера правила поведения инопланетян. Следует отметить, что средства художественной выразительности направлены на то, чтобы тексты были более интересными, увлекательными. Автор использует творческую свободу для создания эффектов и впечатлений, невозможных в реальности.
1. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность / Под общей редакцией доктора филологических наук, профессора В.П. Нерознака. - М.,
1997.
2. Краснова Татьяна Ивановна, «Субъективность - Модальность», 2002 г.
3. Голованивская М.К. “Ментальность в зеркале языка. Некоторые базовые мировоззренченские концепты французов и русских” - М.: Языки славянской культуры, 2009. - 376с. - (Язык. Семиотика. Культура.)
4. Лихачёв Д.С. “Концептосфера русского языка”// Изв.Рос. А.Н.Сер.лит.и яз. - М., 1993. - Т.52.№1. -с.5-12
5. Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск, 1995
6. Пригожин И. Природа, наука и новая рациональность // Философия и жизнь. 1991. N 7. С. 36.
7. Лихачёв работы: В 3-х т. Т. 2. Л., 1997
8. Аскольдов С А. Концепт и слово // Межкультурная коммуникация: практикум. Ч. I. - Нижний Новгород, 2002
9. Daniel Mercier, le 06/01/2011 “Qu’est-ce qu’un concept ? Est-il necessaire a la connaissance?”
10. Marcel Diki-Kidiri “Le signifie et le concept dans la denomination”, “Meta” Volume 44, numero 4, decembre 1999
11. “32 средства художественной
выразительности“ (https ://novruslit.ru/sredstva-hudozhestvennoj -vyrazitelnosti/ Новая русская литература)
12. Apte M.L. Ethnic Humor Versus "Sense of Humor" // American Behavioral Scientist. 1987. № 30. P. 24-41.
13. Arnold C.C., Frandsen K.D. Conceptions of Rhetoric and Communication // Handbook of Rhetorical and Communicational Theory. Boston: Allyn, 1984. P.3¬50.
14. Attardo S. Linguistic Theories of Humor. Berlin; N. Y.: Mouton de Gruyter, 1994. 426 p.
15. Attardo S., Chabanne J.-C. Jokes as a text type // Humor 5 - 1/2. 1992. P.165¬176...57