Оглавление 3
Введение 4
Глава 1. Постановка проблемы 8
1.1. История вопроса 8
1.2. Становление творческого пути Рэя Брэдбери 12
1.3. Рэй Брэдбери как фантаст 14
1.4. Контекст и структура романа «Вино из одуванчиков» 18
1.4. 1. Своеобразие авторского стиля 19
1.4. 2. Основные темы романа 20
1.4. 3. Основные символы романа 25
1.5. Проблема исследования хронотопа в современном литературоведении.. .26
1.6. Художественный хронотоп 28
Выводы к главе 1 32
Глава 2. Хронотоп в романе «Вино из одуванчиков» 34
2.1. Восприятие времени главным героем 34
2.1.1. Восприятие лета и зимы как жизни и смерти 36
2.1.2. День и ночь 40
2.1.3. Образ прошлого в романе 44
2.2. Восприятие пространства главным героем 46
2.2.1. Образ природы. Противостояние с городом 46
2.2.2. Овраг как символ смерти и страха 53
Выводы к главе 2 57
Заключение 59
Библиографический список 62
Рэй Брэдбери, выдающийся американский писатель XX века, является одним из самых значимых авторов научной фантастики. Многие его произведения написаны именно в этом жанре, однако роман Брэдбери «Вино из одуванчиков», написанный в 1957 году, ярко выделяется на этом фоне своей философичностью, крайней реалистичностью и, можно даже сказать, биографичностью.
Произведения Рэя Брэдбери тщательно исследовались как зарубежными, так и российскими литературоведами. В большей степени ученые из США, такие как Дж. Эллер, Р. Рид, У. Ф. Тупонс, сыграли немаловажную роль в раскрытии идейно-тематического своеобразия, жанровых особенностей и общих принципов поэтики произведений Брэдбери [41, 50, 55]. Такие авторы, как В. В. Литвинова, Б. Эттербери и С. Пелл, исследовали разнообразные аспекты творчества писателя, а именно проблематику и поэтику его романов и рассказов [18, 36, 49]. Явление хронотопа также многократно изучалось на примере литературных трудов Брэдбери У. Ноланом и С. Уэллером [48, 58]. Однако в произведениях Брэдбери хронотоп всегда рассматривался как явление фантастическое, тогда как в романе «Вино из одуванчиков» хронотоп имеет другую специфику. Таким образом, актуальность работы обусловлена тем, что хронотоп в романе «Вино из одуванчиков» был изучен в недостаточной степени.
Цель данного исследования - проанализировать специфику хронотопа в романе Брэдбери «Вино из одуванчиков» и определить его роль в создании художественного мира произведения. Цель работы обусловила постановку и решение определенных задач:
1. исследовать различные подходы к изучению хронотопа, дать его определение;
2. раскрыть основные темы и символы в романе Брэдбери «Вино из одуванчиков»;
3. выявить и проанализировать ключевые примеры восприятия главным героем времени и пространства;
4. определить способы репрезентации хронотопа в произведении.
В качестве объекта исследования выступает поэтика романа Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков»...
В результате проведенного исследования можно сделать следующие
выводы.
Во-первых, на основании работ У. Тупонса, Дж. Эллера, в которых на
передний план выводятся тематика и поэтика произведений Рэя Брэдбери, а
также С. Уэллера и У. Нолана, описывающих явление фантастического
времени-пространства на примере творчества Брэдбери, было установлено, что
писатель внес значительный вклад в развитие жанра научной фантастики.
Благодаря философичности и необычной структуре его произведений,
введению оригинальных тем, можно отметить, что Брэдбери вывел данный
жанр на более высокую ступень в литературе.
Во-вторых, было определено понятие хронотопа, а так же его
функционирование в художественном тексте. Были рассмотрены основные
термины, связанные с понятием категорий времени и пространства, также
приведена классификация уровней и подходов к изучению хронотопа.
