Введение 3
1. Характеристика исследуемого района 8
1.1. Физико-географическое положение города Владивосток 8
1.2. Климатическая характеристика 10
1.3. Природные характеристики города Владивосток 15
1.4. Социально-экономические характеристики города Владивосток 19
1.5. Развитость туризма в городе Владивосток 21
1.6. Пляжи города Владивосток 23
2. Анализ туристского потенциала 26
2.1. Анализ слабых и сильных сторон и определение основных
возможностей и угроз для развития туристской индустрии города Владивосток (SWOT-анализ) 26
3. Выбор и оценка индикаторов туристического потенциала в городе
Владивосток 30
3.1. Характеристики устойчивого развития туризма 30
3.2. Выбор индикаторов для оценки туристического потенциала города
Владивосток 31
3.3. Оценивание индикаторов 38
3.3.1 Природные и экологические условия 38
3.3.2 Социально-демографические параметры 51
3.3.3 Политико-экономические параметры 58
3.4. Выводы и рекомендации для развития устойчивого туризма в городе
Владивосток 61
Заключение 65
Список использованной литературы 66
Для современного этапа развития человечества характерно усиление межкультурных связей и активное развитие туризма. Туризм сегодня является одной из самых быстрорастущих отраслей экономики, поэтому данной отрасли уделяется повышенное внимание. Благодаря развитию туристического сектора во многих странах решились социально¬экономические проблемы, так как появилось большое количество рабочих мест, а в бюджет пополнился налоговыми поступлениями.
В мировом масштабе вклад в ВВП от туристического сектора составляет практически 10%, что выше вклада от химической (8,6%) или автомобильной (7%) промышленности. В туристическом секторе всего мира непосредственно заняты более 250 миллионов человек, то есть практически каждый десятый работник в мире [1].
За более чем полвека индустрия туризма очень далеко шагнула вперёд, так в 1950 году в мире совершалось всего 25 миллионов туристических поездок, а в 2019 году было совершено 1,5 миллиарда поездок. К сожалению в данный момент туристический сектор испытывает временные трудности, связанные с пандемией COVID-19, из-за большого количества вынужденных ограничений туристический поток в мире в 2020 году по сравнению с 2019 годом сократился на 1 миллиард человек [2, 3].
Экономика многих прибрежных районов сильно зависит от туризма. А доля вклада от туризма во многом зависит от природных условий, состояния окружающей среды района, а также от качества предоставляемых услуг. Рост прибрежного туризма в XX веке дал толчок к быстрому развитию прибрежных районов, в следствие чего увеличилась антропогенная нагрузка на прибрежные районы, а состояние окружающей среды ухудшилось. Последствиями повешенной антропогенной нагрузки становится чрезмерное загрязнение прибрежной зоны, ухудшение качества воды и потеря 3
социально-экономической ценности прибрежного региона. Всё это происходит по причине безответственного отношения к природе. При увеличении туристического потока необходимо переходить к устойчивому развитию, то есть оптимальному использованию ограниченных ресурсов и использованию экологичных- природо-, энерго-, и материало-сберегающих технологий для сохранения биологических и физических природных систем.
Для прибрежного природопользования характерно наличие его нескольких видов, тяготеющих к берегу и конкурирующих между собой. Например, это может быть рекреационное и селитебное природопользование. Для каждого района типы и подтипы природопользования индивидуальны. По некоторым аспектам селитебное и рекреационное природопользование конфликтуют, например из-за загрязнения окружающей среды, но также они могут взаимовыгодно сосуществовать вместе, так как для комфортного пребывания рекреантов необходимы различные варианты для размещения, а также инфраструктура. Губительней на прибрежную зону влияет промышленное природопользование. К морским берегам оно стремиться лишь в некоторых случаях, но когда промышленные предприятия расположены в прибрежной зоне, рекреационный потенциал района снижается, а это делает малопригодными для туризма значительные по протяжённости участки берега, загрязняя их [4].
Иногда к прибрежным зонам тяготеет транспортное природопользование, например порты с сопутствующей инфраструктурой, также это могут быть автодороги и железнодорожные пути. В данном случае складывается двоякая ситуация, так как для функционирования рекреационной инфраструктуры необходима транспортная сеть, чтобы туристы могли добраться до мест отдыха, но в то же время автомобильные дороги являются источником сильного загрязнения, а порты делают непригодными для рекреационного использования значительные участки прибрежной зоны [4].
