Целью модернизации современной системы образования Российской Федерации является повышение качества, доступности и эффективности педагогического процесса. Актуальность данного исследования определяется, во-первых, отсутствием моделей управления качеством обучения, ориентированных на специфику сельских школ, во- вторых, особенностями организации учебно-воспитательного процесса на начальной ступени, направленных на сохранение положительной мотивации к учению, сбережение здоровья, формирование общеучебных навыков, в-третьих, необходимостью разработки общественно-государственных моделей управления качеством обучения в сельских образовательных округах, в-четвертых, уточнением критериев качества обучения, которые в современной практике носят дискуссионный и вариативный характер.
Новые условия функционирования системы российского образования, в частности открытое образовательное и информационное пространство, нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений, формирование новой компетентностной основы развития содержания общего образования, создание различных объединений сельских школ (педагогических ассоциаций, муниципальных образовательных сетей, образовательных округов и др.) и соответствующих общественно-государственных систем управления ими, определяют создание и развитие внутришкольных, окружных, муниципальных, региональных моделей управления качеством обучения.
Проблема качества образования рассматривалась исследователями в различных аспектах:
- модернизация системы образования, повышения её качества (С.И. Григорьев, М.П. Гурьянова, В.И. Купцов, З.А. Смирнова и др.) и проблемы развития начальной школы в современных условиях (М.Н. Абрамова, М.Р. Битянова, Н.Ф. Виноградова,
З.А. Гаврилова, В.И. Ерхов, М.В. Зверева, М.Р. Леонтьева, С.И. Поздеева, Л.П. Ромадина, К.С. Уткина и др.);
-качество образования как социальная категория, определяющая состояние и результативность образовательного процесса, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (В.А. Кальней, Н.А. Кулемин, В.В. Окрепилов, В.П. Панасюк, С.Е. Шишов и др.);
-качество образования в управленческом аспекте (А.Г. Бермус, В.А. Болотов, Н.В. Гороховатский, В.И. Загвязинский, Э.Б. Кайнова, В.А. Кальней, А.М. Моисеев, В.П. Панасюк, М.М. Поташник, Г.Н. Прозументова, В.И. Слободчиков, Т.В. Черникова, И.Н. Щербо, С.Е. Шишов, Е.А. Ямбург и др.);
-специфика понятия «качество образования» на уровне образовательного учреждения (В.И. Загвязинский, Н.А. Кулемин, Д.Ш. Матрос, А.М. Моисеев, А.Ю. Мурашов, В.П. Панасюк, М.М. Поташник, П.Т. Салона, И.Н. Щербо и др.);
-специфика качества образования в разных образовательных парадигмах и разных образовательных практиках (М.В. Левит, Д.Ш. Матрос, А.М. Моисеев, М.М. Поташник, Е.А. Ямбург и др.);
-качество образования с точки зрения объективных показателей реализации государственных образовательных стандартов (В.А. Болотов, Н.В. Гороховатский, Н.А. Селезнева, А.И. Субетто и др.);
-сущность процесса управления качеством образования (Н.Н. Булынский,
A. В. Гличев, Н.А. Кулемин, Э.П. Панасюк, И.Г. Салона, А.И. Субетто и др.) и специфика управления качеством образования в сельской школе (В.Г. Бочарова, Е.С. Гуртовой, М.П. Гурьянова, И.Ю. Добродеев, А.А. Козлов, Б.А. Куган, В.Н. Куровский,
B. Т. Лисовский, Н.В. Матвеева, Ю.П. Мелентьева, В.Б. Орлов, Т.В. Пальчикова,
Г.В. Пичугина, Н.Ф. Родичев, Г.Г. Силласте, С.Н. Чистякова и др.);
-теории профессионального образования (В.В. Бажутин, B.C. Безрукова, А.А. Вербицкий, М.Е. Дуранов, С.Б. Ельцов, Э.Ф. Зеер, М.Н. Зотеева, А.Д.Копытов, А.К. Маркова, Э.М. Никитин, С.М. Редлих, В.И. Ревякина, И.Ю.Соколова и др.).
Анализ научных публикаций, диссертационных работ и потребностей реальной образовательной практики выявил наличие недостатков и трудностей в процессе управления качеством начального обучения в сельском образовательном округе и существование ряда противоречий между:
-исследованиями различных аспектов проблемы управления качеством образования и недостаточным вниманием к такому аспекту как качество начального обучения;
-системным характером проблемы управления качеством начального обучения в сельских образовательных округах и ориентацией большинства исследований на разработку административных моделей оценки качества обучения и др.
Разрешение этих противоречий составляют основную проблему исследования: какова комплексная модель управления качеством начального общего образования в сельском образовательном округе.
Актуальность проблемы и ее социальная значимость, недостаточная разработанность и объективная потребность практики обусловили выбор темы диссертационного исследования «Управление качеством начального обучения в сельском образовательном округе».
Цель исследования — создание и экспериментальная апробация комплексной модели управления качеством начального обучения в сельском образовательном округе.
Объект исследования — процесс управления качеством обучения в сельском образовательном округе.
Предмет исследования — комплексная модель управления качеством начального обучения в сельском образовательном округе.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что управление качеством начального обучения будет более эффективным, если:
-выявлена и описана специфика управления качеством начального обучения в условиях сельского образовательного округа, связанная с комплексными характеристиками образовательных учреждений и общественно-государственным характером управления учебно-воспитательным процессом в школах сельских поселений;
-разработана комплексная модель управления качеством начального обучения в сельской школе и в сельском образовательном округе как система управленческих взаимосвязанных функций, педагогических этапов их реализации;
-описано и апробировано содержание управленческой деятельности по коррекции результатов реализации комплексной модели управления качеством начального обучения: использование общественно-государственной модели управления качеством обучения, психолого-педагогическое сопровождение процесса управления качеством начального обучения, взаимодействие учащихся начальных классов в рамках педагогических ассоциаций, научно-методическое сопровождение профессионального роста педагогов, технологизация процесса обучения в начальной школе.