Исследованы работы М. М. Бахтина, М. С. Кагана и П. А. Флоренского,
делавших акцент на выявлении значения и функций категории хронотопа в
художественном тексте, а также труды Г. Рейхенбаха и Н. К. Гея, впервые
предложивших рассматривать систему персонажей и их мир с помощью данной
категории.
Хронотоп представляет собой взаимосвязь пространственных и
временных отношений, которая находит отображение в художественном тексте
и способствует раскрытию внутреннего мира персонажей. Под этим понятием
определяется сложная система, необходимая при анализе текста для понимания
мировоззрения писателя и для раскрытия сюжетно-композиционной структуры
произведения. В романе «Вино из одуванчиков» хронотоп имеет огромное
значение. Он позволяет установить особенности взглядов на мир Рэя Брэдбери,
так как роман имеет автобиографические черты, что отчетливо видно из образа
главного героя произведения, списанного с самого Брэдбери...
1. Андреев, К. К. Предисловие / К. К. Андреев // Фантастика / Р. Брэдбери. –
М. : Знание, 1963. – С. 5–24.
2. Аронов, Р. А. Взаимоотношение пространства и времени и пространствавремени / Р. А. Аронов // Вопросы философии. – М. : 1988. – № 1. – С.
71–84.
3. Ахундов, М. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция,
перспективы / М. Д. Ахундов. – М. : Наука, 1982. – 222 с.
4. Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе / М. М. Бахтин //
Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. – М. :
Художественная литература, 1975. – С. 234–408.
5. Бережной, С. В. Живые машины времени, или Рассказ о том, как
Брэдбери стал Брэдбери [Электронный ресурс] / С. В. Бережной. –
Электронные текстовые данные // Peoples.ru: знаменитости: биографии,
интервью, истории. – 2005. – Режим доступа:
http://www.peoples.ru/art/literature/prose/fantasy/bradbury. – Загл. с экрана
(дата обращения: 26. 10. 2015).
6. Борев, Ю. Б. Эстетика. Теория литературы: энциклопедический словарь
терминов / Ю. Б. Борев. – М. : Астрель, 2003. – 575 с.
7. Брэдбери, Р. Моя Византия: «Вино из одуванчиков» / Р. Брэдбери // Вино
из одуванчиков. – М. : Айрис-Пресс, 2015. – 3–9 с.
8. Газимзянов, М. И. Тема детства в повести Рэя Брэдбери «Вино из
одуванчиков» / М. И. Газимзянов // Татьянин день. – Казань, 2007. – № 4.
– С. 130–136.
9. Гей, Н. К. Время и пространство в структуре произведения / Н. К. Гей //
Контекст 1974: литературно-теоретические исследования / отв. ред. Я. Э.
Эльсберг. – Л. : Наука, 1975. – С. 213–228.
10. Гинзбург, Л. Я. О психологической прозе / Л. Я. Гинзбург. – М. :
Советский писатель, 1977. – 464 с.
11. Гомзина, Е. American Dream VS American Dreamers (Basing on the Novel
Dandelion Wine) : автореф. дис. … канд. филол. наук / Е. Гомзина –
Нарва : Tartu Uni Narva College, 2006. – 14 с.
12. Каган, М. С. Пространство и время в искусстве как проблема
эстетической науки / М. С. Каган // Ритм, пространство и время в
литературе и искусстве / отв. ред. Б. Ф. Егоров. – Л. : Наука, 1974. – С.
26–39.
13. Казанцева, Л. B. Категория хронотопа в структуре художественного
текста : автореф. дис. … канд. филол. наук / Л. В. Казанцева. – М. : МПГУ
им. В. И. Ленина, 1991. – 16 с.
14. Капленко, В. Н. Функционирование темпоральных существительных в
поэтическом тексте : автореф. дис. … канд. филол. наук / В. Н. Капленко.
– Екатеринбург : 1997. – 13 c.
15. Киселева, М. И. Рэй Брэдбери. Традиция и современный контекст :
автореф. дис. … канд. филол. наук / М. И. Киселева. – Нижний
Новгород : ,1993. – 17 с... 62