Прибрежная зона является сложной территорией, состоящей из множества элементов со своими особенностями, поэтому для эффективного управления необходимо применять комплексный подход. Такой подход на протяжении долгого времени развивался в физической и экономической географии, он значительно облегчает выявление связей между различными компонентами природы, а также между природой и человеком.
Берега прибрежных туристических территорий представляют собой совокупность береговых морфосистем и рекреационногеоморфологических систем. Под береговой морфосистемой понимают «такой участок береговой зоны, который образует единое морфолитодинамическое целое с прилегающей к нему частью приморья (или прибрежья) и взморья, с которыми он в ходе современного рельефообразования обменивается потоками вещества и энергии». «В рекреационно-геоморфологических системах сама рекреационная система и некоторые части - субъекты (рекреанты, организаторы отдыха), объекты (технические системы, рекреационные сооружения) вступают в различные отношения с рельефом на основе его метрических, топологических, динамических и временных свойств, выраженных в виде геоморфологического строения и положения через набор функций (эстетическая, познавательная, спортивная, устойчивости и др.) для достижения своих рекреационных целей и поддержания устойчивого состояния и развития» [4].
Распространение последствий антропогенных действий на природу более подробно позволяет изучить комплексный подход. Береговые морфосистемы обладают конкретными границами, но вместе с тем они иерархичны. Тот факт, что береговые морфосистемы охватывают многие километры суши, позволяет детальнее изучить влияние моря и суши друг на друга. Это является важным, так как влияние распространяется на довольно большое расстояние [4].
Для организации эффективных туристских дестинаций недостаточно иметь на территории культурные и исторические ресурсы, или благоприятный климат. Необходим детальный комплексный подход к развитию, так как при выборе места для отдыха основная масса туристов склоняется к полноценно комфортному отдыху в местах с адекватными ценами и развитой туристической инфраструктурой, а не к местам, где присутствуют лишь отдельные компоненты [5].
По этой причине многие россияне предпочитают зарубежные туристические направления отечественным.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в выявлении сильных и слабых сторон для развития туристско-рекреационной отрасли в городе Владивосток, который уже на данный момент является одним из самых популярных туристических направлений Дальневосточного федерального округа. Развитие гостиничного и туристического бизнеса является одним из приоритетных направлений в стратегии развития города [6]. Одной из основных причин выбора темы выпускной квалификационной работы послужило желание разобраться в вопросе возможности развития туристско-рекреационного потенциала Владивостока.
Объектом исследования в данной работе была выбрана прибрежная зона города Владивосток, так как она представляет собой интересное с точки зрения туристической привлекательности место, обладает уникальной для России природой, объектами культурного наследия, также привлекательной зоной для любителей дайвинга и сёрфинга. Владивосток является одним из немногих мест в России, где развита культура сёрфинга. Во Владивосток приезжают отдохнуть как туристы из других регионов России, так и иностранцы. В последние годы город активно развивается за счёт крупных инвестиций. Но очевидно, что туристический потенциал ещё не реализован до конца, поэтому в данной работе проводится комплексный анализ сильных и слабых сторон, чтобы выявить приоритеты развития и повышения туристско-рекреационного потенциала.
Предметом исследования является туристско-рекреационный потенциал прибрежной зоны г.Владивосток. Долгое время Владивосток был закрытым военно-морским городом. Но даже после открытия в 1992 году туристическая привлекательность во Владивостоке долго была низкой. Активное развитие города началось чуть больше десяти лет назад, были вложены крупные средства для подготовки городской инфраструктуры к саммиту АТЭС-2012. С тех пор город продолжает развиваться, становится более комфортным для жизни и туризма. Властями разрабатываются и принимаются стратегии по развитию города и региона, в которых выделяется развитие туристического сектора.
Целью данной выпускной квалификационной работы является оценка туристско-рекреационного потенциала при помощи индикаторного метода и анализ полученных результатов.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
1. Описание основных характеристик Владивостока;
2. Оценка развитости туризма городе Владивосток на данный момент;
3. Анализ потенциала туристической деятельности;
4. Выполнение SWOT-анализа для определения сильных и слабых сторон, а также основных возможностей и угроз для развития туристического сектора в городе;
5. Выбор индикаторов для оценки туристско-рекреационного потенциала;
6. Разработка выводов и рекомендаций по устойчивому развитию туризма в городе Владивосток.
