Актуальность исследования.
В связи с переходом общеобразовательной средней (полной) школы на профильное обучение особого внимания заслуживает проблема учебно-методического обеспечения курса физики для классов гуманитарных профилей.
Решению отдельных составляющих этой проблемы посвящен ряд исследований, анализ которых показал, что в настоящее время определены цели и задачи обучения физике в классах гуманитарного профиля, разработаны варианты содержания курса физики для учащихся данного профиля, предложены технологии составления учебных программ (Дьякова Е.А., Искакова Г.М., Пурышева Н.С. и др.); разработаны технологии формирования физических понятий, обучения решению физических задач, формирования экспериментальных умений (Гурина Т.А., Кочергина Н.В.); разработаны методические основы обучения физике в школах с углубленным изучением английского языка (Матисова Т.А.); определена технология построения методической системы обучения физике в классах гуманитарного профиля (Праг В.А.). Необходимо отметить, что данные работы не охватывают проблему организации самостоятельной работы учащихся при изучении физики в классах гуманитарного профиля, однако именно для этого контингента учащихся такой вид работы является важной составляющей процесса обучения физике, что позволяет считать исследование данной проблемы актуальной.
В отечественной методике преподавания физики исследованиями в области организации самостоятельной работы учащихся занимались В.К. Буряк, И.С. Занкина, Л.М. Качинский, В.Г. Разумовский, А.В. Усова и другие. Однако имеющийся опыт организации самостоятельной работы не в полной мере отвечает условиям профильного обучения. Необходимо адаптировать его под современные требования стандарта и разработать методику организации самостоятельной работы при изучении физики, учитывающую специфику учащихся классов гуманитарного профиля.
Исследования С.А. Богомаза, С.А. Изюмовой, И.С. Якиманской и др. показывают, что ученики, выбирающие гуманитарное направление, чаще всего обладают конкретно-образным типом мышления, ориентированы на чувственную, эмоциональную оценку окружающего мира, сложно воспринимают информацию на слух, затрудняются в понимании абстрактного материала. Кроме того, необходимо учитывать низкий уровень мотивации этих
школьников к изучению естественнонаучных предметов. Как показывает
анализ работ Л.А. Ивановой, Н.М. Зверевой, Г.И. Щукиной и других ученых - одним из эффективных способов повышения мотивации к изучению предмета является активизация познавательной деятельности учащихся. Организуя самостоятельную работу учащихся классов гуманитарного профиля с учетом перечисленных особенностей можно значительно повысить мотивацию к изучению предмета, уровень знаний по физике и более эффективно формировать умения и навыки, соответствующие современному образовательному стандарту.
Таким образом, разработка методики организации самостоятельной работы учащихся при изучении физики в классах гуманитарного профиля является актуальной и может способствовать разрешению выявленных противоречий:
- между существенной ролью самостоятельной работы учащихся классов гуманитарного профиля в повышении мотивации к изучению физики и недостатком внимания к ее организации в процессе обучения физике;
- между необходимостью организации самостоятельной работы учащихся классов гуманитарного профиля при изучении физики и недостатком методических разработок, учитывающих психофизиологические особенности учащихся.
Поиски путей разрешения данных противоречий приводят к следующей проблеме: как организовать самостоятельную работу учащихся классов гуманитарного профиля, учитывая их психофизиологические особенности, чтобы она способствовала повышению мотивации к изучению предмета и положительно влияла на уровень усвоения физических знаний.
Цель исследования. Разработка методики организации самостоятельной работы учащихся при обучении физике в классах гуманитарного профиля.
Объект исследования. Процесс обучения физике учащихся классов гуманитарного профиля средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования. Виды и методика организации самостоятельной работы учащихся классов гуманитарного профиля при обучении физике.
Гипотеза исследования: Если методику организации самостоятельной работы при обучении физике в классах гуманитарного профиля построить на основе заданий, разработанных с учетом психофизиологических особенностей учащихся, то это позволит повысить мотивацию к изучению предмета, что положительно скажется на уровне усвоения физических знаний и на формировании естественнонаучного мировоззрения.
