Оценка туристическо-рекреационного потенциала Приморского края (на примере прибрежной зоны г. Владивосток)
|
Введение 3
1. Характеристика исследуемого района 8
1.1. Физико-географическое положение города Владивосток 8
1.2. Климатическая характеристика 10
1.3. Природные характеристики города Владивосток 15
1.4. Социально-экономические характеристики города Владивосток 19
1.5. Развитость туризма в городе Владивосток 21
1.6. Пляжи города Владивосток 23
2. Анализ туристского потенциала 26
2.1. Анализ слабых и сильных сторон и определение основных
возможностей и угроз для развития туристской индустрии города Владивосток (SWOT-анализ) 26
3. Выбор и оценка индикаторов туристического потенциала в городе
Владивосток 30
3.1. Характеристики устойчивого развития туризма 30
3.2. Выбор индикаторов для оценки туристического потенциала города
Владивосток 31
3.3. Оценивание индикаторов 38
3.3.1 Природные и экологические условия 38
3.3.2 Социально-демографические параметры 51
3.3.3 Политико-экономические параметры 58
3.4. Выводы и рекомендации для развития устойчивого туризма в городе
Владивосток 61
Заключение 65
Список использованной литературы 66
1. Характеристика исследуемого района 8
1.1. Физико-географическое положение города Владивосток 8
1.2. Климатическая характеристика 10
1.3. Природные характеристики города Владивосток 15
1.4. Социально-экономические характеристики города Владивосток 19
1.5. Развитость туризма в городе Владивосток 21
1.6. Пляжи города Владивосток 23
2. Анализ туристского потенциала 26
2.1. Анализ слабых и сильных сторон и определение основных
возможностей и угроз для развития туристской индустрии города Владивосток (SWOT-анализ) 26
3. Выбор и оценка индикаторов туристического потенциала в городе
Владивосток 30
3.1. Характеристики устойчивого развития туризма 30
3.2. Выбор индикаторов для оценки туристического потенциала города
Владивосток 31
3.3. Оценивание индикаторов 38
3.3.1 Природные и экологические условия 38
3.3.2 Социально-демографические параметры 51
3.3.3 Политико-экономические параметры 58
3.4. Выводы и рекомендации для развития устойчивого туризма в городе
Владивосток 61
Заключение 65
Список использованной литературы 66
Для современного этапа развития человечества характерно усиление межкультурных связей и активное развитие туризма. Туризм сегодня является одной из самых быстрорастущих отраслей экономики, поэтому данной отрасли уделяется повышенное внимание. Благодаря развитию туристического сектора во многих странах решились социально¬экономические проблемы, так как появилось большое количество рабочих мест, а в бюджет пополнился налоговыми поступлениями.
В мировом масштабе вклад в ВВП от туристического сектора составляет практически 10%, что выше вклада от химической (8,6%) или автомобильной (7%) промышленности. В туристическом секторе всего мира непосредственно заняты более 250 миллионов человек, то есть практически каждый десятый работник в мире [1].
За более чем полвека индустрия туризма очень далеко шагнула вперёд, так в 1950 году в мире совершалось всего 25 миллионов туристических поездок, а в 2019 году было совершено 1,5 миллиарда поездок. К сожалению в данный момент туристический сектор испытывает временные трудности, связанные с пандемией COVID-19, из-за большого количества вынужденных ограничений туристический поток в мире в 2020 году по сравнению с 2019 годом сократился на 1 миллиард человек [2, 3].
Экономика многих прибрежных районов сильно зависит от туризма. А доля вклада от туризма во многом зависит от природных условий, состояния окружающей среды района, а также от качества предоставляемых услуг. Рост прибрежного туризма в XX веке дал толчок к быстрому развитию прибрежных районов, в следствие чего увеличилась антропогенная нагрузка на прибрежные районы, а состояние окружающей среды ухудшилось. Последствиями повешенной антропогенной нагрузки становится чрезмерное загрязнение прибрежной зоны, ухудшение качества воды и потеря 3
социально-экономической ценности прибрежного региона. Всё это происходит по причине безответственного отношения к природе. При увеличении туристического потока необходимо переходить к устойчивому развитию, то есть оптимальному использованию ограниченных ресурсов и использованию экологичных- природо-, энерго-, и материало-сберегающих технологий для сохранения биологических и физических природных систем.