В ходе выполнения работы цель была достигнута, а задачи выполнены. Была произведена оценка туристско-рекреационного потенциала прибрежной зоны города Владивосток при помощи индикаторного метода, а также произведён анализ полученных результатов. Для этого в каждой из трёх глав были решены сопутствующие задачи.
Первая глава была посвящена описанию основных характеристик Владивостока. В были рассмотрены физико-географические, климатические, природные и социально-экономические характеристики. Также была произведена оценка развитости туристического сектора Владивостока.
Во второй главе был выполнен SWOT-анализ, в результате которого были выделены сильные и слабые стороны исследуемого района, а также основные возможности и угрозы для развития туристического сектора.
Третья глава выпускной квалификационной работы была уже непосредственно посвящена оценке туристско-рекреационного потенциала индикаторным методом. В ней был произведён выбор индикаторов для оценки туристско-рекреационного исследуемой территории на основе концепции устойчивого туризма. Была произведена оценка выбранных индикаторов и их анализ. Благодаря этому появилось понимание того, что необходимо улучшить в городе. На основе этого были приведены рекомендации для развития туристско-рекреационного потенциала прибрежной зоны города Владивосток.
Переходя к главному выводу можно сказать, что прибрежная зона города Владивосток обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. В городе есть много предпосылок для успешного развития туристического сектора и привлечения туристов.
1. Аюшиева, Л. К. Занятость населения в туристической отрасли / Л. К. Аюшиева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - № 2-2.-С. 132-135.
2. INTERNATIONAL TOURISM GROWTH CONTINUES TO OUTPACE THE GLOBAL ECONOMY // UNWTO URL: https://www.unwto.org/international- tourism-growth-continues-to-outpace-the-economy(дата обращения: 09.06.2021).
3. Шичкова, Е.В. Продвижение территорий и международный туризм: проектно-ориентированный подход: учебно-метод. пособие / Е.В. Шичкова. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2015. - 230 с
4. Санин А.Ю. К вопросу об управлении рекреационным природопользованием в прибрежных туристических территориях Российской Федерации// Современные проблемы сервиса и туризма. - 2018. - №2/Том 12
5. Долженко О.Н. Комплексный подход к развитию туристской индустрии в регионе - залог успешной реализации национальной туристской политики. Вестник РМАТ. 2011. - №3. - С.18-22
6. Решение Думы города Владивостока от 8 июля 2011 года №728 "Об утверждении Стратегии и стратегического плана развития города Владивостока до 2020 года"
7. Особенности климата Владивостока // Примогода URL: https://primpogoda.ru/articles/sezonnye_osobennosti/osobennosti_klimata_vladivo stoka (дата обращения: 14.04.2021).
8. Якименко, Л.В. Природно-ресурсный потенциал и охрана окружающей среды Владивостокского городского округа / Л.В. Якименко, Н.В. Иваненко //Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2016. - №1. - С. 256¬265.
9. Швер Ц.А. Климат Владивостока Под ред. Ц.А. - Ленинград : Гидрометеоиздат, 1978. - 167 с.
10. Владивосток. Климат — Текст: электронный // CLIMATE-DATA.ORG : [сайт].—URL:https:// ru.climate-data.org/ Азия / Российская федерация/ Приморский - край /Владивосток-457/ (дата обращения: 21.03.2021)./
11. Прогноз погоды на месяц и климат Владивосток, Россия. — Текст : электронный // Weather Atlas : [сайт]. — URL: https://www.weather- atlas.com/ru/russia/vladivostok-climate(дата обращения: 21.03.2021).
12. Концепция озеленения зоны большого Владивостока / В.М. Урусов, Л.И. Варченко // Проблемы озеленения населенных пунктов: материалы городской науч.- практ. конф., г. Владивосток, 23 мая 2013 г. - Владивосток: Мор. гос. ун-т. - С. 133 - 149.
13. План комплексного социально-экономического развития Владивостокского городского округа: отчёт о научно-исследовательской работе. - М., 2011.
14. Памятники природы Приморского края // Приморская краевая публичная библиотека им. А.М. Горького URL: https://pgpb.ru/media/cd/zp/new/natur.html(дата обращения: 26.04.2021).