Проведённое исследование и полученные результаты в опытно-экспериментальной работе подтвердили выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать выводы, нашедшие отражение в заключение диссертации:
-разработана комплексная модель управления качеством начального обучения в сельской школе и образовательном округе, спецификой которой является многоуровневое целеполагание; соответствие программам развития начальных школ мониторинговых исследований, направленных на управление качеством обучения; создание специальных диагностических центров как общественно-государственных органов образовательного округа для организации, руководства, контроля процесса обучения школьников; содержание управленческой деятельности по коррекции полученных результатов, направленное на научно-методическое сопровождение профессионального роста учителей.
-обоснованы особенности управления качеством обучения в сельском образовательном округе, связанные со спецификой организации учебно-воспитательного процесса в начальных школах, необходимостью формирования общественно-государственной системы управления качеством обучения и координинации ее деятельности диагностическим центром;
-разработано содержание
управленческой деятельности для коррекции результатов реализации комплексной модели управления качеством начального обучения в сельском образовательном округе: использование модели педагогических ассоциаций (образовательных округов), психолого¬педагогическое сопровождение всего процесса управления качеством начального обучения, научно-методическое сопровождение профессионального роста педагогов начальной школы, организация взаимодействия учащихся начальных классов в рамках педагогических ассоциаций и технологизация процесса обучения.
Проведённое исследование предполагает дальнейшее рассмотрение вопросов, связанных с формированием компетентностно ориентированных критериев качества обучения и разработкой соответствующих им методик мониторинговых исследований.
Результаты исследования внедрены в муниципальную образовательную систему Томского района Томской области, образовательный процесс ТОИПКРО .
Проведённое исследование предполагает дальнейшее изучение вопросов управления качеством обучения, которое сможет создать условия для обеспечения управления качеством обучения на каждой ступени обучения, в отдельных образовательных учреждениях, в системе образования в целом.
1. Обоянцева, О.В. Об управлении качеством начального обучения в сельской школе/ О.В.Обоянцева //Философия образования. - Новосибирск: НГПУ, 2007.- №2 (21) . - С.154-159.
2. Обоянцева, О.В. Содержание образования в условиях перехода к профильному обучению / О.В.Обоянцева // Образовательный округ как механизм реструктуризации сельской школы: Сборник научных статей / Под ред. Т.Б.Черепановой.- Томск: Томский ЦНТИ, 2003. - С. 104 - 108.
3. Обоянцева, О.В. Основные положения комплексной и структурно- функциональной модели управления качеством образования в сельском образовательном округе (на примере начальной школы) / О.В.Обоянцева // Сельский образовательный округ как механизм формирования современной муниципальной образовательной системы. -
Томск: ТГПУ, 2005. - С.150 -164.
4. Обоянцева, О.В. Развитие содержания образования в сельской начальной школе / О.В.Обоянцева // Современный учитель: подготовка, опыт, компетенции: Материалы Всероссийской научно- практической конференции. - Томск: ТГПУ, 2004. - С.457 -
465.
5. Обоянцева, О.В. Сельский образовательный округ как механизм управления качеством образования / О.В.Обоянцева //Подготовка учителей к использованию современных средств оценивания результатов обучения учащихся: Материалы Всероссийского Интернет семинара - совещания). - Томск: ТГПУ, 2004. -С.233 - 236.
6. Обоянцева, О.В. Об изучении уровня сформированности школьной мотивации и роли администрации школы в организации деятельности педагога по формированию мотивов учебной деятельности у школьников с задержкой психического развития / О.В.Обоянцева // Организационно - методические аспекты коррекционного обучения в сельских образовательных учреждениях: Материалы районной научно- практической конференции. - Томск: издательский дом «Твердыня», 2002. - С.37 - 39.
7. Обоянцева, О.В. Сельский образовательный округ как механизм управления качеством образования / О.В.Обоянцева // Современный учитель: подготовка, опыт, компетенции: Материалы Всероссийской Научно-практической конференции. - Томск: ТГПУ, 2004. - С.309 - 310.
8. Обоянцева, О.В. Совершенствование системы повышения квалификации педагогов в условиях образовательного округа / О.В.Обоянцева // Проблемы модернизации общего
и профессионального
образования: Материалы Всероссийской научно - практической конференции. - Томск:
ТГПУ, 2006. - С. 90 - 92.
9. Обоянцева, О.В. Развитие сельских образовательных округов в современной истории образования в Сибири / О.В.Обоянцева // Образование в Сибири: актуальные проблемы истории и современности: Материалы Всероссийской научной конференции. - Томск: ТГПУ, 2004. - С. 128 -133.
10. Обоянцева, О.В. Работа службы коррекционной педагогики в Зональненской средней школе/ О.В.Обоянцева // Организационно - педагогические аспекты коррекционно - развивающей работы в школе: Материалы научно - практического семинара. - Томск: ГУ «Томский ЦНТИ», 2000. - С. 78 - 81.
11. Обоянцева, О.В. Управление качеством образования в начальной сельской школе (педагогической ассоциации) / О.В.Обоянцева // Комплекс рабочих программ курсовой подготовки учителей и менеджеров сельских ОУ.- Томск: ТГПУ,2005 - С. 120-131.
12. Обоянцева, О.В. Обновления содержания образования в начальной сельской школе / О.В.Обоянцева // Фестиваль педагогических идей —Открытый урок». Сборник тезисов. 2004/2005 учебный год. - М.: ООО Издательство «Первое сентября»; ООО «Чистые пруды», 2005. - С. 275.