Специфика речевого портрета в романе З.Прилепина ’Санькя”
|
Введение 2
Глава 1. Речевой портрет литературного персонажа как предмет анализа 6
1.1. Речевой портрет как функциональная модель языковой личности:
параметры анализа 6
1.2. Речевое поведение героя как система коммуникативных поступков 20
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Речевой портрет героя романа З.Прилепина «Санькя» 31
2.1. Индивидуальный лексикон языковой личности «Саша Тишин» 31
2.2. Репрезентация языковой картины мира Саньки 38
2.3. Коммуникативные роли персонажа 45
Выводы по 2 главе 52
Заключение 55
Библиографический список: 58
Глава 1. Речевой портрет литературного персонажа как предмет анализа 6
1.1. Речевой портрет как функциональная модель языковой личности:
параметры анализа 6
1.2. Речевое поведение героя как система коммуникативных поступков 20
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Речевой портрет героя романа З.Прилепина «Санькя» 31
2.1. Индивидуальный лексикон языковой личности «Саша Тишин» 31
2.2. Репрезентация языковой картины мира Саньки 38
2.3. Коммуникативные роли персонажа 45
Выводы по 2 главе 52
Заключение 55
Библиографический список: 58
Одним из наиболее важных понятий в области литературоведения является “речевой портрет героя”. Его изучение начинается с исследования фонетического портрета. Значимые приемы характеристики фонетического портрета разработаны известным советским и российским лингвистом Михаилом Викторовичем Пановым во второй половине XX века. Так, Панов исследовал произношение определенных личностей. Он создал фонетические портреты писателей, ученых и политиков, а также дал описание литературной нормы в рамках диахронического аспекта.
Речевой портрет находится в тесной взаимосвязи с таким феноменом, как “языковая личность”. Предметом анализа множества российских исследователей, реализующих свою деятельность в области психолингвистики, лингвокультурологии, лингвоперсонологии и социолингвистики, в последние десятилетия является языковая личность. Это связано с двумя факторами:
1. Антропоцентрическое направление в гуманитарных науках. возникшее в 80-е гг., рассматривает человека как целостную сущность.
2. Целостность человека обусловлена целостностью его сознания, в наибольшей мере проявляющее себя в языке.
Впервые ввел в литературоведение термин "языковая личность" В.В. Виноградов. Ключевым и интегрирующим в данном случае понятием является понятие "личность" ("поэтическая личность", "личность автора"). Однако в литературоведении изучение языковой личности до сих пор не получила четкой и ясной дефиниции. При исследовании национального, а также коллективного и индивидуального речевого портрета наблюдается непосредственная связь с “языковой личностью” и “речевым портретом”. Так, речевой портрет является синтезированным образом носителя национальной языковой картины мира, языковых традиций и языковой моды, языкового сознания, речевых способностей и особенностей, речевой культуры и вкуса, языковых знаний, умений и навыков.
Актуальность исследования. Антропоцентрический подход является одной из особенностей современной филологии. Его центром становится язык/речь - те феномены, через которые проявляет себя сознание (языковое сознание, речевое сознание). По этой причине исследование “речевого портрета” является актуальной темой на сегодняшний день. Речевой портрет - это как совокупность лексических, фонетических и грамматических особенностей речи персонажа, так и средство для создания образа в литературе. Так, с помощью речи персонажа можно показать в произведении определенную историческую эпоху, к тому же характер и вкусы, профессию и место жительства, темперамент и речевые привычки, социальную и национальную принадлежность героя. Таким образом, чтобы максимально исследовать героя какой -либо книги, необходимо изучить речевой портрет исследуемого персонажа.
В нашей работе мы решили соединить исследование речевого портрета и языковой личности, литературы и языка, что, как представляется, актуально с позиций антропологического подхода.
Объектом исследования в рамках данной работы является речевой портрет.
Предмет исследования - специфика речевого портрета в романе З.Прилепина «Санькя».
Цель исследования - изучение специфики речевого портрета в романе З.Прилепина «Санькя».
