Введение 3
1 СПЕЦИФИКА ЖАНРА «АНТИУТОПИЯ» В РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1 Генезис жанра утопии в русской литературе 7
1.2 Эволюция жанра утопии в русской литературе 13
1.3 Жанровые подвиды антиутопии в русской литературе 23
Выводы 25
2 ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ АНТИУТОПИИ НА ПРИМЕРЕ
ТВОРЧЕСТВА Е.ЗАМЯТИНА, В.НАБОКОВА, БРАТЬЕВ
СТРУГАЦКИХ 27
2.1 Своеобразие антиутопического жанра на примере романа Е.И.
Замятина «Мы» 27
2.2 Признаки жанра антиутопии в романе В. Набокова «Приглашение
на казнь» 34
2.3 Жанровая модель антиутопии в романе братьев Стругацких
«Улитка на склоне» 39
Выводы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
В современном мире налицо противостояние утопии и антиутопии, в этой связи обращение к традициям русской литературы становится весьма актуальным, поскольку русская литература дает своеобразный ключ к пониманию процессов, происходящих на нашей планете. Технологический прорыв XXI века высветил противостояние утопии и антиутопии. Схожую ситуацию мы можем обнаружить и в конце XIX - начале XX века, периоде появления и формирования антиутопического жанра в связи с явным прогрессом в сфере научно-технических достижений. На сегодняшний день теория и история антиутопии в России и за рубежом накопила огромный материал, также важно отметить, что в отечественном литературоведении жанр находится под пристальным вниманием исследователей с конца 80-х годов и по сей день. В конце XX века возрастает интерес к исследованию жанра антиутопия, что связано с приходом к читателю созданных ранее, но запрещенных в рамках политики СССР антиутопий, а также последующим развалом СССР. По проблеме, поднимающейся в нашем исследовании, написано большое количество диссертаций, монографий, критических статей, однако нет единого понимания жанровой природы, выделения типологических признаков, а также классификаций жанра, мало внимания уделяется особенностям отечественной традиции антиутопии, не разработана единая терминологическая база. Исходя из чего, мы попытаемся обобщить и систематизировать один из малоизученных аспектов теории и истории антиутопии. Поэтому актуальность работы определяется изучением основных специфических черт антиутопического жанра и их реализацией в произведениях русской литературы XX века...
Таким образом, проанализировав жанровые признаки антиутопии в русской литературе XX века на примере романа Е.И. Замятина «Мы», В. Набокова «Приглашение на казнь», Аркадия и Бориса Стругацких «Улитка на склоне», мы пришли к определенным выводам.
Изучив и обобщив необходимый теоретический материал, мы выяснили, что исходной точкой для формирования жанра антиутопии послужила литературная утопия, которая в процессе эволюции жанра, под влиянием научно-технического прогресса разделилась на два вида: позитивную утопию и антиутопию.
Мы выделили устойчивые репрезентативные признаки утопии, к которым относится: изображение идеального общества; особый хронотоп, характеризующийся замкнутостью пространства и неимением времени исторического; критика реального мира, из чего исходит необходимость построения идеального мира; описательность; наличие вымысла; особый способ повествования, для которого характерен отстраненный рассказчик иногда трансформирующийся в главного героя; полная регламентация жизни в условиях существующего миропорядка; глобальность, всеохватность; риторичность, а также преимущественно романное воплощение содержания.
В конце XIX - начале XX века произошла трансформация литературной утопии, вследствие чего появилась антиутопия. В нашем исследовании мы рассматриваем жанр утопии как исходный, а позитивную утопию и антиутопию, как жанровые модификации указанного первичного жанра, обладающие жанровой самостоятельностью, а также способностью к художественному моделированию реальности по собственным законам.
В работе мы выявили наиболее показательные, устойчивые черты жанра «антиутопия», характерные как для сугубо отечественной традиции, так и для общей для русской и западной традиции. К общепринятым
признакам относятся: замкнутость пространства, деперсонификация
личности, отсутствие историчности времени, которое действует по своим законам, своеобразная система персонажей, строящаяся по оппозиции свой- чужой, своеобразная система мотивов, псевдокарнавал, структурной основой которого является страх, элементы карнавала, проявляющиеся в театрализации действия, а также аттракционности, повествование ведется либо от первого лица, либо от лица автора, сюжетная основа строится на противостоянии личности и государства. К особенностям русской антиутопии относятся: оспаривание утопического жанра в целом, самой идеи утопии, доведение ее до абсурда; следование философским взглядам конца XIX - начала XX, а также продолжение традиций русской литературы; уход от сатиры и высмеивания действительности, создание художественного мира с помощью таких средств, как гротеск, условность, фантасмагория, символ; множественность форм воплощения антиутопического содержания. Обозначенные выше признаки отражают своеобразие исследуемого жанра в отечественной традиции...
1 Аинса, Ф. Реконструкция утопии [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/ainsa/ [дата
обращения: 14.04.2016]. - Загл. с экрана.
2 Ануфриев, А.Е. Утопия и антиутопия в русской прозе первой трети XX
в.: эволюция, поэтика: автореф. дис. ... д-ра фил. наук. - М., 2002. - 381 с.
3 Баландина, С.В. Специфика жанра литературной антиутопии на
материале романа А. Зиновьева «Зияющие высоты» // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - №10. - С. 169-172.
4 Баталов, Э.Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопич.
сознании и утопич. экспериментах. - М.: Политиздат, 1989. - 319 с.
5 Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы
литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. - С. 234-407.
6 Бахтин, М.М. Эпос и роман // Вопросы литературы. - 1970. - № 1. -
С. 95-122.
7 Букс, Н. Эшафот в хрустальном дворце: О русских романах В.
Набокова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/7urHhttp%3A%2F%2Fpetrak- igor.narod.ru%2FBuz_8_12.files%2FBuks.pdf&name=Buks.pdf&page=1 &c=577387cb7541 [дата обращения: 20.04.2016]. - Загл. с экрана.
8 Быстрова, О.В. Русская литературная антиутопия 20-х годов XX века:
проблема жанра: автореф. дис. ... канд. фил. наук. -М.,1996. - 18 с.
9 Воробьева, А.Н. Русская антиутопия ХХ - начала XXI веков в
контексте мировой антиутопии: автореф. дис. . д-ра фил. наук. - Самара, 2009. - 528 с.
10 Гальцева Р., Роднянская И. Помеха - человек. Опыт века в зеркале
антиутопий // Новый мир. - 1988. - № 12. - С. 217-230.
11 Гюнтер, Х. Жанровые проблемы утопии. «Чевенгур» А. Платонова //
Утопия и утопическое мышление / Сост. В. А. Чаликова. - М., 1991. - С. 252-276.
12 Жолковский, А.К. Замятин, Оруэлл и Хворобьев: о снах нового типа //
Жолковский А. К. Блуждающие сны и другие работы. М.: Наука: Издат. фирма «Восточная литература», 1994. - 428 с.
13 Замятин, Е.И. Мы: [роман]. - М.: Издательство АСТ, 2015. - 224 с.
14 Зверев, А. Когда пробьет последний час природы // Вопросы
литературы. - 1989. - № 1. - С. 20-23.
15 Золотоносов, М. Какотопия // Октябрь, 1990. - № 7. - С. 192-198...52