15. Экономический мониторинг г. Владивостока за январь-апрель 2021 года// Владивосток URL: http://vlc.ru/economy/state-economy-section/1372(дата обращения: 01.06.2021).
16. Экономический мониторинг города Владивостока, характеризующий состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, за 2020 год /. - Владивосток: Приморскстат, 2020. - 8 с
17. Экономическая урбанизация / Н.Б. Косарева, Т.Д. Полиди, А.С. Пузанов — Москва: Фонд «Институт экономики города», 2018. — 418 с.
18. Экономика российских городов и городских агломераций. Выпуск 5: Крупнейшие городские агломерации России в глобальной экономике // Институт экономики города URL: https://urbaneconomics.ru/sites/default/files/vypusk_5_rossiiskie_aglomeracii_v_g lobalnoi_ekonomike.pdf (дата обращения: 20.04.2021).
19. Контейнерные перевозки грузов морским транспортом // Allbest URL: https://revolution.allbest.ru/transport/00770201_1.html(дата обращения: 20,04.2021).
20. Грузооборот ВМТП в 2019 году достиг исторического максимума - 11,5 млн тонн // Владивостокский морской торговый порт URL: https://vmtp.ru/press- tsentr/novosti/gruzooborot-vmtp-v-2019-godu-dostig-istoricheskogo-maksimuma- 115-mln-tonn(дата обращения: 20,04.2021).
21. Гомилевская, Г. А. Формирование туристской идентичности г. Владивостока в контексте бренда: "Владивосток - морские ворота России" / Г. А. Гомилевская, Ю. В. Дмитриенко // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2016. - Т. 8. - № 1(32). - С. 142-153.
22. Туристический маршрут «Восточное кольцо России» получит новый импульс к развитию — Текст: электронный // Федеральное агентство по туризму: [сайт]. —URL: https://tourism.gov.ru/news/11081/(дата обращения: 24.03.2021).
23. Властелины Восточного кольца// "Новая газета Во Владивостоке"URL: https://novayagazeta-vlad.ru/340/ekonomika/vlasteliny-vostochnogo-kolca.html(дата обращения: 22,04.2021).
24. Деркачева Л. Н. Оздоровительный туризм как фактор развития территории на примере побережья залива Петра Великого, Японское море// Современные проблемы сервиса и туризма: журнал.— Черкизово: Российский государственный университет туризма и сервиса, 2014. — Т. 8, № 1. — С. 39—52.
25. Игорная зона «Приморье». — Текст: электронный // Игорные зоны и казино России: [сайт]. —URL: https://casinoex.org/igornaja-zona-primore/(дата обращения: 01.04.2021).
26. Пляжи Владивостока // Туристер.ру - туристическая социальная сеть URL: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/vladivostok/beachs(дата обращения: 15.04.2021).
27. Устойчивый туризм: учеб-метод пособие / О. С. Шимова.- Минск: РИПО, 2014. -158 с.
28. Гудковских М.В. Методика комплексной оценки туристско-рекреационного потенциала//Географический вестник. 2017. №1 (40).
29. Степанов С.А. Методические подходы к оценке туристско-рекреационной привлекательности территории // Туризм и рекреация. Туризм в региональном развитии. - Москва: 2009.
30. Особо охраняемые природные территории. — Текст: электронный // Официальный сайт Правительства Приморского края: [сайт]. — URL: https: //www. primorsky.ru/authorities/executive- agencies/departments/environment/osobo-okhranyaemye-prirodnye-territorii/(дата обращения: 01.06.2021).
31. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2019 году. Государственный доклад. — Москва.: Минприроды России; МГУ имени М.В.Ломоносова, 2020. — 1000 с.
32. Природопользование в концепции КУПЗ / Алгоритмы интегрального (межотраслевого) управления прибрежными зонами / Делимитации прибрежных зон // Портал Единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане URL: http://portal.esimo.ferhri.ru/portal/portal/poi/main/pacificKISWindow;jsessionid=F 0A39E9A6D5475E12BC07F3586FA469D?action=2&uri=%2Finfo%2Fconcept% 2Fzones%2F%3F2%2F (дата обращения: 09.06.2021).