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) Изучение параметров анализа речевого портрета как функциональной модели языковой личности;
2) Анализ речевого поведения героя как системы коммуникативных поступков;
3) Исследование речевого портрета Саши Тишина в романе З.Прилепина «Санькя».
В работе использованы такие методы исследования, как метод компонентного анализа, контекстного анализа, сравнительный, описательный, лингвистический и трансформационный методы.
Теоретической базой исследования послужили труды таких ученых, как Л.К. Чурилина, В.В. Виноградов, К. Ф. Седов, И. Н. Горелов, М.В. Панов, Т. П. Тарасенко, М. В. Китайгородская и других.
Теоретическая значимость заключается в углублении понимания понятий «языковая личность», «речевой портрет», а также в определении специфики речевого портрета в романе Захара Прилепина «Санькя».
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы проведенного исследования могут использоваться в системе профессионального образования направления подготовки «Филология», «Лингвистика», в процессе обучения русскому языку в средних и высших школах, при написании курсовых и выпускных квалификационных работ, а также для дальнейшего исследования данной темы.
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Во введении обосновываются выбор темы ВКР, ее актуальность, теоретическая и практическая значимость, формулируются цель, задачи, определяются объект и предмет исследования, методы анализа языкового материала.
В первой главе рассматриваются параметры анализа речевого портрета как функциональной модели языковой личности, анализируется речевое поведение героя как системы коммуникативных поступков.
Во второй главе представлена характеристика индивидуального лексикона языковой личности «Саша Тишин», рассматривается репрезентация языковой картины мира Саньки и анализируются коммуникативные роли персонажа.
Заключение содержит обобщающие выводы по результатам проведенного исследования.
Список использованной литературы составлен в алфавитной последовательности и включает в себя 64 наименования.
Речевой портрет находится в тесной взаимосвязи с таким феноменом, как “языковая личность”. Предметом анализа множества российских исследователей, реализующих свою деятельность в области психолингвистики, лингвокультурологии, лингвоперсонологии и социолингвистики, в последние десятилетия является языковая личность. Это связано с двумя факторами:
1. Антропоцентрическое направление в гуманитарных науках. возникшее в 80-е гг., рассматривает человека как целостную сущность.
2. Целостность человека обусловлена целостностью его сознания, в наибольшей мере проявляющее себя в языке.
Впервые ввел в литературоведение термин "языковая личность" В.В. Виноградов. Ключевым и интегрирующим в данном случае понятием является понятие "личность" ("поэтическая личность", "личность автора"). Однако в литературоведении изучение языковой личности до сих пор не получила четкой и ясной дефиниции. При исследовании национального, а также коллективного и индивидуального речевого портрета наблюдается непосредственная связь с “языковой личностью” и “речевым портретом”. Так, речевой портрет является синтезированным образом носителя национальной языковой картины мира, языковых традиций и языковой моды, языкового сознания, речевых способностей и особенностей, речевой культуры и вкуса, языковых знаний, умений и навыков.
Актуальность исследования. Антропоцентрический подход является одной из особенностей современной филологии. Его центром становится язык/речь - те феномены, через которые проявляет себя сознание (языковое сознание, речевое сознание). По этой причине исследование “речевого портрета” является актуальной темой на сегодняшний день. Речевой портрет - это как совокупность лексических, фонетических и грамматических особенностей речи персонажа, так и средство для создания образа в литературе. Так, с помощью речи персонажа можно показать в произведении определенную историческую эпоху, к тому же характер и вкусы, профессию и место жительства, темперамент и речевые привычки, социальную и национальную принадлежность героя. Таким образом, чтобы максимально исследовать героя какой -либо книги, необходимо изучить речевой портрет исследуемого персонажа.
В нашей работе мы решили соединить исследование речевого портрета и языковой личности, литературы и языка, что, как представляется, актуально с позиций антропологического подхода.
Объектом исследования в рамках данной работы является речевой портрет.
Предмет исследования - специфика речевого портрета в романе З.Прилепина «Санькя».
Цель исследования - изучение специфики речевого портрета в романе З.Прилепина «Санькя».