Для прибрежного природопользования характерно наличие его нескольких видов, тяготеющих к берегу и конкурирующих между собой. Например, это может быть рекреационное и селитебное природопользование. Для каждого района типы и подтипы природопользования индивидуальны. По некоторым аспектам селитебное и рекреационное природопользование конфликтуют, например из-за загрязнения окружающей среды, но также они могут взаимовыгодно сосуществовать вместе, так как для комфортного пребывания рекреантов необходимы различные варианты для размещения, а также инфраструктура. Губительней на прибрежную зону влияет промышленное природопользование. К морским берегам оно стремиться лишь в некоторых случаях, но когда промышленные предприятия расположены в прибрежной зоне, рекреационный потенциал района снижается, а это делает малопригодными для туризма значительные по протяжённости участки берега, загрязняя их [4].
Иногда к прибрежным зонам тяготеет транспортное природопользование, например порты с сопутствующей инфраструктурой, также это могут быть автодороги и железнодорожные пути. В данном случае складывается двоякая ситуация, так как для функционирования рекреационной инфраструктуры необходима транспортная сеть, чтобы туристы могли добраться до мест отдыха, но в то же время автомобильные дороги являются источником сильного загрязнения, а порты делают непригодными для рекреационного использования значительные участки прибрежной зоны [4].
Прибрежная зона является сложной территорией, состоящей из множества элементов со своими особенностями, поэтому для эффективного управления необходимо применять комплексный подход. Такой подход на протяжении долгого времени развивался в физической и экономической географии, он значительно облегчает выявление связей между различными компонентами природы, а также между природой и человеком.
Берега прибрежных туристических территорий представляют собой совокупность береговых морфосистем и рекреационногеоморфологических систем. Под береговой морфосистемой понимают «такой участок береговой зоны, который образует единое морфолитодинамическое целое с прилегающей к нему частью приморья (или прибрежья) и взморья, с которыми он в ходе современного рельефообразования обменивается потоками вещества и энергии». «В рекреационно-геоморфологических системах сама рекреационная система и некоторые части - субъекты (рекреанты, организаторы отдыха), объекты (технические системы, рекреационные сооружения) вступают в различные отношения с рельефом на основе его метрических, топологических, динамических и временных свойств, выраженных в виде геоморфологического строения и положения через набор функций (эстетическая, познавательная, спортивная, устойчивости и др.) для достижения своих рекреационных целей и поддержания устойчивого состояния и развития» [4].
Распространение последствий антропогенных действий на природу более подробно позволяет изучить комплексный подход. Береговые морфосистемы обладают конкретными границами, но вместе с тем они иерархичны. Тот факт, что береговые морфосистемы охватывают многие километры суши, позволяет детальнее изучить влияние моря и суши друг на друга. Это является важным, так как влияние распространяется на довольно большое расстояние [4].
Для организации эффективных туристских дестинаций недостаточно иметь на территории культурные и исторические ресурсы, или благоприятный климат. Необходим детальный комплексный подход к развитию, так как при выборе места для отдыха основная масса туристов склоняется к полноценно комфортному отдыху в местах с адекватными ценами и развитой туристической инфраструктурой, а не к местам, где присутствуют лишь отдельные компоненты [5].
По этой причине многие россияне предпочитают зарубежные туристические направления отечественным.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в выявлении сильных и слабых сторон для развития туристско-рекреационной отрасли в городе Владивосток, который уже на данный момент является одним из самых популярных туристических направлений Дальневосточного федерального округа. Развитие гостиничного и туристического бизнеса является одним из приоритетных направлений в стратегии развития города [6]. Одной из основных причин выбора темы выпускной квалификационной работы послужило желание разобраться в вопросе возможности развития туристско-рекреационного потенциала Владивостока.
