Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ В КУРСЕ ОБЩЕЙ ФИЗИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Работа №17398

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы24
Год сдачи2006
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
288
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность исследования. Фундаментальная подготовка по физике всегда являлась одним из приоритетных направлений высшего политехнического образования. Основным результатом фундаментализации физического образования можно считать развитие
теоретического мышления студентов. При этом физическая теория остается одним из наиболее трудных для усвоения элементов содержания курса общей физики вследствие наличия в ней большого объема абстрактного материала. Это обстоятельство препятствует обучению физике на высоком теоретическом уровне сложности, эффективность которого доказана основоположниками теории деятельностного развития в педагогике (В.В. Давыдов,
Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин). В обучении физике в вузе, по-прежнему, можно отметить
определенную оторванность теоретического материала от его практического применения.
Практическим применением теории является построение теоретических моделей реальных
процессов и явлений. Для полноценного овладения физической теорией студенты должны
не только изучить основные теоретические концепции, но и познакомиться с построенными
на их основе теоретическими моделями, представлять область их применимости.
При традиционном (на лекциях и, частично, на практических занятиях) изучении
моделей основное внимание студентов концентрируется на представляющем субъективную
трудность математическом аппарате. При этом поведение изучаемой модели должно воспроизводиться в мысленном эксперименте, который практически не поддается контролю со
стороны преподавателя. При выполнении мысленного эксперимента у студентов отсутствует возможность опоры на материальную деятельность, на преимущественно развитый у
студентов технического вуза предметно-деятельностный стиль мышления. Таким образом,
деятельностное изучение модели обрывается на полпути, у студентов не возникает законченной взаимосвязи теоретических концепций, математических выкладок с поведением некоторого физического объекта. Очевидно, что для полноценного (деятельностного) изучения теоретических моделей необходимо формировать навыки мысленного эксперимента и
связанное с ним понимание физических процессов и явлений, упражняясь во внешней, контролируемой извне и преподавателем, и студентами, деятельности с объектом той же степени идеализации, которая заложена в теории и математических выкладках. В натурном физическом эксперименте трудно воспроизвести идеальные условия, описанные в теории, поэтому он не всегда может стать опорой для формирования навыков мысленного эксперимента. Таким объектом, посредством которого обучение мысленному эксперименту происходит во внешней материализованной деятельности, которой можно управлять, является
компьютерная модель.
Поскольку в изучении теоретических моделей основной упор делается на овладении
физическим содержанием, то наиболее целесообразным следует признать изучение физических теоретических моделей с помощью компьютерного моделирования в курсе физики.
Методике использования в учебном процессе компьютерных моделей посвящен ряд научных исследований и диссертационных работ (Е.И. Бутиков, И.М. Нуркаева, И.А. Несмелова, Е.В. Оспенникова, А.М. Толстик, А.В. Худякова). В этих работах убедительно показано,
что наилучшей организационной формой изучения компьютерных моделей являются лабораторные работы, во время которых каждый обучаемый лично взаимодействует с моделью,
однако основной акцент в этих исследованиях сделан на конструирование моделей. Но для
того чтобы получить знания о модели недостаточно только ее сконструировать, необходимо
изучить свойства и физический смысл построенной модели. Поэтому активное материализованное изучение теоретических моделей в имеющихся компьютерных разработках реализуется не в полной мере. Это препятствует пониманию студентами физической сути модели
и усвоению соответствующего теоретического материала. В настоящее время разработкой компьютерных лабораторных работ по физике занимаются во многих отечественных и зарубежных вузах (Москва, С-Петербург, Тверь,
Томск, фонд Shoder и др.). Анализ современных разработок компьютерных лабораторных
работ позволил разделить их на две группы: работы, направленные на воспроизведение реальных физических экспериментов – В.В. Ларионов, В.В. Монахов, Д.В. Пичугин, С.К.
Стафеев, др.; и работы, направленные на изучение физических теоретических моделей
(компьютерные моделирующие лабораторные работы) – А.А. Бессонов, Е.И. Бутиков,
С.М.Козел, В.А. Стародубцев.
При проектировании тех и других работ существенной разницы в подходах не наблюдается, что нельзя считать оправданным, так как работы направлены на изучение объектов разной природы (реальной и идеальной). При выполнении компьютерных лабораторных работ, направленных на изучение теоретических моделей, (как и при выполнении компьютерных работ, воспроизводящих реальные физические эксперименты) за основу берется
методика проведения натурного эксперимента. Полное усвоение теоретического материала
здесь является необходимым условием допуска к работе. В результате выполнение компьютерной моделирующей лабораторной работы становится иллюстрацией к изученной теории.
