Оглавление 1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы бизнес-процессов 5
1.1 Понятие и сущность бизнес-процессов предприятия 5
1.2 Обзор методов моделирования бизнес-процессов 9
1.3 Обзор методологий по оптимизации бизнес-процессов 23
Глава 2. Анализ деятельности организации 32
2.1 Характеристика объекта исследования 32
2.2 Организационная структура и система управления 32
2.3 Моделирование бизнес-процессов ООО «САУМ» 34
2.4 Оценка уровня зрелости организации и процессов ее управления 38
2.5 Выявление проблемных зон ООО «САУМ» 41
2.6 KPI бизнес-процесса 44
Глава 3. Оптимизация бизнес-процессов организации 48
3.1 Оптимизация смоделированных бизнес-процессов ООО «САУМ» 48
3.2 Экономическая эффективность 52
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложения
Актуальность темы моделирование и оптимизация является очевидной. В современном мире организации вынуждены ориентироваться на изменчивую и сложную среду, так как быстрота изменений и возникновение новых технологий вместе с высокой конкурентностью вынуждает к быстрым решениям. Для того, чтобы организации могли быть конкурентоспособными на рынке, они должны четко осознавать свои бизнес-процессы, быть гибкими и адаптивными, поскольку быстрота изменений во внешней среде не уменьшается.
Управление бизнес-процессами (BPM) помогает организациям постоянно совершенствовать свои процессы, а также дает возможность контроля над новейшими технологиями, которые можно интегрировать в процессы производственных циклов для их эффективной реализации, благодаря применению методик оптимизации бизнес-процессов (BPI).
Цель данной работы - смоделировать и провести оптимизацию бизнес- процессов ООО «САУМ».
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- Анализ литературных источников по тематике бизнес-процессов, определить ключевые термины и дать им определение;
- Аналитический обзор существующих методик моделирования и оптимизации бизнес-процессов;
- Анализ деятельности организации;
- Моделирование бизнес-процессов организации, с выявлением проблемных зон;
- Оптимизация смоделированных бизнес-процессов организации;
- Выявить экономическую эффективность;
Объектом исследования является Общество с Ограниченной Ответственностью «САУМ».
Предметом исследования является автоматизированные информационные системы моделирования бизнес-процессов.
Основными методами исследования, применяемыми при выполнении данной работе, являются: анализ литературных источников и документов, а также отчетов ООО «САУМ», наблюдение. Для моделирования бизнес - процессов компании был использован стандарт IDEF0.
Результаты данной работы могут быть использованы для оптимизации бизнес-процессов компании ООО «САУМ», что обоснует значимость данного исследования, а также является одним из критериев актуальности данной проектно-аналитической работы.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования.
В рамках первой части данной ВКР представлен анализ документов и литературных источников по предметной области, относящихся к теоретической базе данного исследования, а также методологический обзор методик, применяемых к моделированию и оптимизации модели бизнес-процессов.
Вторая исследовательская часть данной работы включает в себя описание бизнес-процессов, а также анализ их ключевых составляющих, выявленных в деятельности ООО «САУМ» на сегодняшний день.
В последней части представлены исследования и анализ бизнес-процессов ООО «САУМ», а также представлены рекомендации по оптимизации этих бизнес-процессов для их совершенствования.
Строительный бизнес является одной из самых быстро развивающихся отраслей, на которую приходится около 5,1% валового национального продукта [Росстат, 2022] и около 10% всех налоговых поступлений, помимо стимулирования развития других отраслей.
Были проанализированы бизнес-процессы ООО «САУМ». Анализ показал, что бизнес-процесс по составлению смет, на данный момент, является одним из самых трудоемких процессов.
В результате проведенной работы можно сделать выводы, что поставленные цели и задачи были выполнены:
- Анализ литературных источников по тематике бизнес-процессов, определить ключевые термины и дать им определение;
- Аналитический обзор существующих методик моделирования и оптимизации бизнес-процессов;
- Анализ деятельности организации;
- Моделирование бизнес-процессов организации, с выявлением проблемных зон;
- Оптимизация смоделированных бизнес-процессов организации;
- Выявить экономическую эффективность;
Целью работы являлось моделирование и оптимизация бизнес-процессов организации. На основе полученных результатов видно, что введение 1С позволит грамотно распределить время, затрачиваемое на составление одной сметы, это позволит быстро переключаться на следующие/другие задачи.
Поставленные в начале работы задачи так же были выполнены. Был проведен анализ деятельности ООО «САУМ», SWOT-анализ организации. Была проведена оптимизация смоделированных бизнес-процессов организации. А также, выявлена экономическая эффективность внедрения 1С: Смета 3.
Таким образом, все поставленные задачи и цели были выполнены. Данная работа показывает важность моделирования бизнес-процессов и их оптимизации.
1. Абдикеев Н.М. (2008) Реинжиниринг бизнес-процессов. Полный курс MBA: Учебник /. - М.:ЭКСМО,- 592 с.
2. Ансофф И. (2009) Стратегический менеджмент. - СПб: Питер, 344с.
3. Баронов, В. B., Круглов, М.Г. (2007) Всеобщее управление качеством. Менеджмент систем качества [Текст] - М.: Деловая книга, - 287
4. Белова М.А., Каменнова М.С., Крохин В.В. (2005) Анализ и моделирование бизнес-процессов: Сб. практ. заданий. М.: Высшая школа экономики.