Объектом исследования в данной работе была выбрана прибрежная зона города Владивосток, так как она представляет собой интересное с точки зрения туристической привлекательности место, обладает уникальной для России природой, объектами культурного наследия, также привлекательной зоной для любителей дайвинга и сёрфинга. Владивосток является одним из немногих мест в России, где развита культура сёрфинга. Во Владивосток приезжают отдохнуть как туристы из других регионов России, так и иностранцы. В последние годы город активно развивается за счёт крупных инвестиций. Но очевидно, что туристический потенциал ещё не реализован до конца, поэтому в данной работе проводится комплексный анализ сильных и слабых сторон, чтобы выявить приоритеты развития и повышения туристско-рекреационного потенциала.
Предметом исследования является туристско-рекреационный потенциал прибрежной зоны г.Владивосток. Долгое время Владивосток был закрытым военно-морским городом. Но даже после открытия в 1992 году туристическая привлекательность во Владивостоке долго была низкой. Активное развитие города началось чуть больше десяти лет назад, были вложены крупные средства для подготовки городской инфраструктуры к саммиту АТЭС-2012. С тех пор город продолжает развиваться, становится более комфортным для жизни и туризма. Властями разрабатываются и принимаются стратегии по развитию города и региона, в которых выделяется развитие туристического сектора.
Целью данной выпускной квалификационной работы является оценка туристско-рекреационного потенциала при помощи индикаторного метода и анализ полученных результатов.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
1. Описание основных характеристик Владивостока;
2. Оценка развитости туризма городе Владивосток на данный момент;
3. Анализ потенциала туристической деятельности;
4. Выполнение SWOT-анализа для определения сильных и слабых сторон, а также основных возможностей и угроз для развития туристического сектора в городе;
5. Выбор индикаторов для оценки туристско-рекреационного потенциала;
6. Разработка выводов и рекомендаций по устойчивому развитию туризма в городе Владивосток.
В мировом масштабе вклад в ВВП от туристического сектора составляет практически 10%, что выше вклада от химической (8,6%) или автомобильной (7%) промышленности. В туристическом секторе всего мира непосредственно заняты более 250 миллионов человек, то есть практически каждый десятый работник в мире [1].
За более чем полвека индустрия туризма очень далеко шагнула вперёд, так в 1950 году в мире совершалось всего 25 миллионов туристических поездок, а в 2019 году было совершено 1,5 миллиарда поездок. К сожалению в данный момент туристический сектор испытывает временные трудности, связанные с пандемией COVID-19, из-за большого количества вынужденных ограничений туристический поток в мире в 2020 году по сравнению с 2019 годом сократился на 1 миллиард человек [2, 3].
Экономика многих прибрежных районов сильно зависит от туризма. А доля вклада от туризма во многом зависит от природных условий, состояния окружающей среды района, а также от качества предоставляемых услуг. Рост прибрежного туризма в XX веке дал толчок к быстрому развитию прибрежных районов, в следствие чего увеличилась антропогенная нагрузка на прибрежные районы, а состояние окружающей среды ухудшилось. Последствиями повешенной антропогенной нагрузки становится чрезмерное загрязнение прибрежной зоны, ухудшение качества воды и потеря 3
социально-экономической ценности прибрежного региона. Всё это происходит по причине безответственного отношения к природе. При увеличении туристического потока необходимо переходить к устойчивому развитию, то есть оптимальному использованию ограниченных ресурсов и использованию экологичных- природо-, энерго-, и материало-сберегающих технологий для сохранения биологических и физических природных систем.
Для прибрежного природопользования характерно наличие его нескольких видов, тяготеющих к берегу и конкурирующих между собой. Например, это может быть рекреационное и селитебное природопользование. Для каждого района типы и подтипы природопользования индивидуальны. По некоторым аспектам селитебное и рекреационное природопользование конфликтуют, например из-за загрязнения окружающей среды, но также они могут взаимовыгодно сосуществовать вместе, так как для комфортного пребывания рекреантов необходимы различные варианты для размещения, а также инфраструктура. Губительней на прибрежную зону влияет промышленное природопользование. К морским берегам оно стремиться лишь в некоторых случаях, но когда промышленные предприятия расположены в прибрежной зоне, рекреационный потенциал района снижается, а это делает малопригодными для туризма значительные по протяжённости участки берега, загрязняя их [4].