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) Изучение параметров анализа речевого портрета как функциональной модели языковой личности;
2) Анализ речевого поведения героя как системы коммуникативных поступков;
3) Исследование речевого портрета Саши Тишина в романе З.Прилепина «Санькя».
В работе использованы такие методы исследования, как метод компонентного анализа, контекстного анализа, сравнительный, описательный, лингвистический и трансформационный методы.
Теоретической базой исследования послужили труды таких ученых, как Л.К. Чурилина, В.В. Виноградов, К. Ф. Седов, И. Н. Горелов, М.В. Панов, Т. П. Тарасенко, М. В. Китайгородская и других.
Теоретическая значимость заключается в углублении понимания понятий «языковая личность», «речевой портрет», а также в определении специфики речевого портрета в романе Захара Прилепина «Санькя».
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы проведенного исследования могут использоваться в системе профессионального образования направления подготовки «Филология», «Лингвистика», в процессе обучения русскому языку в средних и высших школах, при написании курсовых и выпускных квалификационных работ, а также для дальнейшего исследования данной темы.
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Во введении обосновываются выбор темы ВКР, ее актуальность, теоретическая и практическая значимость, формулируются цель, задачи, определяются объект и предмет исследования, методы анализа языкового материала.
В первой главе рассматриваются параметры анализа речевого портрета как функциональной модели языковой личности, анализируется речевое поведение героя как системы коммуникативных поступков.
Во второй главе представлена характеристика индивидуального лексикона языковой личности «Саша Тишин», рассматривается репрезентация языковой картины мира Саньки и анализируются коммуникативные роли персонажа.
Заключение содержит обобщающие выводы по результатам проведенного исследования.
Список использованной литературы составлен в алфавитной последовательности и включает в себя 64 наименования.
Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Ключевое в данном исследовании понятие “речевой портрет” раскрывается нам как совокупность особенностей и речевых предпочтений определенной личности. Это определенно делает ее запоминающейся и впоследствии узнаваемой.
На данный момент в научной литературе отсутствует какой-либо общепринятый способ анализа речевого портрета языковой личности. Характеристику речевого портрета в основном дают с акцентом на языковые особенности индивида. Однако представляется возможным использовать при анализе речевого портрета таких моментов, как:
• Лексический уровень исследуемого речевого портрета для определения особенностей словоупотребления;
• Картина мира личности, чей речевой портрет рассматривается в определенном исследовании;
• Уровень коммуникативных ролей, стратегий и тактик.
На примере романа Захара Прилепина «Санькя» мы рассмотрели речевой портрет главного персонажа - Саши Тишина. Следует заключить, что анализ речевого портрета Саньки позволил нам глубже понять как самого персонажа, так и замысел писателя, идею и мысли, которые он хотел донести до читателей.
Специфика речевого портрета Саши заключается в том, что его речь построена на разговорно-просторечных словах, также очень часто встречаются элементы обсценной лексики, чем автор показывает эмоциональную реакцию Саньки на определенные происшествия, степень его психологического напряжения, пренебрежительное отношение к системе запретов, принадлежность Саньки к «своим» - обычным ребятам с улицы: «кровавую рожу», «от шума и беспрестанно звучащих матюков», «давайте сдохнем», «угробят здесь», «он свернул на стежку, ноги расползались по грязи. Саша взмахивал руками и тихо матерился... », «— Погнали, — сказал Саня», «— Вы что здесь стоите? — спросил Леша ровным голосом. — Там уже менты? — ответил Саша вопросом на вопрос», «Боятся, сволочи», — подумал Саша». Стоит отметить, что речевая характеристика персонажа художественного произведения не ограничивается его прямой речью: мысленно Санька часто размышляет на философские темы, что говорит о его достаточно высоком интеллекте: «что за одиночество, если все прожитое — в тебе и с тобой, словно ты мороженщик, который все распродал, но ходит со своим лотком и, ложась спать, кладет его рядом, холодный...» — подумал Саша, и сам иронично хмыкнул над собой».
