Введение................................................................................................................................3
1 Особенности характеристик боры и северо-восточного ветра на
Черноморском побережье.................................................................................................5
1.1 Характеристика понятия «бора»......................................................................5
1.2 Характеристика условий развития сильных северо-восточных ветров в
районе Туапсе............................................................................................................11
2 Исследование синоптических условий сильных штормов северо-восточного
ветра на участке от Новороссийска до Туапсе........................................................... 16
2.1 Местные особенности, влияющие на скорость северо-восточного ветра
на участке Новороссийск - Туапсе...................................................................... 16
2.2 Синоптические условия сильных ветров в районе Туапсе.......................22
3 Характеристика и анализ метода боры и северо-восточного ветра на ГМБ
Туапсе..................................................................................................................................26
3.1 Исследование метода прогноза боры и северо-восточного ветра на ГМБ
Туапсе......................................................................................................................... 26
3.2 Анализ специализированного гидрометеорологического обеспечения
порта Туапсе ГМБ Туапсе......................................................................................36
Заключение........................................................................................................................46
Список используемой литературы............................................................................... 48
Приложение 1 ....................................................................................................................50
На морские суда и их безопасность, на работы в порту оказывают влияние
как синоптические условия, так и природно-климатические явления в
атмосфере. К ним относят: ветер и давление воздуха, течения и волнение
поверхности воды, ураганы, грозы, засухи, ливни, град, повышение уровня
морских вод и др.
Когда возникают такие сложные погодные условия, то возникает
опасность для работ, выполняемых в порту и на судах. Поэтому для того чтобы
минимизировать убытки и планировать работы в портах необходимо знать
погодную информацию и уметь грамотно и вовремя ее использовать.
Одним из таких опасных явлений является бора. Но в большей степени с
борой связывают Новороссийск, и такая бора даже носит название -
новороссийская. Однако это явление характерно для Черноморского побережья
России и не только. При различных исследованиях этого явления было
выделено четыре типа боры: фронтальной, внутримассовой, муссонной и
стоковой. Соответственно и определены количественные характеристики этого
явления, которые используют при прогнозах погоды.
Синоптики изучают условия возникновения боры и штормовой
деятельности и этот вопрос носит важный практический интерес, особенно в
районах где развита хозяйственная деятельность.
Интерес к боре определяется ее исключительной опасностью. Это
явление часто сопровождается ураганным ветром и сильным морозом, что
нередко становится причиной крупного ущерба и человеческих жертв на
Черноморском побережье Кавказа. Бора, как правило, наблюдается в холодное
полугодие, в период с октября по апрель, и связана с ультраполярными
вторжениями на юг европейской территории России. Горизонтальный масштаб
явления составляет несколько десятков километров, вертикальный - несколько
сотен метров...
В результате исследований сделаны следующие выводы:
- бора - это сильный стоковый прибрежный ветер в районе
Новороссийска, продолжительностью 2-7 дней, с резким понижением
температуры и порывами ветра до 30-35 м/с и более. В основном наблюдается в
ноябре и мартев среднем 46 дней в году.
- определение боры как ветра в районе Новороссийска со скоростями
более 15 м/с значительно расширяет типизацию этого явления и включает в
себя весенне-летне-осенние случаи сильного ветра, не сопровождающиеся
значительным понижением температуры и катастрофическими последствиями.
- борою можно называть также сильный северо-восточный ветер на
участке от Анапы до Туапсе, поскольку природа этого ветра одинакова.
- Все исследователи боры приходят к единому выводу, что необходимым
ее условием является наличие холодного антициклона к северу от Черного моря
и области пониженного давления над Черным морем. Подойдя к Кавказскому
хребту, холодный воздух антициклона не может преодолеть Главный
Кавказский хребет и начинает обтекать его с боков и переваливать в тех местах,
где высота хребта ниже верхней границы холодного воздуха.
- СВ ветер в описываемом районе развивается при 7 синоптических
процессах: северных, северо-восточных, западных и северо-западных
антициклонах; при развитии отрога сибирского антициклона; при перемычке
высокого давления; при стационировании антициклона; при образовании
частного циклона на ЮВ Черного моря.
- Отсутствие устойчивой связи между величиной горизонтального
барического градиента и скоростью ветра, привело к необходимости при
прогнозировании брать разность давления между Туапсе и Новороссийском, по
которой можно судить о скорости ветра в Туапсе...