Иногда к прибрежным зонам тяготеет транспортное природопользование, например порты с сопутствующей инфраструктурой, также это могут быть автодороги и железнодорожные пути. В данном случае складывается двоякая ситуация, так как для функционирования рекреационной инфраструктуры необходима транспортная сеть, чтобы туристы могли добраться до мест отдыха, но в то же время автомобильные дороги являются источником сильного загрязнения, а порты делают непригодными для рекреационного использования значительные участки прибрежной зоны [4].
Прибрежная зона является сложной территорией, состоящей из множества элементов со своими особенностями, поэтому для эффективного управления необходимо применять комплексный подход. Такой подход на протяжении долгого времени развивался в физической и экономической географии, он значительно облегчает выявление связей между различными компонентами природы, а также между природой и человеком.
Берега прибрежных туристических территорий представляют собой совокупность береговых морфосистем и рекреационногеоморфологических систем. Под береговой морфосистемой понимают «такой участок береговой зоны, который образует единое морфолитодинамическое целое с прилегающей к нему частью приморья (или прибрежья) и взморья, с которыми он в ходе современного рельефообразования обменивается потоками вещества и энергии». «В рекреационно-геоморфологических системах сама рекреационная система и некоторые части - субъекты (рекреанты, организаторы отдыха), объекты (технические системы, рекреационные сооружения) вступают в различные отношения с рельефом на основе его метрических, топологических, динамических и временных свойств, выраженных в виде геоморфологического строения и положения через набор функций (эстетическая, познавательная, спортивная, устойчивости и др.) для достижения своих рекреационных целей и поддержания устойчивого состояния и развития» [4].
Распространение последствий антропогенных действий на природу более подробно позволяет изучить комплексный подход. Береговые морфосистемы обладают конкретными границами, но вместе с тем они иерархичны. Тот факт, что береговые морфосистемы охватывают многие километры суши, позволяет детальнее изучить влияние моря и суши друг на друга. Это является важным, так как влияние распространяется на довольно большое расстояние [4].
Для организации эффективных туристских дестинаций недостаточно иметь на территории культурные и исторические ресурсы, или благоприятный климат. Необходим детальный комплексный подход к развитию, так как при выборе места для отдыха основная масса туристов склоняется к полноценно комфортному отдыху в местах с адекватными ценами и развитой туристической инфраструктурой, а не к местам, где присутствуют лишь отдельные компоненты [5].
По этой причине многие россияне предпочитают зарубежные туристические направления отечественным.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в выявлении сильных и слабых сторон для развития туристско-рекреационной отрасли в городе Владивосток, который уже на данный момент является одним из самых популярных туристических направлений Дальневосточного федерального округа. Развитие гостиничного и туристического бизнеса является одним из приоритетных направлений в стратегии развития города [6]. Одной из основных причин выбора темы выпускной квалификационной работы послужило желание разобраться в вопросе возможности развития туристско-рекреационного потенциала Владивостока.
Объектом исследования в данной работе была выбрана прибрежная зона города Владивосток, так как она представляет собой интересное с точки зрения туристической привлекательности место, обладает уникальной для России природой, объектами культурного наследия, также привлекательной зоной для любителей дайвинга и сёрфинга. Владивосток является одним из немногих мест в России, где развита культура сёрфинга. Во Владивосток приезжают отдохнуть как туристы из других регионов России, так и иностранцы. В последние годы город активно развивается за счёт крупных инвестиций. Но очевидно, что туристический потенциал ещё не реализован до конца, поэтому в данной работе проводится комплексный анализ сильных и слабых сторон, чтобы выявить приоритеты развития и повышения туристско-рекреационного потенциала.
