Актуальность исследования
Современное российское общество нуждается в образованных, всесторонне подготовленных, воспитанных молодых людях, т.к. это является предпосылкой стабильности государства, оказывает воздействие на характер и степень развития экономики в целом. В настоящее время на производстве существует потребность в специалистах технического профиля. Технические кружки способствуют ориентации учащихся на получение специальностей различных технических направлений, а также создают благоприятные психологические и педагогические предпосылки для развития творческих способностей личности, воспитания трудолюбия, коллективизма и социальной адаптации подростков.
Конструкторская деятельность в условиях общеобразовательной школы на занятиях физико-технического кружка является одним из эффективных способов обучения, воспитания и готовит молодого человека к предстоящей жизни. В настоящее время выпускники общеобразовательных школ имеют низкий уровень практических умений по физике, выбирают технические специальности без учёта способностей к данному виду деятельности, процесс преподавания физики не связан с практической деятельностью человека.
В работах по методике преподавания физики В.Г. Разумовского, А.И. Бугаева, Ю.И.
Дика, О.Ф. Кабардина, Э.М. Бравермана, Г.Р. Глущенко, И.Я. Ланиной, которые были
изданы в 70 - 80-х годах прошлого века, особенно отмечена роль внеклассных занятий в процессе обучения, воспитания и развития учащихся. В настоящее время нужно вновь обратить внимание на данный вопрос методики преподавания с учётом современных условий. Потому что внеклассная работа по предметам может способствовать решению многих проблем, возникающих в образовании.
Организованная конструкторская деятельность в условиях учебного заведения помимо задач, связанных с обучением и воспитанием, способствует решению проблемы оснащения кабинета физики учебным оборудованием. Некоторые приборы для проведения занятий элективных курсов, лабораторных работ, демонстраций и т.д. можно изготовить на занятиях физико-технического кружка, силами учащихся при этом получить определённый педагогический эффект.
На занятиях физико-технического кружка учитель может заняться вместе с учениками разработкой новых образцов учебного оборудования. Данным вопросом методики преподавания занимались в конце 19-го начале 20-го века В.Г. Бойль, В.В. Лермантов, К.В. Дубровский, Я.И. Ковальский, Б.Ю. Кольбе, В.Л. Розенберг и т.д. В середине 20-го века разработкой учебного оборудования занималось также большое количество педагогов: А.В. Покровский, В.Г. Разумовский, Н.М. Митрофанов и т.д. Это направление методики преподавания физики остаётся актуальным, т.к. конструкции приборов, которые были разработаны ранее, уже во многом устарели.
Гуманизация российского образования является ключевым элементом нового педагогического мышления. При этом основной целью обучения является развитие ребёнка. Поэтому внеклассная работа по физике в общеобразовательной школе приобретает особую важность в современных условиях. На внеклассных занятиях учитель имеет возможность подойти к каждому ребёнку индивидуально с целью развития его творческих, интеллектуальных способностей и воспитания. Поэтому нужно разработать методику организации занятий физико-технических кружков по разным направлениям с учётом современных условий.
Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагога и учащихся. Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь. Взаимодействие ученика и педагога в процессе совместной деятельности - это важный момент в воспитании и обучении учащихся. В процессе работы учащиеся получают возможность общаться не только со своими сверстниками, но и с педагогом в более свободной обстановке, что является важным моментом, как для ученика, так и для учителя. Гуманистическая технология педагогического взаимодействия признаёт общение важнейшим условием и средством развития личности.
Всё это доказывает актуальность выбранной темы диссертации.
Объект исследования. Процесс обучения физике в общеобразовательной школе. Предмет исследования. Конструкторская деятельность учащихся на занятиях физико¬
технического кружка.
Цель исследования. Методика организации конструкторской деятельности учащихся на занятиях физико-технического кружка в общеобразовательной школе.
В заключении представлены основные выводы по проведенному исследованию и намечены перспективные направления работы.
Организация физико-технического кружка в общеобразовательной школе способствует повышению качества физического образования и готовит выпускников школы к жизни. При этом важную роль в деятельности такой формы внеклассной работы играют содержание и методика её организации.
Успешная реализация кружковой деятельности связана с созданием необходимых условий, требующих от педагога дифференцированного подхода к учащимся. Этому способствует разноуровневая система заданий, предлагаемых в работе.
Разработанная методика организации занятий кружка «Физико-техническое моделирование» на основе конструирования приборов школьного физического практикума позволяет обучать учащихся, которые по тем или иным причинам затрудняются освоить теоретический курс физики, а также тех, которые проявляют интерес к практической стороне предмета. Направления деятельности физико¬технических кружков могут быть самые разнообразные, но задача учителя состоит в том, чтобы спроектировать учебный процесс так, чтобы учащиеся были заинтересованы в получении знаний на уроках физики, а на занятиях физико-технического кружка они учились эти знания применить на практике.
Работа в данном направлении может быть продолжена. При этом можно разработать методику организации занятий для другой возрастной категории детей при этом средством обучения и развития может быть техническое творчество, связанное с физикой.
1. Чупашев В. Г. Конструкторская деятельность учащихся как средство развития самостоятельности // Физика в школе. - 2006. - №3. - С. 41 - 43.
2. Чупашев В. Г. Конструкторская деятельность учащихся как разновидность педагогической технологии // Вестник ТГПУ. Вып. 6 (57). Серия: Естественные и точные науки. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. С.149 - 153.
3. Чупашев В.Г. Школьные физические приборы для проведения лабораторных работ и демонстраций // Материалы регионального конкурса инновация и изобретения года. - Кемерово: Кузбасская торгово-промышленная палата, 2006. С.50.