Признаки метамодернизма в современном французском романе (на примере произведений П. Модиано «Маленькое чудо», Ф. Бегбедера «Французский роман», Г. Мюссо «Бумажная девушка»)
Введение 3
Глава I. Метамодернизм как современное художественное течение 9
1.1. Кризис идей постмодернизма 9
1.2. Теоретическая основа метамодернизма 13
1.3. Характерные черты метамодернизма в литературе 19
1.3.1. Автор, герой, читатель 19
1.3.2. Возвращение «аффекта» 25
1.3.3. Историчность как отрицание «конца истории» 26
1.3.4. Постирония вместо иронии 28
1.3.5. Человек эпохи метамодерна и субъективное повествование 30
Выводы по Главе I 36
Глава II. Метамодернистские черты, доминантные темы, характерные мотивы и особенности повествования современного французского романа 39
2.1. П. Модиано «Маленькое чудо» 39
2.2. Ф. Бегбедер «Французский роман» 48
2.3. Г. Мюссо «Бумажная девушка» 54
Выводы по Главе II 62
Заключение 64
Список использованной литературы 69
В последние десятилетия многие литературоведы, философы и культурологи отмечали определенный сдвиг общекультурной парадигмы. Ряд известных исследователей постмодернизма, магистрального художественного и философского течения второй половины XX в., объявили о его несостоятельности и неактуальности на рубеже нового тысячелетия, и взамен предложили новую эвристическую метку - постпостмодернизм. Одним из его вариантов выступил метамодернизм - особое художественное и культурное течение, в основе которого лежит идея чувственности и искренности (благодаря чему его также называют «новой искренностью», неоромантизмом и т.д.).
Метамодернизм выделился среди множества других вариаций постпостмодернизма и стал объектом различных исследований и обсуждений. Концепцию метамодернизма предложили европейские теоретики культуры Т. Вермёлен и Р. ван ден Аккер [Vermeulen 2010]; объединившись с Э. Гиббонс, они выступили соавторами и главными редакторами монографии «Метамодернизм. Историчность, Аффект и Глубина после постмодернизма» [Аккер 2019] - ключевой и наиболее полной работы о данном течении. В русскоязычном научном пространстве ключевые работы по метамодернизму как новой культурной парадигме принадлежат А.В. Павлову [Павлов 2018; Павлов 2021], а в рамках современной литературы метамодернизм изучают, например, С.Г. Горбовская и Т.В. Нужная [Горбовская 2021а; Горбовская 2021б; Горбовская 2023; Нужная 2021; Нужная 2022].
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что метамодернизм - новое направление в философии и неклассической эстетике, молодое и неоформленное социокультурное явление и художественное течение. Все больше зарубежных и отечественных исследователей обращаются к анализу метамодернизма в разных гуманитарных сферах - от психологии до киноведения. На разных площадках проходят публичные лекции, разбирающие феномен метамодернизма, и даже экспериментальные летние школы метамодернизма как писательского метода [см.: Зыченко 2023]. В данном контексте остро встает вопрос о конкретизации характеристик метамодернизма и примеров художественных произведений, в которых можно обнаружить имплементацию этих характеристик. Другими словами, необходимо проверить данное течение на эвристичность...
Можно сделать следующие выводы:
1. Изучены работы зарубежных и отечественных авторов, в которых
постулируется идея кризиса постмодернизма как ведущего течения культуры. В
работах отмечается общее ощущение усталости от эстетических установок
постмодернизма (в частности, цинизма) и пессимистического взгляда на мир.
Такие мировые кризисы, как теракт 11 сентября 2001 г. и всемирный
экономический кризис, общая усталость от постмодернизма открыли путь для
новых возможностей осознания современности, для новой структуры чувства.
Утверждается необходимость поисков нового культурного течения,
которое смогло бы вобрать в себя и репрезентировать современную эпоху с
присущими ей плюрализмом, мультикультурностью, многополярностью,
наложением различных контекстов и т.д. При этом осознается необходимость
качественно новой призмы восприятия, настроенной на позитивизм и
созидание. В нескольких исследованиях на смену постмодернизму предлагается
понятие постпостмодернизма как некой амальгамы будущих возможных
направлений.