Предметом исследования является туристско-рекреационный потенциал прибрежной зоны г.Владивосток. Долгое время Владивосток был закрытым военно-морским городом. Но даже после открытия в 1992 году туристическая привлекательность во Владивостоке долго была низкой. Активное развитие города началось чуть больше десяти лет назад, были вложены крупные средства для подготовки городской инфраструктуры к саммиту АТЭС-2012. С тех пор город продолжает развиваться, становится более комфортным для жизни и туризма. Властями разрабатываются и принимаются стратегии по развитию города и региона, в которых выделяется развитие туристического сектора.
Целью данной выпускной квалификационной работы является оценка туристско-рекреационного потенциала при помощи индикаторного метода и анализ полученных результатов.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
1. Описание основных характеристик Владивостока;
2. Оценка развитости туризма городе Владивосток на данный момент;
3. Анализ потенциала туристической деятельности;
4. Выполнение SWOT-анализа для определения сильных и слабых сторон, а также основных возможностей и угроз для развития туристического сектора в городе;
5. Выбор индикаторов для оценки туристско-рекреационного потенциала;
6. Разработка выводов и рекомендаций по устойчивому развитию туризма в городе Владивосток.
В ходе выполнения работы цель была достигнута, а задачи выполнены. Была произведена оценка туристско-рекреационного потенциала прибрежной зоны города Владивосток при помощи индикаторного метода, а также произведён анализ полученных результатов. Для этого в каждой из трёх глав были решены сопутствующие задачи.
Первая глава была посвящена описанию основных характеристик Владивостока. В были рассмотрены физико-географические, климатические, природные и социально-экономические характеристики. Также была произведена оценка развитости туристического сектора Владивостока.
Во второй главе был выполнен SWOT-анализ, в результате которого были выделены сильные и слабые стороны исследуемого района, а также основные возможности и угрозы для развития туристического сектора.
Третья глава выпускной квалификационной работы была уже непосредственно посвящена оценке туристско-рекреационного потенциала индикаторным методом. В ней был произведён выбор индикаторов для оценки туристско-рекреационного исследуемой территории на основе концепции устойчивого туризма. Была произведена оценка выбранных индикаторов и их анализ. Благодаря этому появилось понимание того, что необходимо улучшить в городе. На основе этого были приведены рекомендации для развития туристско-рекреационного потенциала прибрежной зоны города Владивосток.
Переходя к главному выводу можно сказать, что прибрежная зона города Владивосток обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. В городе есть много предпосылок для успешного развития туристического сектора и привлечения туристов.
Первая глава была посвящена описанию основных характеристик Владивостока. В были рассмотрены физико-географические, климатические, природные и социально-экономические характеристики. Также была произведена оценка развитости туристического сектора Владивостока.
Во второй главе был выполнен SWOT-анализ, в результате которого были выделены сильные и слабые стороны исследуемого района, а также основные возможности и угрозы для развития туристического сектора.
Третья глава выпускной квалификационной работы была уже непосредственно посвящена оценке туристско-рекреационного потенциала индикаторным методом. В ней был произведён выбор индикаторов для оценки туристско-рекреационного исследуемой территории на основе концепции устойчивого туризма. Была произведена оценка выбранных индикаторов и их анализ. Благодаря этому появилось понимание того, что необходимо улучшить в городе. На основе этого были приведены рекомендации для развития туристско-рекреационного потенциала прибрежной зоны города Владивосток.
Переходя к главному выводу можно сказать, что прибрежная зона города Владивосток обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. В городе есть много предпосылок для успешного развития туристического сектора и привлечения туристов.
Подобные работы
- Оценка туристско-рекреационного потенциала прибрежной зоны залива Петра Великого (Японское море)
Магистерская диссертация, гидрология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕКРЕАЦИОННО-ТУРИСТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ В УСЛОВИЯХ ЮГА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Магистерская диссертация, архитектура. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ПРИНЦИПЫ РЕНОВАЦИИ ОСТРОВНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ЗАЛИВА ПЕТРА ВЕЛИКОГО
Магистерская диссертация, архитектура. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2018