33. общее количество часов солнечного сияния - Владивосток - климатический робот Россия // WeatherOnline URL:
https: //www. pogodaonline. ru/weather/maps/city?FMM= 1 &F YY=2010&LMM= 12 &LYY=2010&WMO=31960&CONT=ruru®ION=0006&LAND=RF&ART= SOS&R=0&NOREGION= 1 &LEVEL= 162&LANG=ru&MOD=tab (дата обращения: 22,04.2021).
34. ДОКЛАД об экологической ситуации в Приморском крае в 2019 году /Владивосток : Правительство Приморского края, 2019. - 270 с.
35. Ежегодник: Состояние загрязнения атмосферы в городах на территории России / А.Ф. Ануфриева, М.С Загайнова, Т.П. Ивлева. - Москва: Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) ФГБУ «ГГО», 2019. - 250 с.
36. Дмитриенко, О.С. Анализ состояния туризма в Приморском крае. Сильные и слабые стороны / Текст: электронный, // Территория новых возможностей Вестник ВГУЭС. - 2015. -№ 2. - С. 3-6
37. Регоператор и управляющая компания объяснили, почему во Владивостоке так мало контейнеров для раздельного сбора мусора // Сайт Владивостока URL: https://www.newsvl.ru/vlad/2021/02/11/196945/(дата обращения: 25.05.2021).
38. В восьми районах Приморья в 2021 году построят мусоросортировочные комплексы // Новости в России и в мире - ТАСС URL: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/9426095(дата обращения: 25.05.2021).
39. Почему только 15% мусора в Приморье идет на переработку и куда попадают отходы, которые владивостокцы сортируют дома // Сайт Владивостока URL: https://www.newsvl.ru/vlad/2019/12/16/185943/(дата обращения: 25.05.2021).
40. Состояние преступности в России / информационно-аналитический сборник. - Москва: МВД РФ ФКУ "Главный информационно-аналитический центр", 2020. - 66 с.
41. The Travel &Tourism Competitiveness Report 2019 // The World Economic Forum URL: https://www.weforum.org/reports/the-travel-tourism- competitiveness-report-2019(дата обращения: 28.05.2021).
42. Оценка состояния преступности на территории Приморского края по итогам января-декабря 2020 года /Текст: электронный - Владивосток: УМВД Приморского края, 2020. - 4 с.
43. Арсентьева, А. В. Методические основы мониторинга пляжных территорий и объектов массового отдыха у воды (на примере Приморского края) / А. В.
Арсентьева, Г. А. Гомилевская, О. Б. Романова// Фундаментальные исследования. -2015. -№ 12-5. - С. 981-986.
44. Туризм // Владивосток URL: http://vlc.ru/city-environment/Turizm(дата обращения: 25.05.2021).
45. Кравчук, Д. В. Активное развитие спорта во Владивостокском городском округе / Д. В. Кравчук // Вестник науки и образования. - 2015. - № 4(6). - С. 215-217.
46. Муниципальные спортивные плоскостные сооружения // Владивосток URL: http://vlc.ru/social-sphere/citysport/Municipalnye-sportivnye-ploskostnye- sooruzheniya(дата обращения: 28,05.2021).
47. Во Владивостоке на 1000 жителей приходится 540 автомобилей // Новости Владивостока и Приморского края - PrimaMedia URL: https://primamedia.ru/news/680268/(дата обращения: 26.05.2021).
48. Менделев, Г.А. Транспорт в планировке городов / Учебное пособие. - Москва: Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет), 2005. - 136 с.
49. Транспортные проблемы Владивостока / В.Н. Ембулаев, Н.П. Белозерцева, И.А. Гренц. - Владивосток : Текст: электронный, 2019. - 1-8 с.
50. Кирсанова, Л.И. Антропологическая прогулка по улицам города: ритмы города и сингулярности (на примере г. Владивостока) / Л.И. Кирсанова, Н.Ю. Малкова // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. - 2012. - . - № 3. -С. 3-9
51. Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации // Открытые данные Министерства культуры России URL: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn(дата обращения: 26.05.2021).
52. Памятники монументального искусства города Владивостока // Новости России, СНГ и мира -ИА REGNUM URL: https://regnum.ru/news/society/989227.html(дата обращения: 26.05.2021).
53. Отдых во Владивостоке (Россия, Приморский край) // Отзовик URL: https://otzovik.com/reviews/otdih_vo_vladivostoke_russia_primorskiy_kray/(дата обращения: 02,06.2021).