Естественно, если теорию удалось изучить достаточно хорошо без компьютерной модели,
то не следует ожидать большой эффективности от выполнения самой работы. Поэтому низкая эффективность компьютерных лабораторных работ неоднократно критиковалась в печати (А.А. Гладун, О.Н. Крохин, А.Н. Мансуров). Для повышения эффективности компьютерных лабораторных работ, направленных на изучение физических теоретических моделей, необходимо разработать специальную педагогическую концепцию проектирования,
которая позволит усваивать теоретический материал постепенно в процессе изучения модели, формировать навыки выполнения мысленного эксперимента во внешней материализованной деятельности. Основой для построения такой концепции является концепция последовательного (поэтапного) погружения в материал, не применявшаяся ранее к компьютерным лабораторным работам.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенных исследований получены следующие результаты:
• разработан комплект компьютерных моделирующих лабораторных работ, отвечающих
выработанной концепции поэтапного усвоения теоретического материала;
• разработана последовательность различных методик организации изучения физических теоретических моделей с использование компьютерных моделирующих лабораторных работ в рамках лабораторного физического практикума.
Проведенное исследование, подтвердившее выдвинутую гипотезу, позволило сделать следующие выводы:
• исходя из теоретического характера физических моделей и предметнодеятельностного характера их исследования, сформулирована педагогическая концепция и развита трактовка дидактических принципов проектирования и применения
компьютерных моделирующих лабораторных работ;
• предложенная педагогическая концепция проектирования и проведения компьютерных моделирующих лабораторных работ способствует формированию познавательной
деятельности студентов на высоком теоретическом уровне сложности;
• в процессе педагогического эксперимента подтверждено, что пренебрежение этапом
изучения физических моделей в методике формирования навыков моделирования является неоправданным, в методике формирования экспериментальной компетентности
выявлены теоретические и методические подходы, которые можно применять для изучения теоретических моделей, например, роль виртуальных приборов в формировании
активно-поискового характера познавательной деятельности студентов;
• экспериментальная проверка гипотезы о позитивном влиянии компьютерных моделирующих лабораторных работ на результат изучения студентами теоретического материала курса общей физики проведена на достаточно большом статистическом материале и дала положительный результат.
Исходя из проведенных исследований, можно сделать вывод, что эффективность усвоения студентами технического вуза теоретического материала в курсе физики повышается, если для изучения физических теоретических моделей в лабораторном практикуме систематически используются компьютерные моделирующие лабораторные работы, спроектированные на основе выработанной концепции поэтапного усвоения теоретического материала и применяемые с учетом предлагаемых методик.
Благодаря предложенной концепции изменено представление о характере формируемой при выполнении компьютерных моделирующих лабораторных работ деятельности
студентов. Так как деятельность по работе на компьютере является сформированной, то работы стимулируют развитие интеллектуальной деятельности по работе с абстрактным материалом в материализованной форме, формируют взаимосвязь абстрактных теоретических
понятий и категорий математического аппарата с визуальным представлением модели. На
основе специально разработанных упражнений развиваются такие виды умственной деятельности как выявление причинно-следственных связей, взаимоподчиненности различных
теоретических категорий, анализ характера и особенностей проявления различных взаимосвязей в изучаемой системе.
Показано, что в отличие от натурных лабораторных работ, где ориентировочная основа (в силу объективных причин) представляет совокупность частных, конкретных ориентиров, предоставляемых учащемуся в готовом виде, являясь, в большинстве случаев, неполной, при выполнении компьютерных моделирующих лабораторных работ, спроектированных на основе предложенной концепции, ориентировочная основа деятельности формируется самими студентами на основе полной системы обобщенных ориентиров. Это позволяет формировать действия быстро, безошибочно, с большой устойчивостью и широтой переноса. Благодаря чему интенсифицируется учебный процесс.
Использование разработанных автором компьютерных моделирующих лабораторных работ в реальном учебном процессе позволило повысить мотивацию студентов к изучению такой общеобразовательной дисциплины как общая физика. Изучение теоретических
моделей в рамках лабораторных занятий позволило сгладить противоречие между теорией
и практикой в процессе изучения курса общей физики технического вуза, а также расширить область включенности моделирования в учебный процесс.
