Оценка современного состояния и разработка мероприятий по обеспечению экологической безопасности перевалки нефти и нефтепродуктов (на примере ПАО «Новороссийский морской торговый порт
Введение 3
Глава 1 Теоретические и методические основы процесса перевалки нефти и нефтепродуктов 6
1.1 Общая характеристика, состав и химические свойства нефти 6
1.2 Воздействие нефти и нефтепродуктов на морские экосистемы 9
1.3 Методические подходы к осуществлению операций перевалки -
транспорта нефти и нефтепродуктов 11
Глава 2 Анализ и оценка современного состояния перевалки нефти и нефтепродуктов ПАО «Новороссийский морской торговый порт» 15
2.1 Современное состояние Азово-Черноморской зоны перевалки нефти и
нефтепродуктов 15
2.2 Общие сведения о нефтяном терминале ПАО «Новороссийский
морской торговый порт» 22
2.3 Анализ и оценка воздействия на окружающую природную среду
процесса перевалки нефти и нефтепродуктов ПАО «Новорос сийский морской торговый порт» 31
Глава 3 Разработка предложений по обеспечению экологической безопасности перевалки нефти и нефтепродуктов ПАО «Новороссийский морской торговый порт» 43
Заключение 57
Список использованной литературы 59
Актуальность темы исследования. Нефть - ценнейшее сырье, без использования которого невозможна современная цивилизация. Однако процессы добычи, транспортировки, хранения и переработки нефти и нефтепродуктов очень часто становятс я источниками загрязнения окружающей среды, которое может приобретать катастрофические масштабы.
Экологические катастрофы происходят при авариях нефтепроводов, когда на значительных пространствах загрязняются нефтью почва и водные источники. Серьезное влияние на экологическую ситуацию оказывают пожары и диверсии на трубопроводах и нефтехранилищах. В результате окружающая среда (воздух, вода, почва и растительность) загрязняется нефтепродуктами, страдает животный мир, а попадание нефтепродуктов в питьевую во ду непосредственно угрожает здоровью населения.
Среди многочисленных вредных веществ антропогенного происхождения, попадающих в окружающую среду, нефтепродуктам принадлежит одно из первых мест. Попадание нефти и ее компонентов в окружающую среду вызывает и зменение физических, химических и биологических свойств и характеристик природной среды обитания, нарушает ход естественных биохимических процессов. В ходе трансформации углеводородов нефти могут образовываться еще более токсинные соединения, чем исходные, обладающие канцерогенными и мутагенными свойствами стойкие к микробиологическому расщеплению.
Любой и классов нефтепродуктов может стать вредной примесью, загрязняющей воду. В небольших концентрациях нефтяные загрязнения могут влиять на вкус и запах воды, а при больших содержаниях они образуют гигантские нефтяные пятна и становятся причиной экологических катастроф. Легкие нефтепродукты частично растворяются в воде, но большая их часть образует с водой эмульсии различного состава, а тяжелые нефтепродукты попадают на дно водоемов и накапливаются в донных осадках. Попадающие в природные воды нефтяные загрязнения имеют тенденцию к рассеиванию и миграции. При этом в поверхностных водах состав нефтепродуктов под влиянием испарения и интенсивного протекания химич еского и биологического разложения претерпевает за короткий срок быстрые изменения. В подземных же водах, наоборот, процессы разрушения нефтепродуктов заторможены. Число экологических катастроф, связанных с разливами нефти при транспортировке танкерами, морском бурении и других видах деятельности человека продолжает увеличиваться...
В рамках данного исследования была рассмотрена работа нефтяного
терминала ПАО «Новороссийский морской торговый порт» . На основании
проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. ПАО «Новороссийский морской торговый порт» является крупнейшим
в Азово-Черноморском регионе предприятием по перевалке нефти и
нефтепродуктов. В 2017 году грузооборот порта Новороссийск составил 84,7
млн. тонн. На долю компаний Группы НМТП приходится 31,4% от
грузооборота всех портов Азово-Черноморского бассейна.
2. Нефтяной терминал ПАО «НМТП» состоит из трех структурных
подразделений: нефтерайон «Шесхарис», расположенный в нефтегавани
«Шесхарис»; пристань № 4 и пристань № 5, расположенные во внутренней
акватории морского порта Новороссийск .
3. Объем отгрузки нефти терминала П АО «НМТП» (без учета
бункерного топлива) в 2014 – 2017 гг. составил более 53 млн. тонн в год.
Основной долей товарного продукта при э том является сырая нефть (77 – 83
%). Ежегодное количество обрабатываемых танкеров за эти годы составляет
более 600.
4. ПАО «Новороссийский морской торговый порт» является крупным
загрязнителем окружающей среды. Основные источники аварийных ситуаций,
способные привести к ЧС(Н):
трубопроводные системы налива нефти и нефтепродуктов;
стендерные устройства;
бункеровочные операции;
аварии танкеров, осуществляющих грузовые операции у причалов терминала;
аварии транспортных судов в зоне порта.
Как показал анализ, вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций
в виде разлива нефти и нефтепродуктов на объектах...