В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы основные выводы.
В ходе проведенного исследования получены следующие результаты:
1. Проведен анализ исследований в области преподавания физики в классах гуманитарного профиля. Анализ показал, что данное направление в отечественном образовании развито недостаточно, в частности необходима разработка методики организации самостоятельной работы учащихся при обучении физики в классах гуманитарного профиля.
2. Выявлены особенности организации и содержания самостоятельной работы учащихся при изучении физики в классах гуманитарного профиля, заключающиеся в использовании видов самостоятельной работы адекватных требованиям современных стандартов и разработанных с учетом преимущества конкретно-образного типа мышления, эмоционально-чувственного способа познания мира и других особенностей учащихся данных классов.
3. Разработаны виды и методика организации самостоятельной работы учащихся при изучении физики в классах гуманитарного профиля на основании психофизиологических особенностей учащихся (работа с текстом по учебным картам, сопровождающий эксперимент, работа по сравнению моделей природных объектов, работа по проверке знаний на основе ассоциативных представлений).
На основе результатов проведенного исследования можно сделать
следующие выводы:
1. Отбор видов и содержания самостоятельной работы для учащихся классов гуманитарного профиля при обучении физики необходимо производить в соответствии со следующими принципами - самостоятельная работа должна: основываться на визуальном материале (схемы, рисунки, эксперимент и т.д.); содержать задания, направленные на чувственную оценку окружающего мира на основе конкретно-образных представлений; быть разнообразной по содержанию; сочетать индивидуальную работу учащихся с групповым взаимодействием; обеспечивать формирование у учащихся умений и навыков, указанных в стандарте по физике на базовом уровне; быть достаточно проста в организационном плане.
2. Разработанные виды самостоятельной работы могут использоваться при изучении практически всех разделов курса физики, что позволяет широко применять данный подход при обучении физике учащихся классов гуманитарного профиля.
3. Результаты педагогического эксперимента показали, что применение методики организации самостоятельной работы при обучении физике в классах гуманитарного профиля, основанной на психофизиологических особенностях учащихся повышает мотивацию к изучению предмета и положительно влияет на уровень усвоения физических знаний и формирование естественнонаучного мировоззрения.
1. Скрипко З.А. Швалева Т.В. Повышение мотивации изучения естественнонаучных предметов в классах гуманитарного профиля // Вестник ТГПУ. Вып. 5 (49). Серия: Естественные и точные науки. -
Томск, 2006. С.132-136.
2. Скрипко З.А. Швалева Т.В. Организация учебного процесса на уроках естественнонаучного цикла в современной профильной школе / Педагог.
- Барнаул, №5, 2005. С.34-37.
3. Швалева Т.В. Самостоятельная деятельность учащихся на уроках естественнонаучного цикла в классах гуманитарного профиля / Наука и образование: VIII всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых. - Томск, 2004. С.148-151.
4. Швалева Т.В. Скрипко З. А. Повышение качества естественнонаучного образования в гуманитарных профильных классах / Проблемы качества образования в современном обществе: международная научно-практическая конференция. - Пенза, 2004. С.45-48.
5. Швалева Т.В. Моделирование, как особый вид учебной деятельности /
Совершенствование методов обучения физики в условиях модернизации школьного образования: региональная научно-методическая
конференция. - Томск, 2004. С.71-75.
6. Швалева Т. В. Организационно - методические вопросы преподавания естествознания в гуманитарных профильных классах / Эффективность образования в условиях его модернизации: международная научно-практическая конференция. - Новосибирск, 2005. С.249-250.
7. Швалева Т. В. Проверочная работа на уроках естествознания в гуманитарных профильных классах с использованием метода ассоциаций / Фундаментальные науки и образование: всероссийская научно¬практическая конференция. - Бийск, 2006. С. 372-374.
8. Швалева Т.В. Сопровождающий эксперимент на уроках естествознания / Наука и образование: X всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых. - Томск, 2006. С. 327-330.