2. Рассмотрена теоретическая основа нового художественного течения –
метамодернизма. Представлено его обобщенное определение и характерные
черты. Выступая как вариант постпостмодернизма, метамодернизм – это
особенное художественное и культурное течение, обобщающее изменения и
состояния культуры с 1990-х годов до нашего времени.
Ключевой чертой метамодернизма является релятивизм, осцилляция,
вечное колебание между наивностью модернизма и цинизмом постмодернизма,
в спектр которого могут попасть принципиально разные идеи и эмоции.
Метамодернизм опирается на идею новой искренности, новой чувственности и
даже идеализма, пытается вернуть в эстетику и философию черты романтизма,
сентиментализма и др...
1. Аккер, ван ден Р. Метамодернизм. Историчность, Аффект и Глубина
после постмодернизма / [пер. с англ. В. М. Липки, вступит. ст. А. В. Павлова]. –
М. : РИПОЛ классик, 2019. – 494 с.
2. Андреев, Л.Г. Литература Франции // Зарубежная литература XX века.
— М. : Высшая школа, 2004. – С. 387–420.
3. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер с фр. / Сост.,
общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. – М. : Издательская группа «Прогресс»,
«Универс», 1994. – 616 с.
4. Бахтин, М.М. Автор и герой: К философским основах гуманитарных
наук. – СПб. : Азбука, 2000. – 336 с.
5. Бахтин, М.М. Эпос и роман. – СПб.: Изд-во «Азбука», 2000б. – 304 с.
6. Борисеева, Е.А. Роман инициации: проблема жанровой атрибуции //
Веснік БДУ. Серыя 4, Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. – 2014. – № 1. – С.
20–23.
7. Бочкарева, Н.С. Поэтика «романа о романе» Патрика Модиано
«Чтобы ты не заблудился в квартале» / Н.С. Бочкарева, И.В. Суслова, А.Д.
Бажанов // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная
филология. – 2020. – Т. 12, № 2. – С. 81–89.
8. Бреннер, Ж. Моя история современной французской литературы. – М.
: Высшая школа, 1994. – 352 с.
9. Гиббонс, Э. Аффект // Метамодернизм. Историчность, Аффект и
Глубина после постмодернизма. – М. : РИПОЛ классик, 2019. – С. 211–346.
10. Горбовская, С.Г. Использование приема «нарративных бросков» в
литературе метамодернизма на примере произведений Т. Моррисон, Ф.
Бегбедера и В. Пелевина // Русско-зарубежные литературные связи:
коллективная монография. – Нижний Новгород, 2021а. – С. 27–35.
11. Горбовская, С.Г. Признаки «возвращения аффекта» в литературе
метамодернизма. Эмпатия, искренность и «радикальная беззащитность» в произведениях Д. Ф. Уоллеса, Ф. Бегбедера и Э.-Э. Шмитта // Древняя и Новая
Романия. – 2021б. – № 28. – С. 99–114.
12. Горбовская, С.Г. Признаки литературы «новой искренности» в
романе Ванессы Диффенбах «Язык цветов» // Научный диалог. – 2023. – Т. 12,
№ 2. – С. 188–202.
13. Гребенюк, А.А. Культурно-исторический анализ переживаний
человека эпохи метамодернизма // Азимут научных исследований: педагогика и
психология. – 2019. – Т. 8, № 1 (26). – С. 326–330.
14. Гройс, Б. Ранние тексты: 1976–1990 / Борис Гройс. – М. : Ад
Маргинем Пресс, 2017. – 496 с.
15. Долинин, А.А. Паломничество Чарльза Смитсона (О романе Джона
Фаулза «Подруга французского лейтенанта») // Фаулз, Дж. Подруга
французского лейтенанта. – Л.: Художественная литература, 1985. – С. 3–18... 72