Санька вырос в деревне рядом с бабушкой и дедушкой, в речи которых присутствуют диалектные и просторечные элементы (само название романа тоже является диалектным). В его речи и мыслях Саньки также часто прослеживаются диалектизмы. Мама Сани пишет записку без знаков препинания, что указывает на простоту и малообразованность родственников Саньки, которые его вырастили. Следовательно, он и сам не является образованным молодым человеком.
Саше Тишину свойственно просторечие, употребление афористики и фразеологии в эмоционально-экспрессивном ключе. Это способствует созданию яркого образа языковой личности в лице Саньки.
В процессе исследования были выполнены следующие задачи: изучены параметры анализа речевого портрета как функциональной модели языковой личности; проведен анализ речевого поведения героя как системы коммуникативных поступков; исследован речевой портрет Саши Тишина в романе З.Прилепина «Санькя».Цель исследования - изучение специфики речевого портрета в романе З.Прилепина «Санькя» - достигнута, следовательно, работу можно считать завершенной.
На данный момент в научной литературе отсутствует какой-либо общепринятый способ анализа речевого портрета языковой личности. Характеристику речевого портрета в основном дают с акцентом на языковые особенности индивида. Однако представляется возможным использовать при анализе речевого портрета таких моментов, как:
• Лексический уровень исследуемого речевого портрета для определения особенностей словоупотребления;
• Картина мира личности, чей речевой портрет рассматривается в определенном исследовании;
• Уровень коммуникативных ролей, стратегий и тактик.
На примере романа Захара Прилепина «Санькя» мы рассмотрели речевой портрет главного персонажа - Саши Тишина. Следует заключить, что анализ речевого портрета Саньки позволил нам глубже понять как самого персонажа, так и замысел писателя, идею и мысли, которые он хотел донести до читателей.
Специфика речевого портрета Саши заключается в том, что его речь построена на разговорно-просторечных словах, также очень часто встречаются элементы обсценной лексики, чем автор показывает эмоциональную реакцию Саньки на определенные происшествия, степень его психологического напряжения, пренебрежительное отношение к системе запретов, принадлежность Саньки к «своим» - обычным ребятам с улицы: «кровавую рожу», «от шума и беспрестанно звучащих матюков», «давайте сдохнем», «угробят здесь», «он свернул на стежку, ноги расползались по грязи. Саша взмахивал руками и тихо матерился... », «— Погнали, — сказал Саня», «— Вы что здесь стоите? — спросил Леша ровным голосом. — Там уже менты? — ответил Саша вопросом на вопрос», «Боятся, сволочи», — подумал Саша». Стоит отметить, что речевая характеристика персонажа художественного произведения не ограничивается его прямой речью: мысленно Санька часто размышляет на философские темы, что говорит о его достаточно высоком интеллекте: «что за одиночество, если все прожитое — в тебе и с тобой, словно ты мороженщик, который все распродал, но ходит со своим лотком и, ложась спать, кладет его рядом, холодный...» — подумал Саша, и сам иронично хмыкнул над собой».
Санька вырос в деревне рядом с бабушкой и дедушкой, в речи которых присутствуют диалектные и просторечные элементы (само название романа тоже является диалектным). В его речи и мыслях Саньки также часто прослеживаются диалектизмы. Мама Сани пишет записку без знаков препинания, что указывает на простоту и малообразованность родственников Саньки, которые его вырастили. Следовательно, он и сам не является образованным молодым человеком.
Саше Тишину свойственно просторечие, употребление афористики и фразеологии в эмоционально-экспрессивном ключе. Это способствует созданию яркого образа языковой личности в лице Саньки.
В процессе исследования были выполнены следующие задачи: изучены параметры анализа речевого портрета как функциональной модели языковой личности; проведен анализ речевого поведения героя как системы коммуникативных поступков; исследован речевой портрет Саши Тишина в романе З.Прилепина «Санькя».Цель исследования - изучение специфики речевого портрета в романе З.Прилепина «Санькя» - достигнута, следовательно, работу можно считать завершенной.