Предложенная концепция поэтапного усвоения теоретического материала в сочетании с активно-поисковым характером учебной деятельности позволяет перевести компьютерные лабораторные работы, направленные на изучение физических теоретических моделей, из средств объяснительно-иллюстративного метода в средства эвристического метода
обучения. Наряду с углублением и интенсификацией усвоения теоретического материала
курса физики, возрастанием мотивации учения, этот факт можно также считать показателем
повышения эффективности компьютерных лабораторных работ как дидактического средства.
Результаты исследования достоверно подтверждают правильность выдвинутой концепции и гипотезы.


Кравченко Н.С., Ревинская О.Г. Роль компьютерных лабораторных работ в подготовке иностранных студентов по физике // Физическое образование в вузах. – 2005. – Т. 11, № 2. – С.
101-105.
2. Кравченко Н.С., Ревинская О.Г., Стародубцев В.А. Комплекс компьютерных моделирующих
лабораторных работ по физике: принципы разработки и опыт применения в учебном процессе
// Физическое образование в вузах. – 2006. – Т. 12, № 2. – С. 85-95.
3. Ревинская О.Г., Стародубцев В.А. Развивающая роль компьютерных моделирующих лабораторных работ // Педагогическая информатика. – 2006. – № 2. – С. 52-56.
4. Ревинская О.Г., Стародубцев В.А. Развивающая роль компьютерных моделирующих лабораторных работ // Информатика и образование. – 2006. – № 2. – С. 120-123.
5. Ревинская О.Г., Стародубцев В.А. Эмпирическое изучение теоретических моделей в физическом образовании // Открытое образование. – 2006. – № 5. – С. 12-21.
6. Кравченко Н.С., Ревинская О.Г. Комплекс компьютерных моделирующих лабораторных работ
по физике Laboratory Simulations 1.0 / М.: ВНТИЦ, 2005. – №50200501393. – 8 с.
7. Богданов О.В., Ревинская О.Г., Филимонов С.С. Компьютерные лабораторные работы как один
из способов развития интереса к изучению физики // Материалы X Всероссийской научнопрактической конференции «Инновационные процессы в высшей школе» Краснодар, 23-26
сентября 2004 г. – Краснодар, 2004. – С. 98-99.
8. Кравченко Н.С., Ревинская О.Г. Об опыте разработки, методического сопровождения и применения в учебном процессе компьютерных лабораторных работ по физике // Материалы VIII
международной конференции «Физика в системе современного образования» (ФССО-05),
Санкт-Петербург, май - июнь 2005 г. – СПб., 2005. – С. 556-558.
9. Кравченко Н.С., Ревинская О.Г. Роль виртуального лабораторного практикума в углубленном
изучении некоторых физических явлений // Материалы XVI Международной конференции
«Применение новых технологий в образовании», Троицк, 28-29 июня 2005 г. – Тровант, 2005. –
С. 353-355.
10. Кравченко Н.С., Ревинская О.Г., Стародубцев В.А. Инновационные технологии разработки и
использования лабораторных работ по моделированию физических процессов на компьютере //
Педагог. – 2005. – № 2(19). – С. 155-161.
2311. Ревинская О.Г. Концепция формирования навыков мысленного физического эксперимента с
помощью компьютерных моделирующих лабораторных работ // Материалы XII Всероссийской
научно-практической конференции «Инновационные процессы в высшей школе» Краснодар,
21-24 сентября 2006 г. – Краснодар, 2006. – С. 163-165.
12. Ревинская О.Г. Методические особенности изучения теоретических физических моделей с помощью виртуальных лабораторных работ // Материалы II межрегиональной научнопрактической конференции с международным участием «Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы», Красноярск, 15-17 мая 2006 г. – Красноярск, 2006. – С. 220-223.
13. Ревинская О.Г., Стародубцев В.А., Федоров А.Ф. Методология моделирования в физическом
образовании // Сборник тезисов докладов III Международной научно-практической конференции «Новые образовательные технологии в вузе (НОТВ-2005)», Екатеринбург, 13-15 декабря
2005 г. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. – С. 163-166.
14. Кравченко Н.С., Ревинская О.Г. Лабораторный практикум по моделированию физических процессов на компьютере. Механика. Жидкости и газы. Колебания и волны. Электричество и магнетизм. – Томск: Изд. ТПУ, 2006. – 270 с

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