5. Багиев, Г.Л. (1996) Бенчмаркинг в разработке стратегий маркетинга / Г.Л. Ба - гиев, И.А. Аренков, М.В. Мартынова // Маркетинг в системе управления предпринимательством. - Киев, - С. 22-34.
6. Войнов И. В., Пудовкина С. Г., Телегин А. И. (2002) Моделирование экономических систем и процессов. Опыт построения ARIS -моделей: Монография. - Челябинск: Изд. ЮУрГУ.
7. Галямина И.Г., (2013), Управление процессами: Учебник для вузов, Стандарт третьего поколения, Издательский дом «Питер».
8. Гличев, А.В. (2005) Современные методы управления качеством. Стандарты и качество, [Текст] - М.: Деловая книга.
9. Гличев, А.В., (2009) Круглов, М.И. Управление качеством продукции [Текст] - М.: Экономика, - 32 с.
10. Голоктеев К., Матвеев И. Управление производством: инструменты, которые работают., — СПб.: Питер, 2008
11. Громов А.И., Фляйшман А., Шмидт В., (2016), Управление бизнес -
процессами: современные методы, Монография.
12. Грушенко В.И. (2010) Стратегии управления бизнесом. От теории к практической разработке и реализации. - М.ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 295с.
конкурентоспособного предприятия / И.П. Данилов. - М. : Стандарты и качество.
14. Джестон, Д. (2015) Управление бизнес-процессами. Практическое
руководство по успешной реализации проектов / Д. Джестон, Й. Нелис. - М.: Символ.
15. Джордж Л. Майкл. Бережливое производство (2005) + шесть сигм в сфере услуг: как скорость бережливого производства и качество шести сигм помогают совершенствованию услуг и операций. — Альпина Паблишер, — 402 с. — ISBN 5-9614-0208-8.
16. Долженко Р.А. (2014) Оущность и оценка эффективности использования оптимизационных технологий «лин» и «шесть сигм»// Вестник Омского университета. Серия «Экономика»: Журнал. —№ 1.
17. Елиферов В.Г., Репин В.В., (2005) Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. - М.: РИА «Стандарты и качество», - 380с.
18. Елиферов, В.Г. (2013) Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник / В.Г. Елиферов. - М.: НИЦ ИНФРА-М,. - 319 с.
19. Калянов Г.Н. (2006) Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов // М.: Финансы и статистика.
20. Каменнова М., Громов А., (2001) Ферапонтов М., Шматалюк А.
Mоделирование бизнеса. Практическое руководство. М.
21. Каплен, Г. A., (2006) Практическое введение в управление качеством [Текст] - М.: Издательство стандартов, - 69 с.
22. Кондратьев, В.В., Кузнецов, М.Н (2007) Показываем бизнес-процессы. Методики и практика применения. - М.: Эксмо, - 190с.;
23. Ларри Холп, Пит Панде. (2006) Что такое «Шесть сигм»? Революционный метод управления качеством. — Альпина Паблишер. — 158 с. — ISBN 5-9614-0383-1.
24. Мармелэ., (2007) Microsoft Office Project. Библия пользователя. Управление проектами = MicrosoftOfficeProject 2007 Bible. — М.: «Диалектика», 2008
25. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. (2000) Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента //СПб.: Питер. - С. 336.
26. Назарова, О.Б. (2012) Теория экономических информационных систем: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: 080800.62 - «Приклад- ная информатика», 080801.65 - «Прикладная информатика (в экономике)»2. В 2-х частях. - Магнитогорск,
27. Нелис, Й. (2015) Управление бизнес-процессами: Практическое руководство по успешной реализации проектов / Й. Нелис, Д. Джестон. - СПб.: Символ- плюс, - 512 с.
28. Репин В.В. (2007) Бизнес-процессы компании: построение, анализ, регламентация. - М: РИА «Стандарты и качество»,
29. Ротер, М. (2015) Учитесь видеть бизнес-процессы: Построение карт потоков создания ценности. 4-е изд. / М. Ротер. - М.: Альпина Паблишер,. - 136 с.
30. Тельнов, Ю.Ф. (2015) Инжиниринг предприятия и управление бизнес- процессами. Методология и технология: Учебное пособие / Ю.Ф. Тельнов, И.Г. Фёдоров. - М.: ЮНИТИ, - 176 с.
31. Хаммер, М., Чампи, Дж. (1997) Реинжиринг корпорации: манифест революции в бизнесе. Пер с англ. - СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 32с.
32. Цисарь И.Ф., Нейман В.Г. (2002) Компьютерное моделирование экономики. М.
33.Чукарин, А.В. (2016) Бизнес-процессы и информационные технологии в управлении современной инфокоммуникационной компанией / А.В. Чукарин. - М.: Альпина Паблишер, - 512
34.Шеер А.В., (1999) Бизнес-процессы. Основные понятия. Тео Методы //М: Вестъ - МетаТехнология. - Прим. ред.
35.О. И. Долганова, Е. В. Виноградова, А. М. Лобанова. Моделирование бизнес - процессов: учебник и практикум для вузов — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 289 с.
36. Официальный сайт компании «Эрикос» [Электронный ресурс] / Компания «Центр строительных программ Эрикос» - 1990 - 2023. - Электор. дан. - Режим доступа:http://ericos-csp.ru/catalog/smeta/litsenzii-osnovnaya/smeta3/