54. Владивосток, Россия // IRecommend.ru URL: https://irecommend.ru/content/vladivostok-moi-lyubimyi-gorod- vladivostok?new=1(дата обращения: 02,06.2021).
55. Грошевой, А.В. Широкорад О.А. Состояние и перспективы развития городского наземного транспорта в городе Владивостоке / Текст: электронный. - 2014. - УДК 656.08 - С. 1-4
56. Приморский край. Туризм в цифрах // Система обмена туристской информацией URL: https://nbcrs.org/regions/primorskiy-kray/statistics/(дата обращения: 09,06.2021).
57. Актуализированная стратегия и стратегический план развития Владивостока до 2030 года / рук. И.И. Меламед //Отчет о научно-исследовательской работе - Владивосток: ФГУ, 2020. - 227 с.
58. Владивосток руководство по ценам. Сколько стоит поездка в Владивосток? Сметные путевые расходы на питание, общественный транспорт, вход и проживание в достопримечательностях. // Hikersbay URL:
http://hikersbay. com/travel-cost/russia/vladivostok?lang=ru (дата обращения: 10,06.2021).
59. Рейтинг регионов РФ по уровню безработицы - 2020 // РИА Рейтинг URL: https://riarating.ru/infografika/20200317/630157723.html(дата обращения: 27.05.2021).
60. Занятость и безработица в Российской Федерации в декабре 2020 года // Федеральная служба государственной статистики URL:
https://www. gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW. exe/Stg/d02/ 17.htm (дата обращения: 27.05.2021).
61. Рынок труда Приморского края // Интерактивный портал Министерства труда и социальной политики Приморского края URL: https: //soctrud. рпшогаку.ги/сон1еп1/рынок_труда_приморского_края (дата обращения: 27.05.2021).
62. Стратегия развития Приморского края // Текст: электронный. - 2018 - С. 147
63. Развитие культурно-познавательного туризма в Приморском крае в условиях реализации проекта "Восточное кольцо России" / И.Н. Толстых, Е.С. Золотухина, Шухань Ван // Текст: электронный. - 2018. - . - № 2. - С. 1-5
64. Владивосток. Столица Приморья усиливает туристическую привлекательность. — Текст: электронный // Ассоциация Сибирских и Дальневосточных городов: [сайт].—URL: https://www.asdg.ru/news/349186/(дата обращения: 03.04.2021).
65. Арзамасцев, И.С. Природопользование в прибрежных зонах: основные понятия, зонирование и проблемы управления / Охрана биоресурсов// Таможенная политика на Дальнем Востоке. - 2009. - № 4. - С. 76-89
66. Арманд, Д.А. Наука о ландшафте / Д.А. Арманд. - Москва : Мысль, 1975. - 276 с.
67. Казанцев, П.А. Береговая линия Владивостока как объект архитектурно-экологической реновации / Вестник инженерной школы ДФУП// Владивосток. - 2020. - . - № 4. - С. 154-167
68. Концепция озеленения зоны большого Владивостока / В.М. Урусов, Л.И. Варченко // Проблемы озеленения населенных пунктов: материалы городской науч.- практ. конф., г. Владивосток, 23 мая 2013 г. - Владивосток: Мор. гос. ун-т. - С. 133 - 149.
69. Кулакова, Л.И. Методические подходы к оценке туристско-рекреационного потенциала российских регионов / Российское предпринимательство // - Москва: 2017. - Т. 18, № 24. - С. 1-12
70. Модель взаимодействия образовательного учреждения и предприятий турбизнеса (на примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса / Г.А. Гомилевская, В.Г. Ден // Текст: электронный. - 2019 - Т. УДК378.14.015.62.-С. 1-5
71. Свободный порт Владивосток как фактор динамичного развития Дальнего Востока / А.К. Штакал, Е.В. Корнева,, В.С. Авраменко // ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса». - 2014.-.-№4.-С. 4-10
72. Титова, Н.Ю. Оценка предпосылок кластеризации Приморского края / Региональная экономика: теория и практика // -2014. - № 33. - С. 13-20
73. Туризм - одно из приоритетных направлений развития Дальнего Востока / Л.В. Лехтянская, Т.Г. Римская // Текст: электронный. - 2019. - . - Т. УДК 331.522, №1.-С. 1-5