Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эволюция жанра антиутопии в творчестве Э. Бёрджесса

Работа №174014

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение.......................................................................................................... .4
Глава I. Антиутопия как жанр в современном литературоведении......... 10
1.1.Понятие антиутопии и история его изучения ............................... ...10
1.2. Жанровые признаки антиутопии...................................................... 20
Глава II. Исследование эволюции жанра антиутопии в творчестве
Э.Бѐрджесса ................................................................................................... 27
2.1. Этапы творчества Э.Бѐрджесса ........................................................ 27
2.2.Особенности развития жанра антиутопии в романе «Заводной
апельсин» ................................................................................................... 29
2.3. Развитие жанра антиутопии в романах «Вожделеющее семя» и
«1985» Э. Бѐрджесса ................................................................................ 45
Заключение .................................................................................................... 55
Список использованной литературы .......................................................... 59

Заметное место в современной литературе занимает интенсивно развивающийся жанр антиутопии. Его становление и формирование обусловлено как
характером происходящих процессов в жизни мирового общества, так и
закономерностями собственно литературного развития: здесь следует, прежде
всего, напомнить об имеющем давнюю традицию в литературе жанре утопии,
повлиявшем на жанровую специфику антиутопии. Только в отличие от утопии,
то есть изображения идеального общества, в антиутопии авторы предлагают
для анализа гипотетическую структуру антиобщества, к которому, к сожалению,
может прийти человечество. Основой для такого прогноза становится эпоха, в
которой писатель существует. Следовательно, антиутопические произведения,
как правило, отражают страхи и надежды эпохи, ставят человека перед
нравственным выбором.
Важность изучения антиутопической парадигмы современной литературы
состоит в том, что по едва уловимым чертам современности антиутопия способна распознать грядущие угрозы, предостеречь современников от опрометчивых шагов и фатальных решений и заставить задуматься над надвигающейся
опасностью. Антиутопия предупреждает, поэтому вполне можно утверждать,
что если мы еще не дожили до описанного в антиутопических романах
будущего, то этим мы в какой-то степени обязаны именно им. Именно с
удивительной способностью этого жанра обозначить животрепещущие для XX
в. проблемы и воспроизвести современную картину мира, предлагающую свое
видение того, какими путями может пойти человечество, связан возрастающий
интерес к антиутопии как в читательской, так и в научной среде.
Благодаря уникальным миромоделирующим возможностям антиутопии
поднимаются глобальные вопросы бытия, человека и общества, а также места и
социальной роли, отведенной в этом обществе человеку, постижению им своей
индивидуальности...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Классический жанровый канон антиутопии сложился в первой половине
ХХ в., благодаря усилиям одного русского (Е. Замятин) и двух английских
писателей (О. Хаксли и Дж. Оруэлл). Среди типологических жанровых черт
антиутопии были выделены следующие основные черты: во главе общества
зачастую стоит определенный ритуал, вследствие которого и возникает
сюжетный конфликт; основными мотивами остаются мотив страха и мотив
власти, которая вступает в конфликт с личностью.
Во второй половине XX века и начале XXI жанр антиутопии сливается с
постапокалиптикой. Жанр постапокалиптического романа, имеющего свои
типологические особенности, начинает оформляться во второй половине XX
века после появления атомной бомбы, потенциальных техногенных и
геополитических угроз глобального масштаба. В массовой литературе и
культуре заговорили о постапокалиптической мифологеме – совокупности
жанровых, идейных и мировоззренческих особенностей, позволившей выделить
постапокалиптический сюжет из ряда антиутопии. Постапокалиптический
сюжет – сюжет, повествующий о борьбе главных героев за выживание после
глобальной катастрофы, связанной с крахом прежней цивилизации (сразу после
еѐ краха или спустя достаточно длительное время). В XXI веке сюжет обрѐл
устойчивые типологические черты, позволяющие отличать эти произведения от
жанра «фэнтези» и антиутопии.
За научно-технической и промышленной революцией следует неуклонный
рост интереса к альтернативным моделям общественного устройства и
сценариям будущего техногенной цивилизации. Технологии, развивающиеся
стремительно, осмысляются и как источник проблем, и как ключ к их решению.
При этом «шок будущего», ощущение неопределенности и опасности перед
неизвестным завтрашним днем нарастают по мере новых технологических
прорывов...


1) Архипова Ю.И. Утопия и антиутопия ХХ века / Ю. И. Архипова. – М. :
Прогресс, 1992. – 814 c.
2) Басовская, Е. Н. Художественный вымысел Оруэлла и реальный
советский язык / Е. Н. Басовская. // Русская речь. – 1995. – № 4. – С. 34-
43.
3) Баталова, Э. Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США / Э. Я.
Баталова. – М. : Наука, 1982. – 234 c.
4) Селиванова, Е. Ю. Антиутопический роман в немецкоязычной литературе
конца XX – начала ХХI вв : автореф. дис. … канд. филол. наук / Е. Ю.
Селиванова. – Казань : КФУ, 2013. – 21 c.
5) Бѐрджесс, Э. Заводной апельсин / отв. ред. А. К. Кононов. – СПб. :
Симпозиум, 2001. – 230 c.
6) Воробьева А. Н. Русская антиутопия ХХ – начала ХХI веков в контексте
мировой антиутопии : дис. … д-ра филол. наук / А. Н. Воробьева. –
Саратов : СГАКИ, 2009. – 528 с.
7) Гальцева, Р. Помеха - человек. Опыт века в зеркале антиутопий / Р.
Гальцева, И. Роднянская. // Новый мир. – 1988. – № 12. – С. 23-29.
8) Дорошевич, А. Энтони Бѐрджесс: цена свободы / А. Дорошевич //
Иностранная литература. – 1991. – № 12. – С. 229-233.
9) Головачѐва, И. В. Утопии в литературе и психологии / И. В. Головачѐва //
Вопросы философии. – 2000. – № 6. – С. 119-131.
10) Дыдров, А. А. Человек будущего в утопиях и дистопиях: философскоантропологическая интерпретация: автореф. дис. … канд. филос. наук / А.
А. Дыдров. – Челябинск : ЧКИГ, 2011. – 192 с.
11) Залыгин, С. П. О Джордже Оруэлле и его романе «1984» / С. П. Залыгин
// Лит. газ. –1988. – № 4. – С. 21-25.
12) Ивашѐва, В. В. Литература Великобритании XX века / В. В. Ивашѐва –
М. : Высшая школа, 1984. – 486 с.
13) Ионин, Л. То, чего нигде нет. Размышления о романах-антиутопиях / Л.
Ионин – М. : Новое время, 1988. – 40 с.
14) Камратова, М.А. Модели утопических проектов в повести Б. Акунина
«Долина Мечты» / Т. В. Чернышова // Филология и человек. – 2015. – №
1. – С. 153 - 159.
15) Келли, К. Неизбежно. 12 технологических трендов, которые определяют
наше будущее / отв. ред. Ю. Потѐмкина. – М. : МИФ, 2017. – 352 с... 74


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