Введение .................................................................................................................... 2
Глава 1. Истоки происхождение и образы извода Божией Матери «Не рыдай
мене Мати» ................................................................................................................ 6
1.1. Первоначальные образы ................................................................................ 6
1.2.Образы на иконографическом типе иконы«Не рыдай мене Мати» ................20
Глава 2. Консервация и реставрация темперной живописи ..................................29
2.1. Развитие реставрации древнерусской иконописи ...........................................30
2.2.Методики укрепления и консервации ...............................................................34
2.3. Методика восполнения утрат в структуре иконы ...........................................54
Заключение ...............................................................................................................66
Список использованной литературы ......................................................................68
Электронные ресурсы ..............................................................................................73
Еще во времена иконоборства был выведен догмат о том, что первообраз
находится в изображении не по существу», но «по подобию». «Природа
изображения, – писал преподобный Федор, – в том и заключается, что оно
тождественно с первообразом в отношении подобия, а различается по значению
сущности»
1
.
Икона – не слабая тень оригинала, как живописное изображение у
платоников, а особая форма выражения оригинала, специально ориентированная
на выявление его визуальной «идеи», его лика.
Иконографический извод «Не рыдай мене Мати» полноценно содержит в себе
выражение вышеупомянутой визуальной идеи, лики извода – это совокупность
исторической, этической и психологической составляющей, что выражается в
определенных закономерностях и особенностях изображения.
Образы святых, икона – остаются главным сакрально-художественным
феноменом православной культуры и заслуживают изучения из -за той роли,
которую они сыграли в религиозной истории человечества. Изучение образов
икон может способствовать лучшему пониманию духовного прогресса развития
общества на протяжении тысячелетий.
Актуальность темы данной дипломной работы заключается в
малодостаточном количестве исследований, иконологических,
иконографических и исторических трудов, относящихся к данному
конкретному изводу Божией Матери. Следовательно, необходимо боле е
полное и углубленное изучение ег о иконографических особенностей.
Цель данной работы: с помощью иконографии и сопутствующим ей
исследовательским...
Основной темой данной работы стало изучение иконографического типа
иконы «Не рыдай Мене Мати», что обуславливается малым количеством работ в
данном конкретном типе исследований.
В ходе проведенного исследования была доказана уникальность и
сакральность изображаемых образов данного иконографического типа.
С помощью иконографии и сопутствующим ей исследовательским
направлениям икон был разобран исторический и символический концепт
образов иконографического представленной иконы и исследовании их
особенностей. Также были исследованы методики восстановле ния и
последующей сохранности изображения конкретного предмета иконописи «Не
рыдай мене Мати».
На первом этапе была рассмотрена и разобрана иконография сюжета
данного извода, а также были изучены сопутствующиеи первоначальные
образы.
При исследовании было заключено, что иконографический извод «Не
рыдай мене Мати» объединяет сюжеты двух икон, а также является синтезом
иконы и реликвии, отражая почитание нерукотворных образов Христа; образ
отражает в себе христианскую надежду о Воскресении.
На втором этапе при проведении работ по консервации и реставрации
иконы «Не рыдай Мене Мати» были исследованы методики реставрации
станковой темперной живописи, а также по данным методикам проведены
манипуляции для сохранности данной иконы...
1. Erzsébet Kámán Some remarks on the image of the Mother of God in Russian
spiritual verses, Journal: Studia Slavica Academiae Scientiarum Hungarica е:
52/2007
2. Алексеев C.B. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия
иконы. СПб.: «Сатисъ»
3. Алексеев C.B. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия
иконы. СПб.: «Сатисъ»; «Держава». 2005. — 335 с.
4. Алпатов М. В. Всеобщая история искусств. Т. 3: Русское искусство с
древнейших времен до начала XVIII века. М.; 1955
5. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1978.
6. Андреев Н. Е. Инок Зиновий Отенский об иконописании // SK. 1936. Т.8
7. Барская H.A. Сюжеты и образы древнерусской живописи. — М.:
Просвещение, 1993. —223 е.
8. Бобров Ю. Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности
и противоречия. М.: ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря, 2004
9. Бобров Ю. Г., Бобров Ф., Консервация и реставрация станковой темперной
живописи — М.: Художественно-Педагогическое издательство, 2008, 256
стр.
10.Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. — СПб.:
Аксиома, Мифрил, 1996.
11.Богословие образа: Икона и иконописцы. Антология / Сост. А.Н. Стрижев.
-М.: Паломник, 2002.-463 с.
12.Булгаков С.Н. Икона и иконопочитание. Догматический очерк. — М.:
Крутицкое Патриаршее Подворье, Русский путь, 1996.
13.Буслаев Ф.И. Общие понятия о русской иконописи // Буслаев Ф.И. О
литературе: Исследования. Статьи. — М: , 1990. — С. 294-388.
14.Буслаев Ф.И. Общие понятия о русской иконописи // Сборник на 1866 год,изданный Обществом древнерусского искусства при Московском
публичном музее. М., 1866. С. 11
15.Бушаков С.Н. Икона и иконопочитание. – Париж: YMCA-Press, 1931... 68